Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:33, курс лекций

Краткое описание

Деятельность человека является основой его существования. Большинство видов трудовой деятельности требуют усилий не одного человека, а группы людей, т.е. коллективного труда. Целеустремленный коллективный труд требует его организации.
Организация действий отличается по своей сути от физического труда. При всём разнообразии подходов под организацией труда подразумевается совокупность целеустремленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов.

Файлы: 1 файл

Менеджмент, Лекции(ВСЕ).25.10.11.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

 

ЛЕКТОР:

Усиченко Ирина Владимировна

доц. каф. менеджмента, ауд. Б-517

http://nmetau.edu.ua/?mod=div&id=2024&page=-2&elm=815

 

ПРАКТИКА:

Семенькова Алиса Васильевна

Ассистен каф. менеджмента, ауд. Б-517

Консультации:

Пн 13 – 14, Чт 11:30 – 12:30

 

 

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

2 модуля

4 недели – модуль – 4 недели  – модуль.

Отмечает посещаемость.

 

Литература:

  1. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА, http://tourlib.net/books_men/meskon.htm
  2. Хміль Ф.І. Основи менеджменту.
  3. Андрушків Б.М., Кузьмін О.Є. Основи менеджменту – Л.: Світ, 1995.

 

 

Лекция 1         02.09.2011

МОДУЛЬ 1

 

Тема 1. Сущность менеджмента

 

Деятельность человека является основой его существования. Большинство видов трудовой деятельности требуют усилий не одного человека, а группы людей, т.е. коллективного труда. Целеустремленный коллективный труд требует его организации.

Организация действий отличается по своей сути от физического труда. При всём разнообразии подходов под организацией труда подразумевается совокупность целеустремленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов.

Открытый вопрос в модуле:

Чем отличается менеджмент от управления? 

Термин «управление» шире, т.к. управлять  можно не только людьми, но и механизмами, ресурсами и т.д.   Менеджмент – это управление людьми социальных систем. Т.е. менеджмент и управление являются синонимами только когда речь идёт о целенаправленном и согласованной работе коллективов людей.


В общем виде управление – процесс целенаправленного воздействия на систему, для поддержания существующем состоянии или для перевода в новое состояние с целью обеспечения её эффективного функционирования и развития.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, при взаимодействии которых возникает новое качество, не присущее каждому из отдельных элементов, но проявляющееся при их соединении.

      1. Виды систем:

В зависимости от количества элементов:

    • простые
    • сложные (компьютер, человеческий организм и т.п)

В зависимости от взаимодействия с внешней средой:

    • открытые (человек, организация) – взаимодействует с внешней средой, получает из неё информацию, ресурсы, энергию.
    • закрытые (кварцевые часы).
      1. Требование к системе:

  1. Необходимость – без любого из элементов система не может существовать.
  2. Разнообразие – каждый элемент должен существенно отличаться от остальных и иметь свою качественную характеристику.
  3. Соразмерность – в системе должны поддерживаться количественные пропорции её элементов.
  4. Структурность – элементы имеют структурное строение
  5. Стойкость – система должна быть стойкой во время изменений, чтобы поддержать своё существование.

Управление осуществляется в технических системах, биологических и социальных: политические, экономические, социальные, культурные, соцобеспечение.

 

Менеджмент – это управление людьми социальных систем. Т.е. менеджмент и управление являются синонимами только когда речь идёт о идёт о целенаправленном и согласованной работе коллективов людей.

Термин «менеджмент» (от англ. management – управлять, руководить, возглавлять) происходит от латинского «manus» - рука. Им называли умение владеть оружием и управлять колесницей.

 

Из Оксфордского словаря английского языка:

Менеджмент – это:

    1. Способ и манера обращения с людьми.
    2. Власть и искусство управления.
    3. Орган управления.

 

Менеджмент - это целенаправленное влияние на коллектив работников или отдельных исполнителей в организации для достижения поставленных целей.

 

Американский ученый Мескон дает такое  определение: «Менеджмент – это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей».

Результат труда менеджера – это управленческое решение.

      1. Структура менеджмента

По мнению специалистов менеджмента, его составляющими являются:

  • Теория управления
  • Практический опыт
  • Творчество

Т.е. рассматривается как:

    1. Наука – это специфичная комплексная область разнообразных знаний экономики, кибернетики, математики, психологии и пр.
    2. Практика – т.к. в нем сконцентрирован многолетний опыт предыдущих поколений.
    3. Творчество – проявляется в творческом отношении к работе, возможности при наличии большого количества разнообразных ситуаций и факторов принимать неординарные, но эффективные управленческие решения.

 

Менеджер – это член организации, который проводит управленческую деятельность и решает управленческие задания.

 

В организациях существует определённая иерархия управления (Рисунок 1)

 

Рисунок 1. Иерархия управления в организациях

 

Лекция 2.              05.09.2011

Руководителей организаций разделяют  на: руководителей высшего уровня, руководителей среднего уровня и  руководителей низшего уровня управления.

 

Таблица 1.1. Уровни управления

Уровень

Должность

Основные функции

Высший (Институционный)

Топ-мнеджеры – руководители организации и их заместители

Отвечают за принятие наиважнейших для организации стратегических решений

Средний (управленческий)

Милд-менеджеры  - руководители структурных подразделений

Координируют и контролируют работу руководителей низшего уровня, готовят для них задания и принимают ответственные решения. Отвечают за выполнение стратегических и тактических задач.

Нижний (технический)

Ловер-менеджеры - младшие (операционные) руководители

Отвечают за выполнение производственных заданий и оперативных задач


 

Также менеджеров разделяют на функциональные группы:

 

Таблица 1.2 Функциональные группы менеджеров

Группа

Должность

Основные функции

Руководитель

Руководители организаций и структурных подразделений

Решают проблемы развития производства, принимают стратегические решения.

Специалист

Юристы, экономисты, психологи, бухгалтера и т.д.

Принимают участие в подготовке функциональных решений организации.

Служащий

Секретари, работники архивов

Обеспечивают обслуживание аппарата управления


 

Предмет работы менеджера – информация, анализируя которую, он принимает управленческое решение.

Продукт работы менеджера - управленческое решение.

  1. Организация как объект менеджмента в рыночных условиях.

    1. Понятие организации и её свойства

Понятие «Организация» происходит от древнегреческого слова «organum», что  означает «инструмент».

 

Организацию можно рассматривать  как:

  1. Процесс создания какой угодно структуры;
  2. Административно-организаионно-юридически оформленную группу людей, вооруженную средствами труда, совместная деятельность которой осознанно координируется для достижения поставленных целей. 

 

Для того, что бы группа людей считалась организацией, она должна соответствовать таким условиям:

  1. Наличие как минимум 2-ух лиц, которые считают себя частью одной группы;
  2. Наличие как минимум одной цели, которую считают для себя общей представители этой группы;
  3. Наличие осознанной совместной работы для достижения поставленной цели.

 

Организации создаются в таких сферах:

    • Производственной  (підприємства - предприятия)
    • Непроизводственной (Установи, заклади – т.е. учреждения)

 

Основными характеристиками организации как открытой сложной системы является:

 

  1. Наличие ресурсов (информационных, материальных, природных, сырьевых, человеческих и т.д.);
  2. Зависимость от внешней среды;
  3. Горизонтальное разделение труда – совокупность определённых видов деятельности одного уровня – начальник подотдела 1, начальник подотдела 2 … и т.д.;
  4. Вертикальное разделение труда (см. рис 1.1);
  5. Необходимость в управлении.

 

Организации состоят из управляющей  и управляемой системы.

 

Рисунок 2.1 Взаимосвязь между управляющей и управляемой системами

 

Управляющая система включает в себя элементы, обеспечивающие процесс управления.

Управляемая система включает в себя элементы, которые обеспечивают непосредственно процесс  производственной, хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности.

    1. Характеристика внутренней и внешней среды организации.

Любая организация как открытая система имеет внутреннюю среду  и взаимодействует с внешней средой.

Внутренняя среда – это совокупность переменных, которые создают предпосылки для её эффективной жизнедеятельности.

Элементы внутренней среды взаимосвязаны  и взаимодействуют. К ним относятся:

  • Цель – желаемое состояние объекта управления в будущем. Требования к цели:
    1. Согласованность;
    2. Реалистичность;
    3. Понятность;
    4. Гибкость.
  • Задание – запрограммированные или незапрограммированные виды решений из определённого вида деятельности, которые необходимо выполнять за определенное время, определенными средствами с определённым персоналом.

Задание обычно разделяют на такие категории:

    • Работа с людьми
    • Материальные ресурсы
    • Информация

 

    • Технология. Рассматривается в таких аспектах:
      • технология управления
      • технология деятельности.

В процессе любой технологии процесс  работы превращается в продукт.

 

Лекция 3, занятие 4       12.09.2011

  • Організаційна структура – це логічні взаємовідносини рівнів управління та функціональної сфери, побудовані в такій формі, яка дозволяє найефективніше досягти цілі організації.

 

  • Персонал – це особи, які входять до складу організації, мають перед собою певну ціль, виконують певні види робіт, використовують знання, технічні прийоми і виступають як єдиний механізм.

Рис. 2.2. Взаємозв’язок елементів внутрішньго середовища організації

 

Зовнішнє середовище організації – це сукупність змінних, що знаходяться за її межами, впливають на її діяльність, але не є сферами безпосереднього впливу з боку її менеджмененту.

У зовнішньому середовищі можна  виділити 2 сегменти:

 

  1. Мікросредовище (середовище прямого впливу) – містить у собі елеми, що безпосередньо впливають на організацію, це представники зовнішньої середи, з котрими організація постійно взаємодіє.

 

  1. Макросредовище – або середовище непрямого впливу. Відображає напрямок процессів, що відбуваються у суспільстві.

 

Рівні товарів:

1 уровень:  Товар по замыслу – это те  выгоды, которые получаем от товара.

2 уровень:  Товар реальный – марка, тип  и т.д

3 уровень:  услуги с товаром

 

Товари – бувають  просто товари-конкуренти, тобто однє й теж, а є замінники.

 

До факторів мікросередовища належать:

  1. Споживачі.
  2. Конкуренти – це організації, які або пропонують або мають здатність/намір запропонувати конкуруючий товар/послугу.
  3. Постачальники – це організаціі та особи, що постачають ресурси, необхідні підприємству для здійснення своєї діяльності.
  4. Контактні аудиторії – групи, що виявляють інтерес до діяльності фірми і можуть вплинути на досягнення поставлених цілей.
  5. Посередники – самая длинная цепочка у товаров широкого потребления. Єкономия на масштабе.  Что бі 3-м производителям связаться с 5-ю посередниками – нужно 15 контактов, а если через посередника – то 8. Нарисовать схему!

 

Виділяють 7 контактних груп:

  1. Внутрішні контактні аудиторії (трудовий колектив, акціонери, рада директорів, прав спілки. )
  2. Місцеві контактні аудиторії (місцеві жителі, тобто активні жителі районів, які можуть об’єднуватися).
  3. Фінансові контактні аудиторії (банківські службовці, аудитори, кредитори, фінансові консультанти…)
  4. Контактні аудиторії державних установ (державні службовці, які відповідають за: реєстрацію фірми, працівники податкової служби, статистичних органів, пожежної інспекції, санітарно – епідеміологічного контролю.)
  5. Контактні аудиторії засобів масової інформації – журналісти, економічні оглядачі, працівники відділів реклами.
  6. Контактні аудиторії громадської дії (Общественное деятельность) – це організації захисту довколишнього середовища, здорового способу життя.
  7. Контактні аудиторії публіки  - лідери громадської думки, естрадні зірки, спортсмени, політики та ін..

Информация о работе Основы менеджмента