Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:33, курс лекций
Деятельность человека является основой его существования. Большинство видов трудовой деятельности требуют усилий не одного человека, а группы людей, т.е. коллективного труда. Целеустремленный коллективный труд требует его организации.
Организация действий отличается по своей сути от физического труда. При всём разнообразии подходов под организацией труда подразумевается совокупность целеустремленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов.
ЛЕКТОР:
Усиченко Ирина Владимировна
доц. каф. менеджмента, ауд. Б-517
http://nmetau.edu.ua/?mod=div&
ПРАКТИКА:
Семенькова Алиса Васильевна
Ассистен каф. менеджмента, ауд. Б-517
Консультации:
Пн 13 – 14, Чт 11:30 – 12:30
МЕНЕДЖМЕНТ
2 модуля
4 недели – модуль – 4 недели – модуль.
Отмечает посещаемость.
Литература:
Лекция 1 02.09.2011
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Сущность менеджмента
Деятельность человека является основой его существования. Большинство видов трудовой деятельности требуют усилий не одного человека, а группы людей, т.е. коллективного труда. Целеустремленный коллективный труд требует его организации.
Организация действий отличается по своей сути от физического труда. При всём разнообразии подходов под организацией труда подразумевается совокупность целеустремленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов.
Открытый вопрос в модуле:
Чем отличается менеджмент от управления?
Термин «управление» шире, т.к. управлять можно не только людьми, но и механизмами, ресурсами и т.д. Менеджмент – это управление людьми социальных систем. Т.е. менеджмент и управление являются синонимами только когда речь идёт о целенаправленном и согласованной работе коллективов людей.
В общем виде управление – процесс целенаправленного воздействия на систему, для поддержания существующем состоянии или для перевода в новое состояние с целью обеспечения её эффективного функционирования и развития.
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, при взаимодействии которых возникает новое качество, не присущее каждому из отдельных элементов, но проявляющееся при их соединении.
В зависимости от количества элементов:
В зависимости от взаимодействия с внешней средой:
Управление осуществляется в технических системах, биологических и социальных: политические, экономические, социальные, культурные, соцобеспечение.
Менеджмент – это управление людьми социальных систем. Т.е. менеджмент и управление являются синонимами только когда речь идёт о идёт о целенаправленном и согласованной работе коллективов людей.
Термин «менеджмент» (от англ. management – управлять, руководить, возглавлять) происходит от латинского «manus» - рука. Им называли умение владеть оружием и управлять колесницей.
Из Оксфордского словаря английского языка:
Менеджмент – это:
Менеджмент - это целенаправленное влияние на коллектив работников или отдельных исполнителей в организации для достижения поставленных целей.
Американский ученый Мескон дает такое определение: «Менеджмент – это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей».
Результат труда менеджера – это управленческое решение.
По мнению специалистов менеджмента, его составляющими являются:
Т.е. рассматривается как:
Менеджер – это член организации, который проводит управленческую деятельность и решает управленческие задания.
В организациях существует определённая иерархия управления (Рисунок 1)
Рисунок 1. Иерархия управления в организациях
Лекция 2. 05.09.2011
Руководителей организаций разделяют на: руководителей высшего уровня, руководителей среднего уровня и руководителей низшего уровня управления.
Таблица 1.1. Уровни управления
Уровень |
Должность |
Основные функции |
Высший (Институционный) |
Топ-мнеджеры – руководители организации и их заместители |
Отвечают за принятие наиважнейших для организации стратегических решений |
Средний (управленческий) |
Милд-менеджеры - руководители структурных подразделений |
Координируют и контролируют работу руководителей низшего уровня, готовят для них задания и принимают ответственные решения. Отвечают за выполнение стратегических и тактических задач. |
Нижний (технический) |
Ловер-менеджеры - младшие (операционные) руководители |
Отвечают за выполнение производственных заданий и оперативных задач |
Также менеджеров разделяют на функциональные группы:
Таблица 1.2 Функциональные группы менеджеров
Группа |
Должность |
Основные функции |
Руководитель |
Руководители организаций и структурных подразделений |
Решают проблемы развития производства, принимают стратегические решения. |
Специалист |
Юристы, экономисты, психологи, бухгалтера и т.д. |
Принимают участие в подготовке функциональных решений организации. |
Служащий |
Секретари, работники архивов |
Обеспечивают обслуживание аппарата управления |
Предмет работы менеджера – информация, анализируя которую, он принимает управленческое решение.
Продукт работы менеджера - управленческое решение.
Понятие «Организация» происходит от древнегреческого слова «organum», что означает «инструмент».
Организацию можно рассматривать как:
Для того, что бы группа людей считалась организацией, она должна соответствовать таким условиям:
Организации создаются в таких сферах:
Основными характеристиками организации как открытой сложной системы является:
Организации состоят из управляющей и управляемой системы.
Рисунок 2.1 Взаимосвязь между управляющей и управляемой системами
Управляющая система включает в себя элементы, обеспечивающие процесс управления.
Управляемая система включает в себя элементы, которые обеспечивают непосредственно процесс производственной, хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности.
Любая организация как открытая система имеет внутреннюю среду и взаимодействует с внешней средой.
Внутренняя среда – это совокупность переменных, которые создают предпосылки для её эффективной жизнедеятельности.
Элементы внутренней среды взаимосвязаны и взаимодействуют. К ним относятся:
Задание обычно разделяют на такие категории:
В процессе любой технологии процесс работы превращается в продукт.
Лекция 3, занятие 4 12.09.2011
Рис. 2.2. Взаємозв’язок елементів внутрішньго середовища організації
Зовнішнє середовище організації – це сукупність змінних, що знаходяться за її межами, впливають на її діяльність, але не є сферами безпосереднього впливу з боку її менеджмененту.
У зовнішньому середовищі можна виділити 2 сегменти:
Рівні товарів:
1 уровень: Товар по замыслу – это те выгоды, которые получаем от товара.
2 уровень: Товар реальный – марка, тип и т.д
3 уровень: услуги с товаром
Товари – бувають просто товари-конкуренти, тобто однє й теж, а є замінники.
До факторів мікросередовища належать:
Виділяють 7 контактних груп: