Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:32, курсовая работа
По итогам XX в. Россия, скорее всего, является бесспорным и не досягаемым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя бессмысленные и беспощадные сценарии в истории всех и в биографиях каждого.
Введение
Структура конфликта
1.1 Понятие конфликта
1.2 Причины возникновения конфликтов
1.3 Виды конфликтов
1.4 Последствия и функции конфликта
2 Поведение в конфликтной ситуации
2.1 Методы управления конфликтами
2.2 Формы поведения в конфликте
2.3 Китайские стратагемы
2.4 Переговоры как способ разрешения конфликтов
2.5 Универсальные средства решения конфликтов
2.6 Нормативно-правовые документы – инструмент эффективного управления конфликтами.
Автономная
образовательная
некоммерческая организация
высшего профессионального
образования «Институт
менеджмента, маркетинга
и финансов»
Кафедра ______________________________
Специальность
_______ «Менеджмент организации»__________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
_______ «Основы менеджмента»__________________
тема______ «Методы управления
конфликтом»___________________
______________________________
Выполнил (ла) Сухорукова Елена Александровна
студент (ка) гр. _______________ ______________ ___ Сухорукова Е.А.__
Руководитель ______________ ____________________
(подпись)
(ФИО)
Оценка __________
Дата ____________
ВОРОНЕЖ 2011 г.
Содержание
Введение 3
2 Поведение в конфликтной ситуации 16
Заключение 41
Литература 42
Введение
Ежедневно на почве расхождения во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они представляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояния людей.
По итогам XX в. Россия, скорее всего, является бесспорным и не досягаемым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя бессмысленные и беспощадные сценарии в истории всех и в биографиях каждого.
Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за 100 летний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ. Изучением этого явления занимались такие ученые-психологи как З. Фрейд, А. Адлер, Э.Фромм, К. Хорни, У. Мак Даугал и многие другие. Сначала психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводивших к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На рубеже 50-х – 60-х годов XX в. появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно на феномен конфликта. В России изучение конфликта зародилось позже, в двадцатые годы XX столетия. В целом вся наша наука, конфликтологические исследования в СССР были более зависимы от господствующей идеологии и государственной машины, чем аналогичные исследования на западе.
Конфликты на уровне организаций не редко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить их к распаду. Поэтому вполне оправданно было бы рассмотреть причины возникновения конфликтов на рабочем месте и стратегии их разрешения.
Можно предположить, что методы выхода из конфликта должны преподаваться уже в школе наряду с такими жизненно важными предметами как основы безопасности жизнедеятельности. Возможно, это помогло бы предупредить или избежать многие конфликтные ситуации, происходящие с человеком на протяжении всей его жизни. Заметно бы сократилось число противостояний подростков с родителями, учителями. Мы смогли бы увидеть положительные тенденции и в семейной жизни человека и на предприятии и в кругу знакомых и друзей. Могли бы в целом сократиться и внутриличностные конфликты, что в свою очередь повлияло бы на сокращение нервных расстройств, потрясений личности и суицидов.
С другой стороны конфликты необходимы для нормальной человеческой жизнедеятельности. Некоторые психологи показывают и полезные стороны конфликтов. Но между полезным и разрушительным конфликтом очень тонкая грань. В данной работе будут рассмотрены как отрицательные, так и положительные последствия противодействий конфликтующих сторон.
Конфликты неизбежны в нашей повседневной жизни. "Если у вас нет конфликта, видимо, вы умерли" Неизвестный автор. Поэтому следует в данной работе рассмотреть такие важные моменты как понятие конфликта, причины возникновения и методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
1.1 Понятие конфликта
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциями переживаниями. Само это слово происходит от лат. con – вместе и flictus – удар, т.е. точный перевод означает «столкновение».
Однако не всякое столкновение перерастает в конфликт. В столкновении ясно очерчен его предмет. В конфликте предмет тщательно маскируется, а разговор идет об одном или нескольких объектах, которые являются лишь поводом, а не причиной конфликтного поведения. Последнее тоже не всегда ярко выражено: длительное время люди могут вести себя корректно. В отличие от конфликта столкновение – это часто встречающаяся форма контакта между людьми.
Конфликт можно определить как динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения. Предполагается, что субъектом воздействия в процессе конфликта может быть либо отдельный человек, два человека или группа людей.
Выделим основные понятия, характеризующие субъективную сторону конфликта в организации.
Субъекты конфликта – отдельные индивиды или группы индивидов, имеющие свои личные цели, которые разнятся с целями организации. В зависимости от степени участия, выделяют следующих основных участников конфликта:
1) основные участники – это главные действующие лица на арене – оппоненты;
2)
группа поддержки - люди, которые
будут коренным образом
3)
другие участники – могут лишь
оказать эпизодическое влияние
на исход и результаты
Предмет конфликта – это существующая или воображаемая проблема или ситуация, посредством которой стороны вступают в противоречие.
Объект
конфликта – это ресурсы
Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выяснить истинные мотивы оппонентов, т.к. они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов.
Можно
сказать, что базисным побудителем
активности оппонента в конфликте
являются его потребности. Они представляют
собой состояния субъекта, создаваемые
испытываемые оппонентом нуждой в объектах,
необходимых для его
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение которого направлены действия человека.
1.2 Причины возникновения конфликтов
Возникновение
и развитие конфликтов обусловлено
действием четырех групп
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию подконфликтной обстановки – объективного компонента подконфликтной ситуации.
Субъективные
причины конфликтов в основном связаны
с теми индивидуальными
Существуют много объективных причин, вызывающих конфликты. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие:
1
Естественные столкновения
2
Слабая разработанность
3
Недостаток значимых для
4 Образ жизни многих россиян.
5 Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов.
Мы
не достаточно терпимы к другому
человеку, легко задеваем чувство
собственного достоинства и иные
интересы окружающих. Поскольку мы
сами унижены и оскорблены государством
и не редко окружающими, мы легко
и не колеблясь, идем на противодействие.
Хорошие взаимоотношения с
Существует
бесконечный ряд объективных
причин. К ним можно отнести
заметные отклонения от экологических
нормативов в среде обитания людей,
отклонения в характеристиках
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Такие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
Рисунок 1 - Организационно-управленческие причины конфликтов.
Структурно-
Функционально
организационные причины