Основы менеджмента краткий курс для студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:03, доклад

Краткое описание

Управление явилось результатом разделения труда, когда данный вид деятельности человека стал рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми.
Таким образом на стыке XIX-XX веков управление капиталистическим предприятием рассматривается как эффективное управление, позволяющее использовать ресурсы с максимальной полезностью.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента краткий курс для студентов.ppt

— 1.63 Мб (Скачать)

Основы менеджмента

 

Краткий материал подготовлен

доцентом Чурилиной И.Н.

  • Управление явилось результатом разделения труда, когда данный вид деятельности человека стал рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
  • В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми.
  • Таким образом на стыке XIX-XX веков управление капиталистическим предприятием рассматривается как эффективное управление, позволяющее использовать ресурсы с максимальной полезностью.
  • Для этого периода это означало увеличение прибыли за счет повышения производительности труда.

Систематизация этапов развития  менеджмента

 

  • 8 этапов развития менеджмента
  • Американские ученые Г. Кунц и С.0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов, нежели предложили М.Мескон, Ф.Альберт, Ф.Хедуори.

 

Систематизация этапов развития  менеджмента

  • Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация рассматривается как открытая система.

 

Систематизация этапов развития  менеджмента

  • Три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей по М.Мескону:
  • Иерархия
  • Культура
  • Рынок

 

Систематизация этапов развития  менеджмента

Школа научного управления

 

Рациональная 

организация труда

Основные научные труды Ф.Тейлора :

 

  • «Сделочная система» (1895), «Цеховой менеджмент» или «Управление циклом» (1903), «Принципы научного менеджмента» (1911). В своих трудах Тейлор стремился совместить интересы капитала и труда, «Реализовать философию сотрудничества» на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев разных стран.

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда: 

 

  • математический метод исчисления себестоимости
  • дифференциальная система оплаты труда
  • метод изучения времени и движений (хронометраж)
  • способ расчленения и рационализации трудовых приемов
  • инструкционные карточки.

Методология Ф.Тейлора, таким образом, включала в себя такие ступени: 

  • Это давало руководству возможность установить нормы, которые были реально выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленные нормы.
  • В рамках научной школы менеджмента можно выделить Гарри Эмерсона (1853-1931 гг.), который впервые сформулировал принципы, на основе которых можно создать организацию, работающую эффективно.

12 принципов  
повышения производительности  
Гарри Эмерсона.

Административная школа в управлении  
 
1920 -1950 гг.

   Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал«теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно.

                 Функции: 
 
1.Техническая деятельность (производство);  
2. Коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);  
3. Финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);  
4. Страховая деятельность (защита собственности людей);  
5. Эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);  
6. Управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).  

А.Файоль.  
Трактовка дефиниции «управлять»

 

  • «Итак, я предлагаю следующее определение:
  • УПРАВЛЯТЬ — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»;
  • предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
  • организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;
  • распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;
  • координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
  • контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

14 принципов управления  
Анри Файоля

Распространенные формы заработной  платы для рабочих, средних начальников  и крупных администраторов.

 

  • Рабочие
  • Распространенные формы заработной платы для рабочих:
  • 1. Поденная плата.
  • 2. Поурочная плата.
  • 3. Поштучная плата.
  • Эти три формы заработной платы могут взаимно комбинироваться и давать важные варианты на основе введения премий, участия в прибылях, добавлений натурой, воздаяния заслуг и т. д.

Таким образом,

 

  • участие в прибылях — как для рабочих, так и для высших начальников — не может быть общим правилом вознаграждения.
  • Резюмируя, можно сказать, что участие в прибылях является средством вознаграждения, дающим иной раз отличные результаты, но оно не является общим решением вопроса.
  • Ошибкой 

является 

уклонение без нужды 

от иерархической колеи;

 

  • но гораздо большая ошибка — следование по ней, когда это может грозить опасностью предприятию.

 

Вторая глава 
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ УСТАНОВОК, 
КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

  • Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная установка.
  • Различаются установки:
  • техническая,
  • коммерческая,
  • финансовая,
  • административная и т. д.

Каждая из этих установок  покоится на совокупности качеств  и знаний, которые можно свести  к следующим шести рубрикам:

 

  • 1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.
  • 2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.
  • 3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.
  • 4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.
  • 5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции — будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой, будь то административной и т. д.
  • 6. Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.
  • Техническая установка есть главная установка низших агентов крупных предприятий и руководителей небольших промышленных предприятий;
  • административная установка есть главная установка крупных директоров.

 

  • Техническая установка преобладает на низших ступенях промышленной лестницы, а административная — на высших.

УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВА, 
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ 
ХОРОШЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ

 

 

  • 1. Искусство управлять людьми
  • 2. Активность
  • 3. Нравственное мужество
  • 4. Прочность положения руководящего персонала
  • 5 и 6. Профессиональная компетентность и общая деловая опытность

Школа Человеческих отношений.

Элтон Мэйо (1880 – 1949).

 

  • Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли.

По мнению Э.Мэйо,  любая трудовая  организация обладает единой  и интегрированной социальной  структурой, основные тезисы которой  сводятся к следующему:

 

  • люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
  • в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
  • люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равным им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
  • работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.

 

 

 

 

 

Школа поведенческих наук

 

 

 

 

Основные идеи школы

 

Произошла из школы человеческих  отношений в 50-х гг.

Информация о работе Основы менеджмента краткий курс для студентов