Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 11:58, дипломная работа
Нередко в условиях кризиса перед руководством организации встаёт вопрос о снижении расходов, а его решением, зачастую, становится сокращение численности персонала. В результате не продуманных действий с человеческими ресурсами предприятие может, сократив расходы, не только нанести урон качеству производимой продукции, но и понести значительные убытки.
Поэтому, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановки этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
При этом, важно понимать, что в отраслях, имеющих опыт нахождения на рынке и успешно адаптировавшихся к современным условиям потребности в рабочей силе не претерпевают серьезных изменений из года в год, и планирование управления человеческих ресурсов не представляет особой сложности.
Введение
1. Теоретические аспекты планирования в системе управления персоналом…4
1.1. Персонал и его роль в организации…………………………………………4
1.2. Управление персоналом, его основные задачи и функции ………………..6
1.3. Планирование в управлении персоналом …………………………………...9
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Горизонт» за 2013 – 2-14 гг……………………………………………………………………………...17
2.1. Общие сведения о предприятии…………………...……………………......17
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности……….……21
3. Планирование как функция в управлении персоналом……..…..………...26
3.1 Анализ обеспеченности в персонале на предприятия ...................................26
3.2 Планирование потребности в управлении персоналом …………………….27
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты планирования в системе управления персоналом…4
1.1. Персонал и его
роль в организации………………………………
1.2. Управление персоналом, его основные задачи и функции ………………..6
1.3. Планирование в управлении персоналом …………………………………...9
2. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия ООО
«Горизонт» за 2013 – 2-14 гг…………………………………………………………………………
2.1. Общие сведения о
предприятии…………………...…………………….
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности……….……21
3. Планирование как функция в управлении персоналом……..…..………...26
3.1 Анализ обеспеченности
в персонале на предприятия
..............................
3.2 Планирование потребности в управлении персоналом …………………….27
Заключение
Список использованной литературы
Нередко в условиях кризиса перед руководством организации встаёт вопрос о снижении расходов, а его решением, зачастую, становится сокращение численности персонала. В результате не продуманных действий с человеческими ресурсами предприятие может, сократив расходы, не только нанести урон качеству производимой продукции, но и понести значительные убытки.
Поэтому, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановки этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
При этом, важно понимать, что в отраслях, имеющих опыт нахождения на рынке и успешно адаптировавшихся к современным условиям потребности в рабочей силе не претерпевают серьезных изменений из года в год, и планирование управления человеческих ресурсов не представляет особой сложности.
Таким образом, тема курсовой работы актуальна, поскольку вопросы планирования в управлении человеческих ресурсов сейчас активно изучаются.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить один из важнейших аспектов теории и практики управления – планирование в управлении кадрах предприятия, а также рассмотреть практическое применение планирования потребности в кадрах на примере ООО «Горизонт».
Чтобы выполнить поставленные цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования - планирование в управлении персонала
Предмет – являются вопросы, касающиеся планирование в управлении персоналом, методики учета необходимого персонала, эффективности мероприятий по планированию.
Цель работы – раскрыть сущность понятия «планирование в управлении персоналом» в целом и выявить его особенности в системе управления персоналом магазина «Горизонт».
Теоретической базой при написании курсовой работы послужили: законодательные, нормативные акты Российской Федерации, труды ученых и практиков исследуемой работы.
В работе применялись следующие методы экономических исследований: статистические, монографические, экономический анализ и другие.
Глава 1. Теоретические основы планирования потребности в персонале
Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого фактора и развитие новых форм и методов управления персоналом, а также планирование в управлении персоналом.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Сегодня общепризнано, что реализация планов организаций, ее успех, в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие, удовлетворяющих и руководство предприятия, и самих работников.
Управление людьми представляет собой компонент упраления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, следовательно, кадровые службы организаций должны очень тщательно подходить к вопросу о найме персонала. Одной из главных задач является выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями, навыками и характеристиками которыми он обладает в действительности.
В итоге, работы кадровых служб организация либо получает высококвалифицированный персонал, либо безынициативных, серых исполнителей.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению. Следует перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Традиционно считалось, что основой развития предприятия являются капиталовложения, инвестиции, внедрение более совершенных технологий, а персоналу отводиться роль аккуратного исполнителя. Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.
Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности. Что же мы понимаем под определением персонал?
1.2 Управление персоналом, основные задачи и функции
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль над формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Кадровая работа включает в себя следующие элементы: подбор и расстановка кадров, обучение и развитие кадров, компенсацию за выполненную работу, создание условий на рабочем месте.
Персонал как объект управления целесообразно представить через фазы воспроизводства (табл.1.1) [18, с. 70].
Таблица 1.1. Матрица функций управления персоналом в организации
Функции управления |
Фазы воспроизводства | |||
Формирование |
Распределение |
Перераспределение |
Использование | |
1. Планирование |
Разработка планового баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники набора. |
Разработка перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала. |
Разработка планов высвобождения кадров под влиянием научно-технического прогресса. |
Разработка мероприятий по обеспечению полного и рационального использования кадров в организации. |
2.Организация |
Подбор и подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров. |
Профессиональная ориентация и расстановка кадров. |
Переподготовка персонала, высвобождающегося в ходе развития научно-технического прогресса. |
Содействие развитию различных соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации. |
3. Мотивация |
Установление и определение системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда. | |||
4. Контроль |
Составление отчетного баланса по численности и кадровому составу, определение численности кадров. |
Определение системы показателей для учета и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового плана. |
Определение конечных результатов по вторичному распределению персонала и его использованию. |
Определение уровня механизации организации и условий труда. |
Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих принципах:
. Подчиненность общей стратегии развития торгового предприятия;
. Обеспечение стабилизации состава работников;
. Отказ от жесткой
. Отбор основных работников на конкурсной основе;
. Учет трудовой мотивации основных работников;
. Учет правовых норм
и государственного
С учетом изложенных основных принципов формируется система управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система работы с персоналом - это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Управление персоналом подразумевает целенаправленную деятельность руководящего звена, руководителей и специалистов подразделений, в том числе разработку принципов и методов управления персоналом [27, с. 143].
Основные функции управления персоналаом:
подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
оценку персонала;
развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
мотивация персонала,
оценка и обучение кадров,
содействие адаптации работников к нововведениям,
создание социально комфортных условий в коллективе,
решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
1.3. Планирование персонала
В российских организациях кадровое планирование в отличие от планирования производства, сбыта, капиталовложений, еще не находит признания в полном объеме.
Планирование персонала – это процесс определения количественной и качественной потребности организации в персонале в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена.
При этом сопоставляется имеющийся персонал организации с его возможной потребностью в будущем, определяется потребность в найме, обучении, перераспределении, сокращении работников.
]Планирование персонала должно определять:
– сколько персонала и какой квалификации необходимо в будущем;
– как привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты;
– как использовать работников в соответствии с их способностями;
– как целенаправленно содействовать развитию персонала, приспосабливать его знания к изменяющимся требованиям;
– каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.
М. Армстронг трактует основные задачи планирования персонала следующим образом:
– привлечение и сохранение необходимых работников, обладающих соответствующими навыками, опытом и компетенцией;
– предвидение возможного излишка или дефицита работников;
– создание хорошо подготовленного и гибкого штата, что вносит вклад в способность организации адаптироваться к неопределенной и изменяющейся окружающей среде;
– снижение зависимости от найма работников извне, когда на рынке труда отмечаются недостаточное предложение работников с важными для организации навыками, с помощью сохранения и развития собственных работников;
– совершенствование использования рабочей силы с помощью более гибких систем работы.[81]
Планирование персонала можно представить в виде схемы (рис. 4.1).
Рис. 1.2. Процесс планирования
персонала
Основные элементы планирования персонала
:
- Анализ состава персонала.
Прежде всего проводится анализ фактического соответствия качественного и количественного состава персонала стоящим перед организацией задачам и требованиям, предъявляемым к исполнителям.
Основная задача качественного анализа – определение и оценка знаний и умений сотрудников к четко определенному времени планирования.
Задача количественного анализа состава персонала – определение числа сотрудников по каждой категории персонала (например, служащий или рабочий, прошедшие обучение или неквалифицированные кадры, мужчины и женщины, молодежь и т. д.).
Важно установить природу несоответствия между требуемым и имеющимся в наличии персоналом, поскольку этим обусловливается круг мероприятий, направленных на ликвидацию подобного несоответствия.