Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Планирование персонала - определение потребностей в персонале, планирование мероприятий по привлечению персонала, его адаптации и развитию.
Планирование персонала может рассматриваться в трех различных временных горизонтах, которым соответствуют разные подходы к планированию персонала. Временные интервалы планирования обозначают следующие их разновидности:
краткосрочное планирование персонала (период не более года);
среднесрочное планирование персонала (от одного года до пяти лет);
долгосрочное планирование персонала (более пяти лет).
Планирование является не методом, а функцией управления персоналом, которая представляет собой деятельность по согласованию интересов работодателей и работополучателей.
Планирование персонала продолжает развитие кадровой политики, опирается на эту политику, а также на стратегию развития организации.
Планирование персонала осуществляется в три этапа:
1. прогноз потребности в кадрах сбор информации о качественной и количественной потребности в кадрах с учетом фактора времени;
2. планирование наличия кадров: установление фактического наличия кадров с учетом их качественных, количественных характеристик и временного аспекта;
3. планирование несоответствия
фактических и плановых
2. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Научно-технический прогресс
и организационные
Командно-административные
методы руководства, не обладая гибкими
средствами управления, не смогли эффективно
устранить или уменьшить
Требование создать такие условия, которые позволили бы работнику получать удовлетворение от своего труда, при одновременном улучшении использования персонала вошло в противоречие с главной целью – выполнение плана производства продукции любыми средствами. Административные методы, направленные на руководство людьми, не замечали человека, не считались с его потребностями.
Планирование персонала рассматривается в трех различных временных горизонтах, на которых базируются различные подходы к планированию персонала. Временные интервалы планирования делятся на:
Краткосрочное планирование персонала. Он распространяется на период не более одного года.
Среднесрочное планирование персонала. В данном периоде имеет место планы, которые приходятся на временной интервал от одного года до пяти лет.
Долгосрочное планирование персонала. Включает все планы, которые учитываются во временном промежутке, содержащим в себе более пяти лет.
Краткосрочное планирование
в персонале занимается преимущественно
применением персонала, в то время
как средне- и долгосрочное планировании
в большей степени занимаются
потребностями в персонале, набором
персонала, его развитием и
Целью средне- и долгосрочного планирования являются своевременное и квалифицированное дополнение состава персонала. Для этого должна быть установлена будущая потребность в персонале, полученная на основе имеющихся данных по потребности в смене и в принятии на работу.
Концепцию долгосрочной, ориентированной
на будущее, кадровой политики, учитывающей
все эти аспекты, можно реализовать
с помощью кадрового
Сущность кадрового
Кадровое планирование осуществляется
как в интересах организации,
так и в интересах его
Кадровое планирование должно создавать мотивацию для более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Людей привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования является учет интересов всех работников организации.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
1. сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы?
2. каким образом можно
привлечь необходимый и
3. как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
4. каким образом обеспечить
развитие кадров для
5. каких затрат потребуют
запланированные кадровые
Кадровое планирование реализуется
посредством системы
Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации
|Собрать информацию о персонале |
|Определить цели планирования деятельности |
|организации |
|Проверить информацию о персонале на |
|соответствие ее целям планирования |
|деятельности организации |
|Могут ли быть реализованы цели кадрового |
|планирования |
|Спланировать потребность в персонале |
|Спланировать привлечение, адаптацию и |
|высвобождение в персонале |
|Спланировать использование персонала |
|Спланировать обучение, переподготовку и |
|повышение квалификации персонала |
|Спланировать деловую карьеру, |
|служебно-профессиональное продвижение |
|квалификации персонала |
|Спланировать расходы на персонал организации|
|Регулярный контроль и развитие отдельных |
|видов планирования |
Для разработки оперативного
плана работы с персоналом необходимо
с помощью специально разработанных
анкет собрать следующую
. сведения о постоянном
составе персонала (имя,
. данные о структуре
персонала (квалификационная, половозрастная,
национальная структура;
. текучесть кадров;
. потери времени в результате простоев, по болезни;
. данные о продолжительности
рабочего дня (полностью или
частично занятые, работающие
в одну, несколько или ночную
смену, продолжительность
. заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплат по тарифу и сверх тарифа);
. данные об услугах
социального характера,
Анкету следует составлять
таким образом, чтобы наряду с
производственными целями они могли
служить и кадровому
Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования.
Информация о персонале должны отвечать следующим требованиям:
. простота – это значит,
что информация должна
. наглядность – сведения
должны быть представлены
. однозначность – сведения
не должны быть неясными, в
их толковании следует за
. сопоставимость – сведения
должны приводиться в
. преемственность – сведения
о кадрах, подаваемые за разные
временные периоды, должны
. актуальность – сведения
должны быть свежими,
Планирование потребности
в персонале является начальной
ступенью процесса кадрового планирования
и базируется на данных об имеющихся
и запланированных рабочих
Целью планирования потребностей
в персонале является определение
качественной и количественной потребности
в персонале, который нужен для
обеспечения имеющийся в
Потребность в персонале подвергается влиянию различных факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
|Внешние факторы для предприятия |Влияние |
|Общее экономическое развитие, |Возможность сбыта продукции |
|развитие отраслей, изменение |предприятия |
|структуры рынка,
|влияние | |
|Изменения в социальном и трудовом |Например, время работы и условий |
|законодательстве, развитие
тарифов |применения рабочей
|Технологические изменения
|Внедрение новых технологий
|Внутренние факторы для предприятия |Влияние |
|Запланированное количество сбыта, |Качественная и количественная |
|запланированная технология |потребность в персонале |
|производства, организация работы | |
|сотрудников и предприятия, средняя | |
|производительность
|рабочей силы, регулирование рабочего| |
|времени и отпусков | |
|Время отсутствия на рабочем месте, |Необходимость в создании потенциала |
|текучесть кадров |замены или резерва |
|Интересы и потребности
в сотрудниках|Влияние на
| |производительному труду |
Задачи планирования в персонале:
Качественное планирование
потребностей в персонале определяет
способности и знания, которыми должен
обладать каждый сотрудник, чтобы соответствовать
занимаемому им рабочему месту и
правильно выполнять
Количественное планирование потребностей в персонале определяет число сотрудников по категориям персонала, которые задействованы для выполнения четко определенных заданий.
Планирование набора персонала
вытекает из планирования потребности
в нем. Планирование набора персонала
принципиально основывается на прогнозе,
из которого может вытекать потребность
в замене или дополнительном наборе
сотрудников. Чтобы минимизировать
риск, связанный с набором персонала,
в данной сфере планирования должны
быть представлены объем и структура
будущей потребности в
Набор персонала делится на различные подфункции, из которых следуют четыре подраздела планирования набора персонала:
. Планирование найма персонала
Этот раздел охватывает размещение имиджевой рекламы предприятия, а также ознакомление потенциальных кандидатов с потребностью в персонале при помощи различных источников по найму рабочей силы (например, через публикацию предложения свободных рабочих мест).
. Планирование выбора из претендентов