Мотивация как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:20, контрольная работа

Краткое описание

Мотивация по своей природе - сложный психологический процесс реакции субъекта на внешние воздействия и/или внутренние потребности развития. Реагируя на такие импульсы, субъект трансформирует их в своем сознании до уровня ощущаемых чувствами и разумом желаний, целевых установок, ожиданий и т. п. Из совокупности этих ощущений рождается некая "результирующая" как выбор и решение действовать так, чтобы удовлетворить возникающие потребности. Если степень удовлетворения потребностей высока, то мотивация поведения будет усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать вплоть до отрицательных и даже разрушительных действий.

Оглавление

Введение 2
I. Мотивация как функция управления
1.1. Теории мотивации. 3
1.2. Мотивация как процесс. 3
2. Мотивация, обусловленная внешними стимулами. 5
2.1. Внешнее внушение как средство на процесс
формирования мотива. 6
3. Применение мотивационных моделей 9
Заключение 15

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая контрольная мотивация.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение           2

I. Мотивация как функция управления

1.1. Теории мотивации.        3

1.2. Мотивация как процесс.       3

2. Мотивация,  обусловленная внешними стимулами.   5

2.1. Внешнее внушение как средство на процесс

формирования  мотива.        6

3. Применение мотивационных моделей      9

Заключение          15

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Мотивация-побуждение субъекта к выбору того или иного  типа поведения в зависимости  от силы внутренних потребностей, состояний (мотивов) и внешних воздействий (стимулов).

Мотивация по своей  природе - сложный психологический  процесс реакции субъекта на внешние  воздействия и/или внутренние потребности  развития. Реагируя на такие импульсы, субъект трансформирует их в своем  сознании до уровня ощущаемых чувствами и разумом желаний, целевых установок, ожиданий и т. п. Из совокупности этих ощущений рождается некая "результирующая" как выбор и решение действовать так, чтобы удовлетворить возникающие потребности. Если степень удовлетворения потребностей высока, то мотивация поведения будет усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать вплоть до отрицательных и даже разрушительных действий. Истоки мотивации формируются в глубинных пластах психики и сознания человека как единой и уникальной целостности. Это означает, что мотивация основывается не только на эмоционально-чувственных, но и на рационально-логических свойствах и особенностях субъекта. Такая двойственность мотивации - наличие одновременно и эмоциональных, и рациональных начал - имеет фундаментальное значение для теории и практики управления. Она позволяет рассматривать управление одновременно как искусство (эмоциональное управление) и как науку (рациональное управление).

Актуальность  проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Для чего нам  необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать  друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Мотивация как функция управления »

 

1.1.Теории мотивации.

 

Неоднозначная реакция конкретной личности на те или иные воздействия не дает четкого  рецепта управления поведением человека. Попытки разрешить эту проблему привели к появлению множества различных теорий мотивации. С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным их деление - в зависимости от предмета анализа - на три главных направления:

Теории, в основе которых лежит специфическая  картина работника - эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» Макгрегора, теория «Z» Оучи …

Внутриличностные теории - анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Херцберга…

процессуальные теории - выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию  различных факторов среды. К теориям  этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория справедливости С.Адамса, теория мотивации В. Врума…

Хотя между  этими теориями существуют принципиальные отличия, они тем не менее имеют  нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

 

1.2. Мотивация как процесс.

 

Мотивация как психологическое  явление трактуется по-разному. В  одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В  другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» в данном тексте мы будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Довольно часто психологи в своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю - экстренсивную и внутреннюю - интренсивную. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

Считается, что важной особенностью мотивации человека является двумодельное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (в случаи неразделенной любви).

Мотивация, рассматриваемая  как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое  рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая  стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными.

А. Маслоу  делит  их на условные пять групп:

Физиологические потребности.

Потребности в безопасности.

Социальные потребности.

Потребности в уважении.

Потребности в самореализации.

Вторая  стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

           Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

· что я должен получить, чтобы устранить потребность;

· что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

· в какой  мере я могу добиться того, чего желаю;

· насколько  то, что я могу получить, может  устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая  стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

  

2. Мотивация, обусловленная внешними стимулами.

 

Под внешне организованной мотивацией нами будет пониматься воздействие на процесс мотивации субъекта А со стороны субъекта (ов) Б. Речь идет о влияние одного субъекта на мотивационный процесс другого субъекта, а не о формировании мотива посторонним человеком.

 Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. Следовательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы.

При внешне организационной мотивации может происходить конкурентная борьба мотиваций двух взаимодействующих в процессе общения субъектов. Поэтому психология воздействия на субъект А со стороны субъекта Б может привести как к согласию, так и к отказу первого выполнить просьбу, требование и т.п. Однако это не значит, что отказ человека выполнить просьбу или приказ не мотивирован. При отказе формируется мотив не действия, а поступка.

Прямые неимперативные формы организации мотивационного процесса.

К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.

Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа старший по возрасту или должности просит, тем самым показывается зависимость просящего от того к кому он обращается.

Просьба оказывает  большое влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву отказать.

Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то - значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предложения зависит от степени безвыходности положения, в котором он находиться, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого и от особенностей личности самого субъекта. Так, например холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик - отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.

Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит  от его морального состояния. При  подавленности человека, понимании  им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление  резко уменьшается. [Розанова В.А. / Психология управления-М.:ЗАО «Бизнес- школа», 2003]

 

2.1. Внешнее внушение как средство на процесс формирования мотива.

 

В ряде случаев  эффективным средством воздействия  со стороны на процесс образования  мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.

Существует  три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое  воздействие. По критерию наличия цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, что и кому он хочет внушить. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать.

По содержанию внушение определяют как специфическое  и неспецифическое. Непосредственное отношение к мотивации имеет  только специфическое внушение, так  как с его помощью внушаются  конкретные мысли, действия и поступки.

По способу  воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, прямой направленностью на конкретного человека. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде. [Удальцова М. В., Авчиренко Л. К. / Социология и психология управления-М.: Инфра - М, 1999]

Информация о работе Мотивация как функция управления