Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:17, дипломная работа
Цель исследования данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и на основе рассмотренных теоретических и методических положений о конфликтах разработать рекомендации по усовершенствованию их предупреждения, регулирования и разрешения.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........3 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
Понятие конфликта и его сущность..……………………………………5
Стадии развития конфликта…………………………………………….17
Роль руководителя в управлении конфликтами ………………………27
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА …………….....37
Краткая характеристика предприятия ОАО «ДМЗ»…………………...37
Основные конфликты ОАО «ДМЗ»……………………………………..41
Методы предупреждения конфликтов…………………………………..51
Методы регулирования конфликтов…………………………………....63
Методы разрешения конфликтов……………………………………….76
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА»……………....91
Управление конфликтами на примере ОАО «ДМЗ» и предложения по улучшению управления ими……………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………114
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Понятие конфликта и его сущность..……………………………………5
Стадии развития конфликта…………………………………………….17
Роль руководителя в управлении конфликтами ………………………27
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА …………….....37
Краткая характеристика
предприятия ОАО «ДМЗ»…………………..
Основные конфликты ОАО «ДМЗ»……………………………………..41
Методы предупреждения конфликтов…………………………………..51
Методы регулирования конфликтов…………………………………....63
Методы разрешения конфликтов……………………………………….76
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА»……………....91
Управление конфликтами на примере ОАО «ДМЗ» и предложения по улучшению управления ими……………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета........................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест Томаса…………………………..…………..125
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 План мероприятий……………………………….127
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Приказ о создании ОАО «ДМЗ»………………..128
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 УСТАВ ОАО «ДМЗ»……………………………129
Актуальность исследования. Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождавших конфликты, следует назвать, прежде всего, социально – экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Конфликты могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет. Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные. Очевидно, необходимы рекомендации по рациональному образу действий в конфликтных ситуациях.
Конфликты в настоящее время являются ключевой проблемой жизни, как отдельных личностей, так и целых коллективов в коммерческой деятельности.
Руководитель без конфликтов – возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы просто утопией.
Результат исследования имеют важное практическое значение. Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников ОАО «ДМЗ».
Цель исследования данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и на основе рассмотренных теоретических и методических положений о конфликтах разработать рекомендации по усовершенствованию их предупреждения, регулирования и разрешения.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
Данная дипломная работа, согласно поставленным задачам, имеет следующую структуру. В первой главе раскрывается сущность конфликта, его стадии развития, функции и причины.
Во второй главе изложена подробная характеристика ОАО «ДМЗ». Третья, практическая глава, посвящена выявлению причин конфликтов, применение методов предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов на базе конкретной организации.
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, не смотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо.
Таким образом, лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит то, какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива или группы.
Данная дипломная работа является весьма актуальной для данной организации. Принятие разумных решений способно не только нормализовать рабочую обстановку, но и повысить эффективность работы организации в целом.
Дипломная работа состоит из трех глав, выполнена на ____ страницах. При написании работы использовались 50 источников. Некоторые теоретические аспекты изложены в виде таблиц.
Что такое конфликт. Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления организациями некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития организации.
Современная наука об управлении признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Но закономерно встает вопрос, как следует относиться к конфликтам? Многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая — дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности.
Современная наука об управлении предлагает выработать конструктивную позицию в отношении конфликта, которая предполагает рассматривать конфликт не как аномалию, дисфункцию в деятельности организаций, а как норму отношений между людьми, необходимый элемент производственной жизни, который дает выход социально-психологической напряженности, порождая изменения в деятельности организации.
Существует достаточное количество определений понятия «конфликт». Большая часть определений предполагает противоречивость мотивов, целей, установок и т.д. сторон конфликта.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух и более людей. (1, с 309; 23, с. 972)
Конфликт – столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. (29, с. 232)
Однако, вполне достаточно, чтобы эти мотивы, цели и установки лишь выглядели таковыми. Объективно же они могут отнюдь не исключать друг друга, а иногда и вообще находиться в разных плоскостях. Можно привести пример, в котором две подруги захотели взять апельсин, который оказался последним на данной вечеринке. Однако, хозяйка дома, выяснив, что одна из них хотела апельсинового сока, а другая сделать цукаты из кожуры, легко помирила спорщиц, даже не прибегая к компромиссному делению апельсина пополам.
На этом примере мы видим, что на верхнем (субъективном) уровне потребности были абсолютно противоположны: забрать апельсин (выигрыш) за счет лишения его другой стороны (проигрыш). На более глубоком (объективном) уровне потребности были не противоречивы, а лишь различны и не мешали друг другу.
Таким образом, более точно, по нашему мнению, выражают понятие «конфликт» следующие определения:
Конфликт - отсутствие согласия
между двумя или более
Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. (16, с. 41)
Конфликты возникают в различных социальных системах, будь то семья или целое общество и т.д. Мы же в соответствии с целями написания данной работы ограничим круг нашего исследования изучением конфликтов на уровне организации.
Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации. (13, с. 269)
Конфликт в организации – столкновение субъектов совместной деятельности в рамках организаций или межорганизационном пространстве. (18, с. 85)
Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика.
Кибанов А.Я. выделяет несколько существенных черт конфликта (16, с. 34-41), которые помогают раскрыть его сущность:
Из вышесказанного следует, что конфликт это нормальное явление, которое следует воспринимать как объективную реальность, а не замалчивать. Задача менеджера заключается не в том, чтобы непременно воспрепятствовать возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное русло.
У всех конфликтов есть несколько причин. Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения конфликта.
Основными причинами конфликта, по мнению большинства авторов (4, 17, 23, 27) являются причины, перечисленные еще Майклом Месконом, а именно: ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и в жизненном опыте, а также плохие коммуникации. (24, с. 520-522) И на наш взгляд это наиболее полный перечень. Рассмотрим эти причины более подробно: