Основные методы управления конфликтами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:03, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить природу и причины конфликтов, рассмотреть способы и методы управления конфликтной ситуацией для создания благоприятной атмосферы в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты конфликта;
2) осуществить анализ причин возникновения организационных конфликтов;

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Совокупность объектных условий, в которых  оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также  оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в  коллективах часто возникают  производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и  противоречия могут выступать в  качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь  острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести  к конфликтам. Необходимо соответствующее  управление этими процессами, задачей  которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного  плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного  характера. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

     Актуальность  исследования: в настоящее время  исследование конфликтов относится  к наиболее динамично развивающейся  области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни  общества в целом. И сегодня невозможно обойтись без наработанных методов  управления конфликтами.

     Цель  исследования: выявить природу и  причины конфликтов, рассмотреть способы и методы управления конфликтной ситуацией для создания благоприятной атмосферы в организации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) исследовать теоретические аспекты конфликта;

     2) осуществить анализ причин возникновения организационных конфликтов;

     3) выявить способы и методы управления конфликтными ситуациями и минимизации их негативных последствий.

     В отечественной экономической литературе данными вопросами занимались В.И. Андреев, И.Я. Герасименко, Р.М. Юсупов, Л.И. Дмитриев, А.И. Кочеткова, А.И. Пригожин, А.А. Радугин и др.

 

     

     1. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА  КОНФЛИКТА 

     Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами [9, 25].

     Конфликт  - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.

     Организационный конфликт может принимать множество  форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь  анализировать его, понимать и управлять  им. Некоторые фирмы вводят в штатное  расписание должность менеджера  по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

     Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации  или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом [1, 26].

     В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции  сторон по какому-то вопросу, либо противоположные  цели или средства их достижения в  данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

     Чтобы конфликт начал развиваться, необходим  инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания - вследствие объективных обстоятельств или случайности.

     Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она  может создаваться оппонентами  намеренно - ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту [7, 156].

     В развитии каждого конфликта можно  фиксировать возникновение новой  конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое  изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного  конфликта, а, возможно, и к началу нового.

     Если  конфликтная ситуация находится  под контролем руководства, то такие  конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное  воздействие на эффективность организации  и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны  обычно контролируют себя и ситуацию.

     Если  ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

     Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет  им менеджер. В связи с этим нужно  знать не только природу, но типы конфликтов [4, 117].

     Существует  многовариантная типология конфликта  в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

     По масштабам и продолжительности конфликты разделяются на:

     -  общие и локальные;

     -  глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем);

     -  кратковременные и затяжные;

     -  скоротечные и долгосрочные.

     По  целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на:

     -  преследующие личные цели;

     -  преследующие групповые цели;

     -  преследующие общественные цели.

     Цели  также делятся по их нравственному  содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).

     По  источникам и причинам возникновения  выделяют:

     -  объективные и субъективные;

     -  организационные, эмоциональные и социально-трудовые;

     -  деловые и личностные.

     По  функциональной значимости конфликты  делятся на:

     -  позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные);

     - созидательные и разрушительные [2, 65].

     Позитивная  роль конфликтов состоит в том, что  они необходимы и даже неизбежны  для развития трудового коллектива. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей.

     По  формам и степени столкновения различают  конфликты:

     -  открытые и скрытые;

     -  спонтанные, инициированные и спровоцированные;

     -  неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.

     По  способам урегулирования:

     -  антагонистические и компромиссные;

     -  полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству [3, 98].

     В зависимости от субъектов конфликта  и от природы его возникновения  различают пять основных уровней  конфликтов, которые тесно связаны  между собой: межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, внутригрупповой  и внутриличностный конфликт.

     - межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

     - конфликт между личностью и группой. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

     - межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

     - внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов.

     - внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт становится конфликтом взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом [5, 103].

     Анализируя  вышесказанное, можно сделать вывод, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта, особенности сторон, длительность, функции, формы проявления, тип структуры отношений, последствия и т.п.

     Существуют  четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью  и группой и межгрупповой конфликт.

     Организационный конфликт может принимать множество  форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь  анализировать его, понимать и управлять  им.

     В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера — спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Последствия конфликта зависят  в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер. 
 

 

Информация о работе Основные методы управления конфликтами