Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель работы – изучить сущность и особенности мотивации как функции в управлении персоналом УСЗН.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность мотивации и ее характеристики;
2. Изучить содержательные теории мотивации;
3. Раскрыть процессуальные теории мотивации;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации как функции управления………………………………………………………………………...6
1.1. Мотивация: сущность и характеристики…………………………..6
1.2. Содержательные теории мотивации……………………………….9
1.3. Процессуальные теории мотивации………………………………15
Глава 2. Мотивация как одна из функций управления персоналом в учреждениях социальной защиты населения………………………………….19
2.1. Формы признания и оценки результатов труда………………….19
2.2. Методы индивидуальной оценки труда работников…………….22
2.3. Методы групповой оценки труда работников……………………27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Известны 2 категории мотивационных теорий: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на установлении внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Процессуальные
теории основываются на том,
как ведут себя люди с
учетом их восприятия и познания.
Человек испытывает потребность,
когда ощущает физиологически
или психологически недостаток
чего-либо.
Руководители должны определить потребности, побуждающие людей к действию. Помогут им в этом содержательные теории мотивации, к которым относятся теория потребностей А. Маслоу, теория потребностей Д. Макклелланда, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, теория ERG.
Теория потребностей Маслоу. В 1943 г. была опубликована работа «Теория человеческой мотивации». Первым психологом, который обратил внимание руководителей на влияние потребностей на мотивацию персонала, был А. Маслоу. Во-первых, он понял, что не сама потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения (т.е. актуальность ее для индивида). Во-вторых, Маслоу указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей на удовлетворенными19.
Согласно Маслоу, эти потребности можно расположить в виде иерархической структуры. Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии – от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).
Маслоу разделил потребности на 5 категорий:
2) безопасности и уверенности в будущем – потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих;
3) социальные – потребность ощущать себя членом какой-либо общности, иметь социальные контакты, чувствовать привязанность и поддержку;
4) уважения – потребность в признании личных качеств или достижений;
5) самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в становлении человека как личности.
Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными, или потребностями низших уровней. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.
Согласно теории Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то определяющей его поведение является потребность боле низкого уровня. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – в неодинаковой степени. Если индивид не удовлетворил какой-то важной потребности, то с ним происходят такие явления, как агрессия (символическая атака на иной объект), рационализация (оправдание своего поведения или приписывание ему иных причин), репрессия (подавление). Поскольку с интеллектуальным и духовным развитием человека потребности высших уровней постоянно расширяются, то они никогда не могут быть полностью удовлетворены, и поэтому мотивация поведения через потребности бесконечна20.
Теория потребностей Маслоу дала руководителям полезное описание процесса мотивации. Но экспериментальные исследования показали, что четкой структуры потребностей просто не существует. Основная критика сводилась к тому, что теории не удалось учесть индивидуальные потребности.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга была предложена в 1959 г. в работе «Мотивация к работе»21. Эта теория по своей сути является эмпирической, т.е. результатом обработки большого количества экспериментальных данных. Можно отметить, что мотивирующие факторы Герцберга по сути своей совпадают с потребностями высоких уровней Маслоу, а гигиенические факторы – с потребностями низких уровней. Разница между этими теориями заключается в том, что, согласно теории Маслоу, предоставление работнику возможности удовлетворить свои первичные потребности стимулирует его к повышению производительности труда. Согласно теории Герцберга, работник вообще начинает обращать внимание на гигиенические факторы только в том случае, если считает их реализацию несправедливой.
Согласно теории Герцберга, все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на 2 группы:
1. Гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой.
2. Мотивирующие факторы, определяющие удовлетворенность работой.
К гигиеническим факторам относятся:
1) способ управления и политика организации;
2) условия труда;
3) межличностные отношения на рабочем месте, т.е. отношения с начальником, коллегами, подчиненными;
4) заработок;
5) степень непосредственного контроля работы;
6) влияние работы на личную жизнь22.
Хорошие условия труда (гигиенические факторы) закрепляют работников на предприятии и стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают повышать производительность труда. Иными словами гигиенические факторы не вызывают увеличения выработки, хотя предостерегают от сознательного ограничения производительности, сдерживания работы.
Ко второй группе, т.е. к мотивирующим факторам, относятся:
1) возможность достижения и признания успеха;
2) интерес к данному виду деятельности;
3) ответственность;
4) продвижение по службе;
5) возможность профессионального роста.
Мотивирующие факторы относятся к содержанию труда. От них зависит повышение производительности и удовлетворенность работой.
Мотиваторы представляют собой внутреннюю пружину деятельности человека – его мотивы. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому удовлетворенность, по Герцбергу, есть функция содержания работы, а не удовлетворенность – функция условий труда. Из этого следует, что производительность труда коррелирует с ростом удовлетворенности работой, но не с уменьшением степени неудовлетворенности23.
Критические замечания относительно теории Герцберга связаны с методами исследований. Когда людей просят описать ситуации, когда им было хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности, а неблагоприятные – с ролью других людей. Герцберг не учел, что у разных людей разные потребности и, следовательно, и мотивирующие факторы будут разными.
Теория потребностей Д. Макклелланда. Иной подход к классификации потребностей высших уровней предложил Д. Макклелланд в работе «Два лица власти» в 1970 году.
Макклелланд выделил 3 вида потребностей высших уровней: власть, успех, причастность24.
Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Люди, испытывающие такую потребность, чаще проявляют себя как энергичные, отстаивающие свою позицию. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Любая руководящая должность привлекает людей с потребностью власти, поскольку она дает возможность реализовывать и проявлять власть.
Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди, испытывающие потребность в успехе, предпочитают иметь дело с проблемами, при разрешении которых они могут взять ответственность на себя, но эти проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достижение результата – конкретным и ощутимым.
Потребность причастности свойственна людям, заинтересованным в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Этим людям нужна такая работа, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Руководители должны обеспечить атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения25.
Теория ERG предложена Альдерфером в 1972 году в работе «Существование, причастность и рост. Человеческие потребности в организации». Альдерфер выделил три уровня потребностей:
1) Е (existence) – потребности существования, т.е. потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;
2) R (relatedness) – потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми, ощущения уважения с их стороны;
3) G (growth) – потребности личностного роста, например, потребности в приобретении новых знаний, в самоуважении26.
По
сравнению с Маслоу Альдерфер
не строит строгую иерархичность
порядка удовлетворения потребностей,
т.е. потребности разных уровней могут
в одинаковой степени и одновременно
влиять на поведение людей.
Если потребности высоких уровней
по каким-то причинам не могут
быть удовлетворены, то это может
компенсироваться удовлетворением
потребностей более низкого уровня.
Данное положение важно для руководителей,
стремящихся стимулировать своих сотрудников.
Если выполняемая работа не
позволяет удовлетворить потребности
личностного роста, то более важными
становятся социальные потребности.
Если же не могут реализоваться и они,
то усиливаются потребности существования.
1.3 Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории анализируют, как конкретный человек распределяет усилия для достижения целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Теория ожиданий В. Врума. Под ожиданием понимается оценка человеком вероятности наступления какого-либо события. Теория ожиданий, предложенная В. Врумом в книге «Работа и мотивация» в 1964 г., исходит из двух допущений:
1) любая деятельность человека является целенаправленной;
2) достижение цели зависит от вознаграждения, которое позволяет работнику удовлетворить определенные потребности27.
Согласно теории Врума, значение приобретают 3 взаимосвязи:
1. Ожидания в отношении затрат труда – резулътатов (3 - Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Например, работник отдела назначения пенсий затратит дополнительные усилия и сделает перерасчет всех пенсий к сроку. Но он может и не рассчитывать на то, что его усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожиданий, мотивация будет ослабевать; взаимосвязь может отсутствовать из-за неправильной самооценки работника, из-за плохой подготовки.
2. Ожидания в отношении результатов – вознаграждений (Р - В) – это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый результат. Если не будет этот связи, то мотивация будет ослабевать. Если работник знает, что вознаграждения не будет, то он может и не выполнять дополнительную работу.
3. Валентность (В) — предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. У различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения разные, поэтому конкретное вознаграждение может и не иметь для них ценности. Если значение любой взаимосвязи будет мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда – низкие. Соотношение этих взаимосвязей можно представить в виде формулы: З - Р * Р - В * В = мотивация28.
Эта формула и есть модель мотивации по Вруму.