Планирование персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 11:58, дипломная работа

Краткое описание

Нередко в условиях кризиса перед руководством организации встаёт вопрос о снижении расходов, а его решением, зачастую, становится сокращение численности персонала. В результате не продуманных действий с человеческими ресурсами предприятие может, сократив расходы, не только нанести урон качеству производимой продукции, но и понести значительные убытки.
Поэтому, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановки этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
При этом, важно понимать, что в отраслях, имеющих опыт нахождения на рынке и успешно адаптировавшихся к современным условиям потребности в рабочей силе не претерпевают серьезных изменений из года в год, и планирование управления человеческих ресурсов не представляет особой сложности.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты планирования в системе управления персоналом…4
1.1. Персонал и его роль в организации…………………………………………4
1.2. Управление персоналом, его основные задачи и функции ………………..6
1.3. Планирование в управлении персоналом …………………………………...9
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Горизонт» за 2013 – 2-14 гг……………………………………………………………………………...17
2.1. Общие сведения о предприятии…………………...……………………......17
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности……….……21
3. Планирование как функция в управлении персоналом……..…..………...26
3.1 Анализ обеспеченности в персонале на предприятия ...................................26
3.2 Планирование потребности в управлении персоналом …………………….27
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА.docx

— 108.17 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты планирования в системе управления персоналом…4

1.1.  Персонал и его  роль в организации…………………………………………4

1.2. Управление персоналом, его основные задачи и функции  ………………..6

1.3. Планирование в управлении персоналом …………………………………...9

2. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия ООО  «Горизонт» за 2013 – 2-14 гг……………………………………………………………………………...17

2.1. Общие сведения о  предприятии…………………...……………………......17

2.2. Анализ основных экономических  показателей деятельности……….……21

3.  Планирование как  функция  в управлении  персоналом……..…..………...26

3.1 Анализ обеспеченности  в персонале на предприятия  ...................................26

3.2 Планирование потребности в управлении персоналом …………………….27

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

Введение

 

Нередко в условиях кризиса перед руководством организации встаёт вопрос о снижении расходов, а его решением, зачастую, становится сокращение численности персонала. В результате не продуманных действий с человеческими ресурсами предприятие может, сократив расходы, не только нанести урон качеству производимой продукции, но и понести значительные убытки.

Поэтому, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановки этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

При этом, важно понимать, что в отраслях, имеющих опыт нахождения на рынке и успешно адаптировавшихся к современным условиям потребности в рабочей силе не претерпевают серьезных изменений из года в год, и планирование управления  человеческих ресурсов не представляет особой сложности.

Таким образом, тема курсовой работы актуальна, поскольку вопросы планирования  в управлении человеческих ресурсов сейчас активно изучаются.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить один из важнейших аспектов теории и практики управления – планирование в управлении  кадрах предприятия, а также рассмотреть практическое применение планирования потребности в кадрах на примере ООО «Горизонт».

Чтобы выполнить поставленные цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты планирования в управлении кадров;
  2. провести общий анализ деятельности предприятия;
  3. проанализировать на примере ООО «Горизонт» эффективность планирования управления персоналом;

 

   Объект исследования - планирование в управлении персонала

Предмет – являются вопросы, касающиеся планирование в управлении персоналом, методики учета необходимого персонала, эффективности мероприятий по планированию.

Цель работы – раскрыть сущность понятия «планирование в управлении персоналом» в целом и выявить его особенности в системе управления персоналом магазина «Горизонт».

Теоретической базой при написании курсовой работы послужили: законодательные, нормативные акты Российской Федерации, труды ученых и практиков исследуемой работы.

В работе применялись следующие методы экономических исследований: статистические, монографические, экономический анализ и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы планирования потребности в персонале

 

    1. Персонал и его роль в организации

 

Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого фактора и развитие новых форм и методов управления персоналом, а также планирование в управлении персоналом.

          Утверждение рыночных отношений сопровождалось созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Сегодня общепризнано, что реализация планов организаций, ее успех, в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие, удовлетворяющих и руководство предприятия, и самих работников.

Управление людьми представляет собой компонент упраления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, следовательно, кадровые службы организаций должны очень тщательно подходить к вопросу о найме персонала. Одной из главных задач является выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями, навыками и характеристиками которыми он обладает в действительности.

В итоге, работы кадровых служб организация либо получает высококвалифицированный персонал, либо безынициативных, серых исполнителей.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению. Следует перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

Традиционно считалось, что основой развития предприятия являются капиталовложения, инвестиции, внедрение более совершенных технологий, а персоналу отводиться роль аккуратного исполнителя. Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.

Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности. Что же мы понимаем под определением персонал?

  •         Персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

 

1.2 Управление  персоналом,  основные задачи  и функции

 

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль над формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Кадровая работа включает в себя следующие элементы: подбор и расстановка кадров, обучение и развитие кадров, компенсацию за выполненную работу, создание условий на рабочем месте.

Персонал как объект управления целесообразно представить через фазы воспроизводства (табл.1.1) [18, с. 70].

 

Таблица 1.1. Матрица функций управления персоналом в организации

Функции управления

Фазы воспроизводства

 

Формирование

Распределение

Перераспределение

Использование

1. Планирование

Разработка планового баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники набора.

Разработка перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала.

Разработка планов высвобождения кадров под влиянием научно-технического прогресса.

Разработка мероприятий по обеспечению полного и рационального использования кадров в организации.

2.Организация

Подбор и подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров.

Профессиональная ориентация и расстановка кадров.

Переподготовка персонала, высвобождающегося в ходе развития научно-технического прогресса.

Содействие развитию различных соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации.

         

3. Мотивация

Установление и определение системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда.

4. Контроль

Составление отчетного баланса по численности и кадровому составу, определение численности кадров.

Определение системы показателей для учета и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового плана.

Определение конечных результатов по вторичному распределению персонала и его использованию.

Определение уровня механизации организации и условий труда.


 

Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих принципах:

. Подчиненность общей  стратегии развития торгового  предприятия;

. Обеспечение стабилизации  состава работников;

. Отказ от жесткой классификации  работ;

. Отбор основных работников  на конкурсной основе;

. Учет трудовой мотивации  основных работников;

. Учет правовых норм  и государственного регулирования  занятости и оплаты труда [31, с. 144].

С учетом изложенных основных принципов формируется система управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система работы с персоналом - это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Управление персоналом подразумевает целенаправленную деятельность руководящего звена, руководителей и специалистов подразделений, в том числе разработку принципов и методов управления персоналом [27, с. 143].

Основные функции управления персоналаом:

 

подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;

оценку персонала;

развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;

наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;

обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.

анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;

мотивация персонала,

оценка и обучение кадров,

содействие адаптации работников к нововведениям,

создание социально комфортных условий в коллективе,

решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.

Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.

1.3. Планирование  персонала

В российских организациях кадровое планирование в отличие от планирования производства, сбыта, капиталовложений, еще не находит признания в полном объеме.

Планирование персонала – это процесс определения количественной и качественной потребности организации в персонале в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена.

При этом сопоставляется имеющийся персонал организации с его возможной потребностью в будущем, определяется потребность в найме, обучении, перераспределении, сокращении работников.

]Планирование персонала должно определять:

– сколько персонала и какой квалификации необходимо в будущем;

– как привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты;

– как использовать работников в соответствии с их способностями;

– как целенаправленно содействовать развитию персонала, приспосабливать его знания к изменяющимся требованиям;

– каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.

М. Армстронг трактует основные задачи планирования персонала следующим образом:

– привлечение и сохранение необходимых работников, обладающих соответствующими навыками, опытом и компетенцией;

– предвидение возможного излишка или дефицита работников;

– создание хорошо подготовленного и гибкого штата, что вносит вклад в способность организации адаптироваться к неопределенной и изменяющейся окружающей среде;

– снижение зависимости от найма работников извне, когда на рынке труда отмечаются недостаточное предложение работников с важными для организации навыками, с помощью сохранения и развития собственных работников;

– совершенствование использования рабочей силы с помощью более гибких систем работы.[81]

Планирование персонала можно представить в виде схемы (рис. 4.1).

 

Рис. 1.2. Процесс планирования персонала 
Основные элементы планирования персонала :

- Анализ состава персонала.

Прежде всего проводится анализ фактического соответствия качественного и количественного состава персонала стоящим перед организацией задачам и требованиям, предъявляемым к исполнителям.

Основная задача качественного анализа – определение и оценка знаний и умений сотрудников к четко определенному времени планирования.

Задача количественного анализа состава персонала – определение числа сотрудников по каждой категории персонала (например, служащий или рабочий, прошедшие обучение или неквалифицированные кадры, мужчины и женщины, молодежь и т. д.).

Важно установить природу несоответствия между требуемым и имеющимся в наличии персоналом, поскольку этим обусловливается круг мероприятий, направленных на ликвидацию подобного несоответствия.

Информация о работе Планирование персонала