Основы менеджмента
Краткий материал подготовлен
доцентом Чурилиной И.Н.
- Управление явилось результатом разделения труда, когда данный вид деятельности человека стал рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
- В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми.
- Таким образом на стыке XIX-XX веков управление капиталистическим предприятием рассматривается как эффективное управление, позволяющее использовать ресурсы с максимальной полезностью.
- Для этого периода это означало увеличение прибыли за счет повышения производительности труда.
Систематизация этапов развития
менеджмента
- 8 этапов развития менеджмента
- Американские ученые Г. Кунц и С.0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов, нежели предложили М.Мескон, Ф.Альберт, Ф.Хедуори.
Систематизация этапов развития
менеджмента
- Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация рассматривается как открытая система.
Систематизация этапов развития
менеджмента
- Три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей по М.Мескону:
- Иерархия
- Культура
- Рынок
Систематизация этапов развития
менеджмента
Школа научного управления
Рациональная
организация труда
Основные научные труды Ф.Тейлора
:
- «Сделочная система» (1895), «Цеховой менеджмент» или «Управление циклом» (1903), «Принципы научного менеджмента» (1911). В своих трудах Тейлор стремился совместить интересы капитала и труда, «Реализовать философию сотрудничества» на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев разных стран.
Тейлор предложил
строгую научную систему знаний о законах
рациональной организации труда:
- математический метод исчисления себестоимости
- дифференциальная система оплаты труда
- метод изучения времени и движений (хронометраж)
- способ расчленения и рационализации трудовых приемов
- инструкционные карточки.
Методология Ф.Тейлора, таким образом,
включала в себя такие ступени:
- Это давало руководству возможность установить нормы, которые были реально выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленные нормы.
- В рамках научной школы менеджмента можно выделить Гарри Эмерсона (1853-1931 гг.), который впервые сформулировал принципы, на основе которых можно создать организацию, работающую эффективно.
12 принципов
повышения производительности
Гарри Эмерсона.
Административная школа в управлении
1920 -1950 гг.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал«теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно.
Функции:
1.Техническая деятельность (производство);
2. Коммерческая деятельность (закупка,
сбыт и обмен);
3. Финансовая деятельность (поиск и оптимальное
использование капитала);
4. Страховая деятельность (защита собственности
людей);
5. Эккаунтинг (деятельность по анализу,
учету, статистике);
6. Управление (планирование, организация,
распорядительство, координация и контроль).
А.Файоль.
Трактовка дефиниции «управлять»
- «Итак, я предлагаю следующее определение:
- УПРАВЛЯТЬ — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»;
- предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
- организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;
- распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;
- координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
- контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
14 принципов управления
Анри Файоля
Распространенные формы заработной
платы для рабочих, средних начальников
и крупных администраторов.
- Рабочие
- Распространенные формы заработной платы для рабочих:
- 1. Поденная плата.
- 2. Поурочная плата.
- 3. Поштучная плата.
- Эти три формы заработной платы могут взаимно комбинироваться и давать важные варианты на основе введения премий, участия в прибылях, добавлений натурой, воздаяния заслуг и т. д.
Таким образом,
- участие в прибылях — как для рабочих, так и для высших начальников — не может быть общим правилом вознаграждения.
- Резюмируя, можно сказать, что участие в прибылях является средством вознаграждения, дающим иной раз отличные результаты, но оно не является общим решением вопроса.
является
уклонение без нужды
от иерархической колеи;
- но гораздо большая ошибка — следование по ней, когда это может грозить опасностью предприятию.
Вторая глава
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ УСТАНОВОК,
КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная установка.
- Различаются установки:
- техническая,
- коммерческая,
- финансовая,
- административная и т. д.
Каждая из этих установок
покоится на совокупности качеств
и знаний, которые можно свести
к следующим шести рубрикам:
- 1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.
- 2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.
- 3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.
- 4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.
- 5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции — будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой, будь то административной и т. д.
- 6. Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.
- Техническая установка есть главная установка низших агентов крупных предприятий и руководителей небольших промышленных предприятий;
- административная установка есть главная установка крупных директоров.
- Техническая установка преобладает на низших ступенях промышленной лестницы, а административная — на высших.
УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВА,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ
ХОРОШЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ
- 1. Искусство управлять людьми
- 2. Активность
- 3. Нравственное мужество
- 4. Прочность положения руководящего персонала
- 5 и 6. Профессиональная компетентность и общая деловая опытность
Школа Человеческих отношений.
Элтон Мэйо (1880 – 1949).
- Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли.
По мнению Э.Мэйо, любая трудовая
организация обладает единой
и интегрированной социальной
структурой, основные тезисы которой
сводятся к следующему:
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
- в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равным им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
- работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.
Школа поведенческих наук
Основные идеи школы
Произошла из школы человеческих
отношений в 50-х гг.