Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:33, курс лекций

Краткое описание

Деятельность человека является основой его существования. Большинство видов трудовой деятельности требуют усилий не одного человека, а группы людей, т.е. коллективного труда. Целеустремленный коллективный труд требует его организации.
Организация действий отличается по своей сути от физического труда. При всём разнообразии подходов под организацией труда подразумевается совокупность целеустремленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов.

Файлы: 1 файл

Менеджмент, Лекции(ВСЕ).25.10.11.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

 

Типи влади в суспільстві  сформували в свою чергу основні  стилі керівництва:

Авторитарний – коли завжди впевнений у собі керівник при прийнятті рішень орієнтується на власні цілі та критерії. Практично не зважає на думку колектива, обмежується вузьким колом однодумців. При реалізації рішень займає жорстку позицію та активно використовує методи адміністративного впливу.

Ліберальний – характеризується нестійкими принципами керівника. Його невпевненістю в собі, небажанням приймати відповідальні рішення.

Демократичний – базується на поєднанні одноосібного керівництва і самоврядування, на поєднанні групових інтересів з інтересами організації.

 

ТЕМА: ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ (раздаток №2)

Питання:

Назвать достоинства  и недостатки бюрокративной и  адаптивной системы

Приведите пример линейной организац.

Функциональеые, Линейно-Функциональные, Проектные.

 

Типы организационных структур управления (ОСУ).

Сравнительная характеристика основных типов организационных 
структур.

    1. Типы организационных структур управлении (ОСУ)

В соответствии с видами вертикальной связи различают 2 больших 
вила ОСУ:

    • классические или бюрократические.
    • адаптивные или органические.

Концепцию бюрократии первоначально сформулировал в начале 1900-х годов немецкий социолог Макс Вебер. Он предлагал бюрократию как некую нормативную идеальную модель, к которой нужно стремиться организациям.

Бюрократическая организационная  структура характеризуется:

 

      1. Высокой степенью разделения труда.
      2.   Развитой иерархией управления.
      3.   Цепью команд.
      4.   Наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.
      5.   Подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам

 

Вебер называл такую структуру  «рациональной», поскольку полагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Бюрократия (дословно переводится как власть канцелярии) имеет скрытые формы:

  1. Ведомственность - нарушение согласованности между структурами государства;
  2. Технократизм - придание особого значения альтернативным системам;
  3. Пассивность - характеризует уход от решения проблем;
  4. Либерализм - терпимость к недостаткам и различным нарушениям.

Большинство современных организаций  представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных предприятий, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Хотя бюрократические структуры имеют широкое распространение, они подвергаются существенной критике.

Отрицательными характеристиками бюрократической структуры являются:

  1. Преувеличение значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач.
  2. Организация утрачивает гибкость поведения.
  3. Сокращается поиск альтернатив.
  4. Проблемы в ходе взаимодействия, обмена информацией и координации деятельности различных частей организации – слабые горизонтальные связи.
  5. Отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на 
    окружающие условия.
  6. Чрезмерно развита взаимосвязь по вертикали.
  7. Длинная цепь команд.

 

Бюрократические структуры также  называют классическими или традиционными, а учеными 60-х годов механическими. Различают следующие типы классических ОСУ:

 

      • линейная;
      • функциональная:
      • линейно-функциональная (штабная)
      • дивизиональная;

 

Их характеристика приведена в  таблице 11.1.

Все бюрократические структуры  эффективны в стабильных условиях и  для предприятий с установившейся номенклатурой производимой продукции.

Некоторые недостатки бюрократических  структур можно устранить с помощью децентрализации, под которой понимаем степень делегирования высшим руководством нижестоящим органам управления полномочий по принятию важнейших решений. Различают 2 вида децентрализации:

    1. вертикальная - предполагает передачу нрав принятия решений органам у правления нижних у ровней:
    2. горизонтальная - предполагает передачу прав принятия решений органам управления, находящимся на одном уровне.

В рыночных условиях, в быстроменяющейся среде, когда требуется смена номенклатуры выпускаемой продукции, изменение профиля предприятия, необходимы другие структуры.

Начиная с 60-х голов некоторые  организации столкнулись с таким  положением, когда внешние условия деятельности быстро меняются, усложняются проекты и быстро развиваются технологии, что недостатки бюрократической организации управления стали перевешивать их достоинства.

По существу стройность традиционной организационной структуры (особенно там, где цепь команд длинная) может замедлять взаимодействие и процедуру выработки решений до такой степени, что организация больше не может эффективно реагировать на происходящие изменения. 
Чтобы организации имели возможность реагировать на изменения 
окружающей среды и внедрять новую технологию, были разработаны 
адаптивные организационные структуры.

Адаптивные ОСУ быстро модифицируются в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. У них есть еще одно название — органические, которое связано с их возможностями адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы.

Различают следующие типы адаптивных ОСУ:

  1. программно-целевые;
  2. проектные;
  3. матричные;
  4. конгломерат;
  5. сетевые;
  6. виртуальные;

 

Характеристика проектной и матричной ОСУ приведены в таблице

III.

В проектных и матричных ОСУ  координация работ осуществляется 
по проектам.

Проект - определенный комплекс работ, реализация которого 
требует участия десятков промышленных фирм и создания централизованной системы управления.

В функции координатора проекта входит:

  1. согласование намеченного хода работы по проекту с управляющими функциональными подразделениями;
  2. координация действий, связанных с выделением необходимых производственных, материальных и трудовых ресурсов; 
    поиск дополнительных ресурсов;
  3. принятие всех необходимых мер (административных, поощрительных) для выполнения проекта;
  4. информация вышестоящих руководителей о ходе выполнения работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид

Тип

Рисунок

Характеристика

Преимущества

Недостатки

Классическая  (бюрократическая)

Линейная

Применяется при несложном  объекте управления (малые предприятия)

Руководитель наделен  всеми полномочиями и осуществляет единоличное руководство под чиненными. Решения руководителя передаются по цепочке сверху вниз, создавая иерархию руководителя. Между руководителем и исполнителем один уровень.

1. Четко закреплен принцип единоначалия в управлении.

2. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя.

3. Закреплен принцип персональной ответственности за результат.

4. Оперативность в принятии решений.

1. Необходимость наличия  у руководителя большого объема разносторонних знаний по данному производству.

2. Невысокое качество  управленческих решений.

3. Статичность структуры.

4. Сила традиций.

5. Больше уделяется  времени текущим вопросам, а не стратегическим.

Функциональная

Имеются специалисты, знающие  конкретную область производства; 
руководитель расширяет свою компетентность, и решает стратегические задачи;

функциональный руководитель обладает правами распорядительства (выхода на нижний уровень по своим должностным вопросам).

1. Высокое качество  управленческих решений(но по отдельным вопросам).

2. Структура в целом  имеет повышенную динамичность и гибкость.

3. Решаются стратегические  вопросы

1. Сложность структурного  построения.

2. Взаимоотношения между  руководителями и исполнителями не укладываются в один канал связи.

3. Утрачивается принцип  ответственности за результат.

4. Утрачен принцип  единства распорядительства.

5. Исполнитель зачастую  получает противоречивые указания, должен сам устанавливать приоритет их выполнения, уклоняется от ответственности. 
6. С ростом служб для руководителя усложняется работа по их координации. 
7. Утрачена оперативность всей системы. 
8. Отдельная служба не в состоянии решить крупный вопрос, поэтому решения мелкие.




 

Вид

Тип

Рисунок

Характеристика

Преимущества

Недостатки

Классическая  (бюрократическая)

Линейно-функциональная




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органическая (адаптивная)

Проектная

 

Матричная

 


 




Информация о работе Основы менеджмента