Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:23, курсовая работа
Технико-экономические особенности предприятия включают: анализ объема работ и объема реализации продукции; анализ себестоимости продукции; комплексная оценка фактической интенсификации производства против планового уровня; анализ трудовых показателей; анализ прибыли; сводный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Технико-экономические особенности предприятия.
Технико-экономические особенности предприятия включают: анализ объема работ и объема реализации продукции; анализ себестоимости продукции; комплексная оценка фактической интенсификации производства против планового уровня; анализ трудовых показателей; анализ прибыли; сводный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ объема и структуры продукции. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ работы предприятий начинают с изучений показателей выпуска продукции. Его основные задачи:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки -в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция,- это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Объекты анализа: объем производства и реализации продукции в целом по комплексу, качество продукции. Структура продукции, ритмичность производства и реализации продукции.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции (отгруженной и оплаченной покупателями).
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны...). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
Анализ
выполнения плана по номенклатуре базируется
на сравнении фактического и планового
выпуска продукции по объектам которые
включены в основной перечень.
Таблица 1.
|
Таблица
2. Оперативный анализ выполнения плана
по выпуску продукции, млн. руб.
|
Оценка
выполнения плана по структуре может
производиться:
А) по способу наименьшего процента (в нашем примере, приведенном в табл.1, он составляется 87,5%);
Б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции (в нашем примере он составляет 50%);
В) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по номенклатуре). По этой методике план по структуре продукции выполнен на 95,9% (92064/96000 х 100).
Для оперативного анализа выполнения плана по номенклатуре используются данные приведенные в табл.2. Причины недовыполнения плана по номенклатуре могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины -недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления потоками материального стимулирования.
Таблица 3. Выполнение
плана по номенклатуре.
|
Анализ отгрузки и реализации продукции.
В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность...
Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитывается процент вьшолнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.
На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы: изменения направления материального потока; изменение объема готовой продукции; изменение запасов на начало и конец анализируемого периода; устранения брака и др. факторы.
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по объему работ продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид: ГПн + ТП = РП + ГПк
Отсюда: РП = ГПн + ТП - ГПк.
Если выручка определяется после оплаты реализованной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП +ОТн = РП +ОТк + ГПк, РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк -ГПк,
Где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции предприятия на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период; ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.
Расчет
влияния данных факторов на объем
реализации продукции производится
сравнением фактических уровней
факторных показателей с
Из
таблицы видно, что план реализации
продукции перевыполнен за счет увеличения
ее выпуска и сверхплановых
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в резерве отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент
выполнения договорных обязательств рассчитывается
делением разности между плановым объемом
отгрузки по договорным обязательствам
(ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый
объем (ОПпл): Кд.п = (ОПпл - ОПнуОПпл = (8000
- 800)/8000 = 0,9 или 90%.
Таблица 4. Анализ
факторов изменения объема реализации
продукции.
|
Приведенный расчет (табл.4) показывает, что за отчетный месяц недовыполнено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10%, а в целом за год (табл.5) - на 5%.
Таблица
5. Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции за март месяц, млн.
руб.
Изделие | Потребитель | План поставки
по договору |
Фактически отгружено | Недопоставки продукции | Зачетный
объем в пределах плана |
А |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
И т.д. | |||||
Итого: |
|
|
|
7200 |
Информация о работе Технико-экономические особенности предприятия