Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:03, реферат
Цель исследования: выявить природу и причины конфликтов, рассмотреть способы и методы управления конфликтной ситуацией для создания благоприятной атмосферы в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты конфликта;
2) осуществить анализ причин возникновения организационных конфликтов;
ВВЕДЕНИЕ
Основой
любой организации являются люди
(коллектив), и без их функционирование
организации невозможно. Совокупность
объектных условий, в которых
оказываются люди в процессе совместной
деятельности, предопределяет и ограничивает
способы их взаимодействия. Количество
потребностей, которые могут быть
удовлетворены в общении, также
оказывается ограниченным сложившимися
обстоятельствами. В этой связи в
коллективах часто возникают
производственные ситуации, в ходе
которых между людьми обнаруживаются
противоречия по широкому кругу вопросов.
Сами по себе эти разногласия и
противоречия могут выступать в
качестве положительного фактора движения
творческой мысли. Однако, становясь
острыми, они могут препятствовать
успешной совместной работе и вести
к конфликтам. Необходимо соответствующее
управление этими процессами, задачей
которого должно быть предупреждение
возникновения нежелательных, негативного
плана конфликтов, придание неизбежным
конфликтным ситуациям
Актуальность исследования: в настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. И сегодня невозможно обойтись без наработанных методов управления конфликтами.
Цель исследования: выявить природу и причины конфликтов, рассмотреть способы и методы управления конфликтной ситуацией для создания благоприятной атмосферы в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты конфликта;
2) осуществить анализ причин возникновения организационных конфликтов;
3) выявить способы и методы управления конфликтными ситуациями и минимизации их негативных последствий.
В
отечественной экономической
1.
СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА
КОНФЛИКТА
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами [9, 25].
Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).
Когда
конфликт в организации неуправляем,
это может привести к конфронтации
(структурные подразделения
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания - вследствие объективных обстоятельств или случайности.
Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно - ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту [7, 156].
В
развитии каждого конфликта можно
фиксировать возникновение
Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер. В связи с этим нужно знать не только природу, но типы конфликтов [4, 117].
Существует
многовариантная типология
По масштабам и продолжительности конфликты разделяются на:
- общие и локальные;
- глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем);
- кратковременные и затяжные;
- скоротечные и долгосрочные.
По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на:
- преследующие личные цели;
- преследующие групповые цели;
- преследующие общественные цели.
Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).
По источникам и причинам возникновения выделяют:
- объективные и субъективные;
- организационные, эмоциональные и социально-трудовые;
- деловые и личностные.
По функциональной значимости конфликты делятся на:
- позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные);
- созидательные и разрушительные [2, 65].
Позитивная роль конфликтов состоит в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей.
По формам и степени столкновения различают конфликты:
- открытые и скрытые;
- спонтанные, инициированные и спровоцированные;
- неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.
По способам урегулирования:
- антагонистические и компромиссные;
- полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству [3, 98].
В зависимости от субъектов конфликта и от природы его возникновения различают пять основных уровней конфликтов, которые тесно связаны между собой: межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, внутригрупповой и внутриличностный конфликт.
- межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.
- конфликт между личностью и группой. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
- межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.
- внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов.
- внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт становится конфликтом взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом [5, 103].
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта, особенности сторон, длительность, функции, формы проявления, тип структуры отношений, последствия и т.п.
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.
В
жизни не бывает бесконфликтных организаций:
важно, чтобы конфликт не был разрушительным.
Задача менеджера — спроектировать
конструктивный, разрешаемый конфликт.
Последствия конфликта зависят
в основном от того, насколько эффективно
управляет им менеджер.