Технико-экономические особенности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Технико-экономические особенности предприятия включают: анализ объема работ и объема реализации продукции; анализ себестоимости продукции; комплексная оценка фактической интенсификации производства против планового уровня; анализ трудовых показателей; анализ прибыли; сводный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

ЛОГИСТИКА КУРСОВОЙ.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

      Технико-экономические  особенности предприятия.

    Технико-экономические  особенности предприятия  включают: анализ объема работ и объема реализации продукции; анализ себестоимости продукции; комплексная оценка фактической интенсификации производства против планового уровня; анализ трудовых показателей; анализ прибыли; сводный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    Анализ  объема и структуры  продукции. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

    Поэтому анализ работы предприятий начинают с изучений показателей выпуска продукции. Его основные задачи:

    оценка  степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

    определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

    выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

    разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

    Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки -в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция,- это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

    Объекты анализа: объем производства и реализации продукции в целом по комплексу, качество продукции. Структура продукции, ритмичность производства и реализации продукции.

    Объем реализации продукции  определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции (отгруженной и оплаченной покупателями).

    Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны...). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

 
    Анализ  выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по объектам которые включены в основной перечень. 
 
 

Таблица 1. 

Изделие Объем производства продукции, млн. руб. Отклонение  планового выпуска от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции
 
Прошлый год
отчетный год млн. руб. % от плана от прош. года
 
 
план
факт  
 
млн. руб.
% млн. руб.
А
    30500000
28800000 25200000 -1700000 -5,57 -3600000 -12,5 -5300000
В
    30200000
33600000 33264000 3400000 11,25 -336000 -1 3064000
С
    18600000
19200000 22176000 600000   2976000 15,5 3576000
D
    15800000
14400000 20160000 -1400000   5760000 40 4360000
Итого:
    94100000
96000000 100800000 1900000 2,02 4800000
    5
6700000

 
    Таблица 2. Оперативный анализ выполнения плана  по выпуску продукции, млн. руб. 

  Вид продукции   План
 
на  сутки
на месяц  план начала месяца фактический объем отклонение  от плана
 
 
 
 
 за сутки
  с начала месяца
 
А
    80
1600
    80
    82
    82
      2
В 125 2500
    125
124
    124
      -1
С
    70
1400
    70
    70
    70
    -
D
    55
1100
    55
    53
    53
      -2
Итого: 330 6600
    330
329
    329
      -1

 
Оценка  выполнения плана по структуре может  производиться:

    А) по способу наименьшего процента (в нашем примере, приведенном  в табл.1, он составляется 87,5%);

        Б) по удельному весу в общем перечне  наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции (в нашем примере он составляет 50%);

    В) с помощью среднего процента, который  рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по номенклатуре). По этой методике план по структуре продукции выполнен на 95,9% (92064/96000 х 100).

Для оперативного анализа выполнения плана по номенклатуре используются данные приведенные в табл.2. Причины недовыполнения плана по номенклатуре могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины -недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления потоками материального стимулирования.

    Таблица 3. Выполнение плана по номенклатуре. 

Изделие Товарная продукция в

плановых ценах, млн.

руб.

Выполнение плана, % Товарная

продукция,

зачтенная в

выполнение

плана по

структуре,

млн. руб.

 
план
факт
 
 
А
28800000 25200000 87,5
    25200000
В 33600000 33264000 99
    33264000
С 19200000 22176000 115,5
    19200000
D 14400000 20160000 140
    14400000
Итого: 96000000 100800000 105
    92064000

    Анализ  отгрузки и реализации продукции.

    В процессе анализа необходимо изучить  изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность...

    Анализ  реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитывается процент вьшолнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

    На  изменение объема реализации влияют многочисленные факторы: изменения направления материального потока; изменение объема готовой продукции; изменение запасов на начало и конец анализируемого периода; устранения брака и др. факторы.

Возможны два  варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по объему работ продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид: ГПн + ТП = РП + ГПк

    Отсюда: РП = ГПн + ТП - ГПк.

    Если  выручка определяется после оплаты реализованной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП +ОТн = РП +ОТк + ГПк, РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк -ГПк, 

    Где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции предприятия на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период; ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

    Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 3).

    Из  таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков запаса, отгруженных на другие объекты  на начало года. Отрицательное влияние  на объем реализации оказали следующие факторы: уменьшение остатков текущих запасов на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

    В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в резерве отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

    Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл): Кд.п = (ОПпл - ОПнуОПпл = (8000 - 800)/8000 = 0,9 или 90%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 4. Анализ факторов изменения объема реализации продукции. 

Показатель в плановых оптовых ценах предприятия Сумма, млн. руб.
 
 
план факт + ,-
1. Остаток готовой продукции на начало года 660 400 -250
2. Выпуск объема продукции 96000 100800 4800
3. Остаток готовой продукции на конец года 800 900 100
4. Отгрузка продукции за год(п.1, п.2, п.З) 95850 100300 4450
5. Остаток материалов, отгруженных                5.1 на начало года                                           5.2 на конец года 2900 3500 3200 6900 300 3400
6. Реализация продукции (п.4, п.5.1, п.5.2) 95250 96600 1350

    Приведенный расчет (табл.4) показывает, что за отчетный месяц недовыполнено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10%, а в целом за год (табл.5) - на 5%.

    Таблица 5. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март месяц, млн. руб. 

Изделие Потребитель  План поставки

   по договору

Фактически отгружено Недопоставки продукции Зачетный

объем в

пределах

плана

А
      1 2 3
    800 800 600
    850 750 700
      -50
    800 750 600
В
      1 2
     500 1200
    500 1050
      -150
    500 1050
И т.д.          
Итого:  
    8000
    8500
      -800
7200

Информация о работе Технико-экономические особенности предприятия