Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:17, дипломная работа
Цель исследования данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и на основе рассмотренных теоретических и методических положений о конфликтах разработать рекомендации по усовершенствованию их предупреждения, регулирования и разрешения.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........3 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
Понятие конфликта и его сущность..……………………………………5
Стадии развития конфликта…………………………………………….17
Роль руководителя в управлении конфликтами ………………………27
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА …………….....37
Краткая характеристика предприятия ОАО «ДМЗ»…………………...37
Основные конфликты ОАО «ДМЗ»……………………………………..41
Методы предупреждения конфликтов…………………………………..51
Методы регулирования конфликтов…………………………………....63
Методы разрешения конфликтов……………………………………….76
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА»……………....91
Управление конфликтами на примере ОАО «ДМЗ» и предложения по улучшению управления ими……………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………114
В учебнике Антикризисное
управление под редакцией Э.М. Короткова
(1, с. 125) выделяют следующие основные
причины возникновения
Вопрос о причинах
конфликта один из важных и сложных,
ибо часто на главную причину
конфликта накладываются
На вероятность возникновения той или иной причины конфликта оказывают влияние также и демографические характеристики работников (пол и возраст). Например, установлено, что для женщин более характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанными с их личными потребностями – заработной платой, распределением отпусков, премиями. Мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью – организацией труда, определенностью полномочий, функций и др. С увеличением возраста работников больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе – нарушением трудовой дисциплины, несоответствием требованиям, предъявляемым руководителем и т.д. (1, с. 315)
Существенно важен вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организации и т.д. На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций. В учебнике «Конфликтология» под редакцией А.Я. Кибанова (16, с. 42-52) выделяется ряд функций конфликта:
Таким образом функции
конфликтов могут нести как отрицательные,
так и положительные
Функциональные последствия. Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт может
уменьшить возможности
Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей.
Примером конфликта,
приводящего к явным
Подводя итоги, можно сказать, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Все люди имеют уникальные надежды, идеи, и ценности, которые часто не совпадают с идеями и ценностями других людей. Как бы нам не хотелось избежать конфликтов, они являются объективной реальностью. Они приводят не только к отрицательным последствиям, но могут носить и конструктивную основу. Поэтому нужно учиться распознавать истинную причину конфликтов, прогнозировать их развитие и последствия, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно сказать, что для них «научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать». (16, с. 6)
Для руководителя, стремящегося эффективно управлять организацией, очень важным является понимание того, что конфликт – это не спонтанное столкновение, а процесс, протекающий во времени и пространстве. Он не возникает ниоткуда. У него есть почва, на которой он развивается, есть участники, придерживающиеся противоположных точек зрения, имеющие различные цели, интересы и суждения. Понимание процесса конфликта позволяет осознанно им управлять.
Обычно в социальном конфликте выделяют три стадии развития:
Предконфликтная ситуация — это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. (18, с. 12) Любая организация не сможет обойтись без внутренней напряженности, без противоречий и столкновений в межличностных и межгрупповых отношениях, без того, что в силу субъективных и объективных причин становится источником конфликта. Иными словами, любому конфликту предшествует некое стечение обстоятельств, в которых находятся потенциальные стороны противоборства. Социальная напряженность, по сути, представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовлетворенности из субъективно-объективных отношений в субъективно-субъективные. Суть этой трансформации в том, что потенциальный субъект конфликта выявляет (персонифицирует) реальных (или предполагаемых) виновников своей неудовлетворенности и одновременно осознает неразрешимость сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия. (18, с. 13)
Все вышесказанное характеризует
возникновение так называемой конфликтной
ситуации – накопившиеся противоречия,
связанные с деятельностью субъ
Козырев Г.И. выделяет три фазы развития конфликтной ситуации (18, с.13), для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. (18, с. 13) На этой стадии происходит какое-либо событие, которое является поводом для «взрыва» напряженной ситуации и столкновения оппонентов (субъектов конфликта).
Конфликтная ситуация может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полностью зависит от ситуации, он без нее просто не может произойти. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно возникающими.
С управленческой точки зрения важно учитывать, как субъекты воспринимают конфликтную ситуацию, что подвигает их к инциденту. От того, как оппоненты интерпретируют происшедшее столкновение, зависит дальнейшее решение конфликта.
Есть ряд других моментов, которые нужно принимать во внимание при анализе ситуации и вызванным ею инциденте. Вообще предконфликтная стадия характеризуется тем, что ни одна из оппонирующих сторон не утвердилась полностью в своих притязаниях и на занятой позиции. И хотя основные требования заявлены, предприняты шаги к обострению ситуации, участники столкновения пока не увязли в конфликте, испытывают сомнения в благополучном его для себя исходе, проявляют колебания и нерешительность. На этом этапе велик шанс предотвратить нежелательное развитие событий или направить открывшееся противоборство в более приемлемое русло.