Методы планирования
- Диагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта)
- Сетевой график
- Организационные матрицы
Функция организация
- Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.
- Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
- Организация как функция менеджмента включает в себя:
- - организационное проектирование
- - организацию процесса работы
Организационное проектирование
- Процесс проектирования оргструктуры состоит их трех основных этапов:
- анализ оргструктур;
- проектирование;
- оценка эффективности.
- Существует 2 типа организационных структур управления:
- - бюрократические
- - органические
Требования к организационной
структуре
- Оптимальность.
- Оперативность.
- Надежность.
- Экономичность.
- Гибкость.
- Устойчивость структуры управления.
Расчет численности административно-управленческого
персонала [1].
- Формула для расчета численности административно-управленческого персонала по методу Розенкранца приведена ниже:
-
[1] Управление персоналом. /Под ред. А.Я.Кибанова. – М.:Инфра, 2003г.
Затраты на менеджмент организации
- В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
- Э= Р/З
Расчет численности производственного
персонала
- Ч п.п. = Т пл. / Ф к.р.в.,
- где
- Ч п.п.- численность производственного персонала;
- Т пл. – плановая трудоемкость за определенный период времени (шт., человеко-часы, нормо-часы);
- Ф к.в.р. – календарный фонд полезного времени для одного рабочего
Схема организационной структуры
управления
Третий этап – оценка эффективности
оргструктур
- Коэффициент звенности
- Коэффициент территориальной концентрации
- Коэффициент эффективности организационной структуры управления
ЗАДАНИЕ.
Разработать индикаторы оценки эффективности
организационных структур.
Функция мотивация
- Мотивация предусматривает изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом.
- Это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий активно трудиться.
- Мотив – это внутренняя система ценностей, потребностей, побуждающая человека к деятельности.
- Стимул – внешнее (по отношению к объекту) воздействие, побуждающее его к деятельности.
Мотивирование как процесс воздействия
на профессиональную деятельность
- Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством пробуждения в нем определенных мотивов.
Два вида мотивирования
- 1вид мотивирования связан с действиями руководителя, направленными на достижение результата деятельности. При этом подчиненными являются «средством» достижения поставленной цели
- 2 вид мотивирования связан с развитием и усилением необходимых внутренних мотивов действий человека, а также на ограничение действия мотивов, которые мешают эффективному управлению
Процесс стимулирования
- Использование многообразных стимулов для мотивирования людей и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы.
- Стимулирование отличается
- от мотивирования.
- Стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование.
Формы стимулирования
- Чем лучше человек работает, тем больше вознаграждений он должен получать – такое правило в идеале должно выполняться в каждой организации.
- Стимулирование включает как денежную составляющую, так и иные формы материального поощрения: призы, подарки, медицинское обеспечение, организацию отдыха и т.д.
ЗАДАНИЕ .
На основе концепции А.Маслоу разработать
мотивационную программу для персонала
абстрактной организации, включающую
в себя систему стимулирования.
Функция - контроль
- Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль явялется элементом ОС, так как на его основе производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм, и нормативов.
Виды контроля
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный (итоговый) контроль
Виды заключительного контроля
- Внешний контроль – аудит
- Внутренний контроль – самоконтроль
- На этапе заключительного контроля выявляется степень достижения поставленных целей для получения информации последующего развития.
- Основная цель контроля – снизить расходы на производство и увеличить прибыль.
Функция коммуникация
- Коммуникация – процесс передачи и получения информации между людьми.
- Этот процесс в менеджменте является связующим, так как он позволяет координировать усилия людей для достижения поставленной цели.
- Чем лучше процесс коммуникации, тем более организация устойчива, производительна и конкурентоспособна.
Виды коммуникаций
- Виды коммуникаций в зависимости от целей:
- Формальные
- Неформальные
- Виды коммуникаций в зависимости от устанавливаемых связей:
- Внешние
- Внутренние
- Виды коммуникаций в зависимости от направления передачи информации
- Вертикальные
- Горизонтальные
Элементы процесса коммуникации
- Отправитель
- Кодирование
- Обращение
Обратная связь
- Помехи
Виды коммуникационных сетей [Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и Кº, 2003г., С.87-88]
- «Колесо» - централизованная иерархия власти. Лицо, находящееся в центре колеса чаще получает информацию и признается другими членами сообщества как лидер.
- «Кружок»
- «Цепочка»
- «Вертушка»
- «Всеканальная»
Аспекты управления организациями
Типы и виды организационных
структур
Определение организации
- Организацию можно определить как систематизированое сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.
- Основными составляющими элементами любой организации являются входящие в нее:
- люди,
- цели для которых она создана
- управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации.
Три процесса, осуществляемых любой
организацией :
- получение ресурсов из внешнего окружения
- изготовление продукции
- передача ее во внешнюю среду организации.
Критерии классификации организаций
- Современные организации характеризуются значительным разнообразием и классифицируются по определенным критериям.