Ренсис Лайкерт Дуглас МакГрегор
Фредерик Герцберг
1903-1981
1906-1964
1923-2000
- Сторонники школы «человеческих отношений» большое внимание уделяли исследованиям условий функционирования малых групп и индивидов в малых группах.
- В результате ученым удалось открыть ряд закономерностей функционирования малых групп, которые принято называть эффектами групповой динамики.
Методология менеджмента
Лекция 4
- Понятие «менеджмент» прочно вошло в наш обиход и стало привычным для российской деловой жизни. Однако, необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.
- Менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).
- Сегодня принято в теории рассматривать менеджмент с четырех точек зрения:
- Как теорию управления организацией
- Как искусство управления
- Как аппарат управления
- Как поцесс управления
Как аппарат управления менеджмент
- это
Иерархия –
количество уровней (звеньев) управления
Top – management
- Middle-management
- Lower - management
- Таким образом, менеджмент определим как скоординированную деятельность по формированию целей организации и их эффективному достижению.
- Соответственно менеджер – это профессиональный руководитель, работающий по найму и специализирующийся на эффективном достижении целей организации.
- Характерной чертой менеджера является работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение требований потребителей.
Норма управляемости
- Максимальное количество исполнителей, которое может находиться в подчинении у одного руководителя
2. Сущность системы управления
- В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух субъектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой находится в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно, что:
Рисунок 1. Управляющая и управляемая
подсистемы системы управления.
- Вернемся к объекту и субъекту управления. В качестве субъекта управления могут выступать структурные подразделения, т.е. звенья управления или также уровни управления, т.е. ступени или уровни иерархии. В качестве объекта управления могут выступать работники, ресурсы, трудовой коллектив, товары документы.
- Необходимо отметить, что управление нельзя свести к воздействию субъекта на объект. Поскольку данные элементы являются элементами системы, а значит, находятся в диалектической взаимосвязи. И в этом смысле, с точки зрения философии, движущее начало управления – противоречие между субъектом и объектом управления.
- Таким образом, можно говорить о том, что всякая система управления обладает соответствующей структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов.
- В связи с этим систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем:
- управляющей (субъекта управления) и
- управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.
Три подсистемы управления
- О.С.Вихаансикй и А.И.Наумов выделяют в системе управления три подсистемы.
- Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей, выполняющих поставленные задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление.
- Вторая – информационно-поведенческая. К ее основным блокам относятся:
- - управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
- - интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;
- - информация и коммуникации в системе управления
- Третья подсистема – подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику.
Р.А.Фатхутдинов предлагает следующую
структуру системы менеджмента
организации:
Управляющая подсистема
Функциональная подсистема
Обеспечивающая подсистема
Целевая подсистема
Научные подходы, принципы, методы
менеджмента
Обратная связь
Внешняя среда
Законы и принципы менеджмента
- Закон необходимого разнообразия
- Закон отличия целого от частного
(закон эмерджентности)
- Закон внешнего дополнения
- Закон антиэнтропийности
- Закон обратной связи
- Закон синергийности
Принципы менеджмента
- принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Общие принципы управления
- Научности
- Применимости
- Системности
- Многофункциональности
- Интеграции
- Ориентации на ценности.
Частные принципы управления
Функции
менеджмента
Управленческая деятельность
(по Бургановой
Л.А.)
- Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.
- Предметом и продуктом труда в управлении является информация;
- в первом случае она "сырая", а поэтому не может применяться на практике.
- Однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.
Формы управленческого труда
- Управленческий труд существует в трех основных формах:
- эвристический
- административный
- операторный.
- Эвристический труд сводится к совокупности действий…
- Административный труд предполагает текущую….
- Операторный труд направлен на….
Управленческий труд
(по М.Мескону, М.Альберту, Ф.Хедоури)
- В настоящее время, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
- Можно сказать, что нет единого мнения и по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако, чаще всего эти разногласия объясняются различиями семантического характера. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.
- УПРАВЛЕНИЕ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
- Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.
- Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс управления
Контроль
Планирование
Мотивация
Организация
Функция «Планирование»
- Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.
Основные элементы плана
- План должен содержать …..
- При разработке плана должны быть предусмотрены…, ….для его осуществления.
План и программа действий
- Дополненный описанием «как делать» и данными о ресурсном обеспечении, план превращается в программу действий.
Система планов небольшой организации (численностью
до 100 человек)
- перспективные планы (на 2-3 года);
- целевые программы развития – по наиболее актуальным проблемам;
- годовые планы (12 месяцев);
- месячные (календарные) планы;
- оперативные планы - индивидуальные и коллективные задания на выполнение конкретной работы.
Этапы процесса планирования.
- Этап 1.
- Этап 2.
- Этап 3.
- Этап 4.
- Этап 5.
- Этап 6.
- Этап 7.
- Этап 8.