Основы менеджмента краткий курс для студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:03, доклад

Краткое описание

Управление явилось результатом разделения труда, когда данный вид деятельности человека стал рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми.
Таким образом на стыке XIX-XX веков управление капиталистическим предприятием рассматривается как эффективное управление, позволяющее использовать ресурсы с максимальной полезностью.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента краткий курс для студентов.ppt

— 1.63 Мб (Скачать)

 

Ренсис Лайкерт   Дуглас МакГрегор  Фредерик Герцберг

 

1903-1981

 

1906-1964

 

1923-2000

 

 

 

 

  • Сторонники школы «человеческих отношений» большое внимание уделяли исследованиям условий функционирования малых групп и индивидов в малых группах.
  • В результате ученым удалось открыть ряд закономерностей функционирования малых групп, которые принято называть эффектами групповой динамики.

 

 

 

 

Методология менеджмента

 

Лекция 4

 

 

 

 

  • Понятие «менеджмент» прочно вошло в наш обиход и стало привычным для российской деловой жизни. Однако, необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

 

 

 

 

  • Менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).

 

 

 

 

  • Сегодня принято в теории рассматривать менеджмент с четырех точек зрения:
  • Как теорию управления организацией
  • Как искусство управления
  • Как  аппарат управления
  • Как поцесс управления

 

 

 

 

Как аппарат управления менеджмент - это

 

Иерархия – 

количество уровней (звеньев) управления

Top – management

  • Middle-management
  • Lower - management

 

 

 

 

  • Таким образом, менеджмент определим как скоординированную деятельность по формированию целей организации и их эффективному достижению.

 

 

 

 

  • Соответственно менеджер – это профессиональный руководитель, работающий по найму и специализирующийся на эффективном достижении целей организации.
  • Характерной чертой менеджера является работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение требований потребителей.

 

 

 

 

 

Норма управляемости

 

  • Максимальное количество исполнителей, которое может находиться в подчинении у одного руководителя

 

 

 

 

2. Сущность системы управления  
 

 

  • В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух субъектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой находится в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно, что:

 

 

 

 

Рисунок 1. Управляющая и управляемая  подсистемы системы управления.

 

 

 

 

  • Вернемся к объекту и субъекту управления. В качестве субъекта управления могут выступать структурные подразделения, т.е. звенья управления или также уровни управления, т.е. ступени или уровни иерархии. В качестве объекта управления могут выступать работники, ресурсы, трудовой коллектив, товары документы.

 

 

 

 

  • Необходимо отметить, что управление нельзя свести к воздействию субъекта на объект. Поскольку данные элементы являются элементами системы, а значит, находятся в диалектической взаимосвязи. И  в этом смысле, с точки зрения философии, движущее начало управления – противоречие между субъектом и объектом управления.

 

 

 

 

  • Таким образом, можно говорить о том, что всякая система управления обладает соответствующей структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов.
  • В связи с этим систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем:
  • управляющей (субъекта управления) и
  • управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

 

 

 

 

Три подсистемы управления

 

  • О.С.Вихаансикй и А.И.Наумов выделяют в системе управления три подсистемы.
  • Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей, выполняющих поставленные задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление.
  • Вторая – информационно-поведенческая. К ее основным блокам относятся:
  • - управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
  • - интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;
  • - информация и коммуникации в системе управления
  • Третья подсистема – подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику.

 

 

 

 

 

Р.А.Фатхутдинов предлагает следующую  структуру системы менеджмента  организации:

 

Управляющая подсистема

 

Функциональная подсистема

 

Обеспечивающая подсистема

 

Целевая подсистема

 

Научные подходы, принципы, методы  менеджмента

 

Обратная связь

 

Внешняя среда

 

 

 

 

Законы и принципы менеджмента

 

 

 

 

  • Закон необходимого разнообразия
  • Закон отличия целого от частного  
    (закон эмерджентности)
  • Закон внешнего дополнения
  • Закон антиэнтропийности
  • Закон обратной связи
  • Закон синергийности

 

 

 

 

Принципы менеджмента

 

  • принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

 

 

 

 

Общие принципы управления

 

  • Научности
  • Применимости
  • Системности
  • Многофункциональности
  • Интеграции
  • Ориентации на ценности.

 

 

 

 

Частные принципы управления

 

 

 

 

Функции  
менеджмента

 

 

 

 

Управленческая деятельность 
(по Бургановой Л.А.)

 

  • Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.

 

 

 

 

  • Предметом и продуктом труда в управлении является информация;
  • в первом случае она "сырая", а поэтому не может применяться на практике.
  • Однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.

 

 

 

 

Формы управленческого труда

 

  • Управленческий труд существует в трех основных формах:
  • эвристический
  • административный
  • операторный.

 

 

 

 

  • Эвристический труд сводится к совокупности действий…
  • Административный труд предполагает текущую….
  • Операторный труд направлен на….

 

 

 

 

 

 

 

Управленческий труд  
(по М.Мескону, М.Альберту, Ф.Хедоури)

 

  • В настоящее время, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
  • Можно сказать, что нет единого мнения и по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако, чаще всего эти разногласия объясняются различиями семантического характера. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

 

 

 

 

  • УПРАВЛЕНИЕ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

 

 

 

 

 

  • Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.
  • Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

 

 

 

 

Процесс управления

 

Контроль 

 

Планирование 

 

Мотивация 

 

Организация 

 

 

 

 

 

 

 

Функция «Планирование» 

 

  • Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

 

 

 

 

Основные элементы плана

 

  • План должен содержать …..
  • При разработке плана должны быть предусмотрены…, ….для его осуществления.

 

 

 

 

План и программа действий

 

  • Дополненный описанием «как делать» и данными о ресурсном обеспечении, план превращается в программу действий.

 

 

 

 

Система планов небольшой организации (численностью до 100 человек)

 

  • перспективные планы (на 2-3 года);
  • целевые программы развития – по наиболее актуальным проблемам;
  • годовые планы (12 месяцев);
  • месячные (календарные) планы;
  • оперативные планы - индивидуальные и коллективные задания на выполнение конкретной работы.

 

 

 

 

Этапы процесса планирования.

 

  • Этап 1.
  • Этап 2.
  • Этап 3.
  • Этап 4.
  • Этап 5.
  • Этап 6.
  • Этап 7.
  • Этап 8.

Информация о работе Основы менеджмента краткий курс для студентов