Особенности разработки концепции реструктуризации предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель научной работы заключается в теоретическом изучении разработки концепции реструктуризации.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- проанализировать роль разработку концепции реструктуризации в процессе реструктуризации;
- систематизировать концепции реструктуризации бизнеса;
- изучить способы повышения стоимости бизнеса предприятия в процессе разработки реструктуризации;
- определить роль маркетинговой деятельности в разработке концепции;
- изучить особенности стратегического развития в рамках разработки концепции реструктуризации

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ. 6
1.1 Теории концепции реструктуризации, её место в процессе реструктуризации. 6
1.2 Способы повышения стоимости бизнеса предприятия, рассматриваемые в разработке концепции предприятия 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 22
2.1 Маркетинговые особенности разработки концепции реструктуризации. 24
2.2 Роль стратегического управления при разработке концепции 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 555.91 Кб (Скачать)
фгобу впо финансовый университет  при праивтельстве  российской федерации
Курсовая  работа
Особенности разработки концепции реструктуризации предприятия
 
 
 
 
 
Москва, 2011

Выполнила:

АУ4-2, Чупина Я. В.

Научный руководитель:

Ст. преп., Филюшина А. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ. 6

1.1 Теории концепции реструктуризации, её место в процессе реструктуризации. 6

1.2 Способы повышения стоимости бизнеса предприятия, рассматриваемые в разработке концепции предприятия 15

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 22

2.1 Маркетинговые особенности разработки концепции реструктуризации. 24

2.2 Роль стратегического управления при разработке концепции 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Список литературы 52 
 

Введение

     Современный этап рыночных преобразований экономики  России характеризуется не только глобализацией  производственных отношений, но также  неопределенностью конкурентных тенденций  и деформированием системы хозяйственных  связей, что формирует, в свою очередь, весьма противоречивую среду функционирования предприятий, где главными условиями  их жизнеспособности являются организационная  гибкость, динамичность и адаптация  к изменяющимся требованиям внешней  среды. Под воздействием изменяющейся внешней среды предприятия сталкиваются с такими проблемами как снижение конкурентоспособности, уменьшение доли рынка, падение уровня рентабельности производства. Такие проблемы вынуждают  руководство проводить изменения  структуры предприятия, методы и  способы его функционирования, для  проведения оздоровления его деятельности с целью выживаемости.

     Все это обуславливает необходимость  активного включения в систему  управления процессов реструктуризации в целях обеспечения оперативного реагирования производственной среды  на неконтролируемые источники внешних  возмущений. Реструктуризация - сложная  проблема, для решения которой  необходимо создание соответствующей  концепции. Кроме того, начиная процесс  реструктуризации, следует иметь "перед  глазами" синтезированный "портрет" предприятия, каким оно станет в  конце.

     Во  многом успех реструктуризации определяется концепцией ее реализации. Предприятия, осуществляя структурные преобразования, в первую очередь, должны опираться  на маркетинговую концепцию, которая  определяет главную цель предприятия - удовлетворение потребителя на основе изучения рынка, конкурентов и оценки возможностей производства и финансов бизнеса. Только сопоставление спроса и предложения позволит установить верные ориентиры, цели, задачи и виды реструктуризации, определить этапы, механизмы  и инструменты структурных преобразований. Особо значима реструктуризация на основе маркетинговой концепции  для промышленных предприятий, жизненный  цикл которых не позволяет быстро реагировать на изменение внешней  среды.

     Реструктуризация  как многоплановое явление может  осуществляться с использованием различных  рыночных инструментов, особую роль среди  которых занимает маркетинговое  обеспечение. Концепция маркетинга как новая парадигма управления бизнесом обеспечивает процесс реструктуризации необходимой информацией о функционировании предприятия, его внешней и внутренней среде, а также динамике ее изменения в будущем. Игнорирование маркетингового подхода в процессе реструктуризации ведет к ее неправильной целевой ориентации, а, следовательно, ведет к неконтролируемым изменениям в экономическом положении предприятия, обуславливает необходимость систематизации знаний в данной области, научной разработки и обоснования ряда концептуальных моментов, связанных с использованием концепции маркетинга в процессе реструктуризации предприятий.

     Несмотря  на значимость этапа составления  концепции реструктуризации, данная тема недостаточно теоретически и методически  разработана.

     Научно-теоретической  основой работы являются фундаментальные  труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим и практическим вопросам реструктуризации, реорганизации  и реформирования промышленных предприятий.

     Заметный  вклад в разработку теоретических  и методических положений реструктуризации предприятий, а также вопросам концепции, внесли зарубежные и отечественные  ученые: М. Д. Аистова, М. Альберт, Ф. Н. Давыдовский, A. В. Ежкин, В. А. Катков, Р. А. Лемещук, А. А. Лузин, И. И. Мазур, М. М. Максимцов, М. В. Одинцова, Р. Б. Противень, В. Д. Рудашевский, Н. Н. Тренев, Э. А. Уткин, М. А. Федотова, В. Д. Шапиро, В. А. Швандар. Проблемы реструктуризации промышленных предприятий в России и за рубежом изучали такие  ученые как B. А. Баринов, И. В. Виноградова, А. В. Груздев, О. О. Панин, Пол Дж.Хейр, A. С. Рикошинский, В. Дж Стивенсон, А. К. Тутунджян, М. А. Фурщик и др.

     При формировании маркетинговой концепции  реструктуризации необходимо обратить внимание на научные публикации А. В. Дьяченко, Ф. Котлера, B. А. Кирявского, А. В. Лещенко, К. Макконелла, М. Мескона, И. А. Иванюк, В. Н. Самочкина, И. М. Синяевой, А. Томпсона, Л. С. Шаховской, В. А. Уханова.

     В работах российских экономистов  по обсуждаемой проблеме практически  не находит отражение обоснование  необходимости в реструктуризации предприятия, на основании которого руководители могли бы своевременно определиться с видом реструктуризации и начать ее проведение.

     В публикациях уделяется мало внимания реструктуризации, основанной на маркетинговой  концепции, в основном речь идет об антикризисной реструктуризации, необходимости, в первую очередь, финансовой реструктуризации. Таким образом, несмотря на значительное количество публикаций, посвященных  реструктуризации бизнеса, на сегодняшний  день не сформирована программа реструктуризации бизнеса на основе маркетинговой  концепции.

     Цель  научной работы заключается в  теоретическом изучении  разработки концепции реструктуризации.

     В соответствии с указанной целью  были поставлены следующие задачи:

     - проанализировать роль разработку  концепции реструктуризации в  процессе реструктуризации;

     - систематизировать концепции реструктуризации  бизнеса;

     - изучить способы повышения стоимости  бизнеса предприятия в процессе  разработки реструктуризации;

     - определить роль маркетинговой  деятельности в разработке концепции;

     - изучить особенности стратегического  развития в рамках разработки  концепции реструктуризации

     Объектом  исследования является  ОАО «Вымпелком».

     Предмет исследования составляют составляющие компоненты концепции реструктуризации предприятия.

     Методологической  основой работы являются фундаментальные  труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, оценки стоимости и стратегического  управления по вопросам реструктуризации бизнеса предприятий и разработка программы их реализации. Для решения  поставленных задач в работе применяются  методы экономико-статистического, сравнительного, экспертного и монографического анализа.

     Информационная  база исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами, представлена нормативными и законодательными актами Российской Федерации; материалами  органов государственной статистики, научно-исследовательских институтов и вузов России, публикуемыми в  научной литературе и периодической  печати; аналитической информацией  деятельности предприятий в России; данными информационной сети Интернет; собственными наблюдениями; обобщениями  информации. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ.

1.1 Теории концепции  реструктуризации, её  место в процессе  реструктуризации.

     В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений  деятельности практически любой  компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности, роста стоимости.

     Реструктуризация  подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный  комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики  компании и до реорганизации как  организационной структуры, так  и бизнес-процессов на базе современных  подходов к управлению, в том числе  методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем.

     В рамках реструктуризации предприятия  должны решить три основные задачи, которые помогают достичь главную  цель реструктуризации – повышение  стоимости предприятия1:

     1. Модернизация, замена или сокращение  излишков существующей производственно-технологической  базы предприятия.

     2. Существенное изменение системы  управления и использования человеческих  ресурсов предприятия.

     3. Качественное изменение взаимоотношений  с потребителями и/или создание  новой целевой клиентской группы.

     При их решении предприятия сталкиваются с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера:

     • отсутствие социально востребованных бизнес-идей;

     •необходимость  осуществления большого объема предварительной  исследовательской и аналитической  работы экономического, управленческого, социального и маркетингового характера;

     • необходимость тщательной ревизии  всего многообразия ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия;

     • преодоление разрывов в хозяйственных  связях, в том числе между структурными подразделениями самого предприятия;

     • необходимость выхода на новый уровень  кооперации и взаимодействия с поставщиками, кредиторами, органами власти и обществом  в целом;

     • необходимость учета многосторонних, подчас противоречивых интересов всех участников реструктуризации;

     • неочевидность результатов в  современных экономических условиях вследствие многофакторного проявления проблем предприятий.

     Понимая природу этих трудностей, можно говорить о том, что изменение системы  управления и качественного состава  персонала предприятия является наиболее перспективным направлением при разработке концепции реструктуризации. Именно от руководителей и специалистов напрямую зависит как успех преобразований на предприятии, так и в конечном итоге его реальное благосостояние. И здесь просто необходимы умение и воля, чтобы отказаться от старого  в пользу нового, обеспечить разумный компромисс между краткосрочным  и долгосрочным, создать динамическое равновесие между немедленным получением прибыли и завоеванием устойчивой доли рынка.

     До  их пор нет согласованности мнений учёных, менеджеров, экономистов к  определению понятия «реструктуризации», точно также как нет единого  подхода к определению процесса реструктуризацию. В основном применяется  базовая версия процесса реструктуризации, представленная  в таблице 1, в  которой разработка концепции приходится на второй этап.

Информация о работе Особенности разработки концепции реструктуризации предприятия