Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:46, курсовая работа
Цель работы – определить актуальные потребности в определенных методах по удовлетворению интересов конфликтующих сторон в компании.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
Определить сущность, содержание «конфликта»;.
Рассмотреть основные классификации типов конфликта и причин его возникновения;
Охарактеризовать состояние конфликтной ситуации в компании;
Раскрыть основные методы по регулированию конфликта в компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ 5
1.1 Конфликт: понятие, основные положения 5
1.2 Функции конфликта и его структура 7
1.3 Причины возникновения конфликтов в организации 9
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 11
2.1 Классификация конфликтов 11
2.2 Способы управления конфликтами 12
2.3 Методика разрешения конфликтов: переговоры 14
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»………………………………………....17
3.1 Характеристика и общий анализ конфликта в ОАО «Альфа-Банк» 17
3.2 Способы решения конфликтных ситуаций в ОАО «Альфа-Банк» 21
3.3 Сокращение общего количества конфликтных ситуаций 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ 5
1.1 Конфликт: понятие, основные положения 5
1.2 Функции конфликта и его структура 7
1.3 Причины
возникновения конфликтов в
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 11
2.1 Классификация конфликтов 11
2.2 Способы управления конфликтами 12
2.3 Методика разрешения конфликтов: переговоры 14
ГЛАВА
3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА
ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»………………
3.1 Характеристика и общий анализ конфликта в ОАО «Альфа-Банк» 17
3.2 Способы решения конфликтных ситуаций в ОАО «Альфа-Банк» 21
3.3 Сокращение общего количества конфликтных ситуаций 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
В современном
мире конфликтология изучает
такие объекты, как страны, правительства,
общества, этнические и религиозные
группы, а также неформальные
группы, трудовые коллективы. Управление
персоналом на предприятии
В рамках данной работы речь пойдет о конфликтах, возникающих в ходе деятельности компаний. В качестве объекта исследования взята конфликтная ситуация в компании «Альфа-Банк» как столкновение интересов работников банка. Предметом исследования являются методы урегулирования данного конфликта.
Цель работы – определить актуальные потребности в определенных методах по удовлетворению интересов конфликтующих сторон в компании.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
При написании работы были использованы принципы анализа, общенаучные методы и приемы исследования (методы логического и экономического познания, сравнение, аналогия). Источниками послужили учебные пособия и периодические издания, а также интернет-ресурсы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Современные трактовки понятия «конфликт» представлены различными вариантами. Эксперты-конфликтологи неоднозначно относятся к его дефиниции. В.И. Смолярчук, ссылаясь на Большую Советскую Энциклопедию, указывает, что слово «конфликт» происходит от латинского слова conflictus (столкновение) и представляет собой столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, влекущие за собой более сложные формы борьбы. По сведениям В.И. Смолярчука, В. Даль определял спор как словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое.
Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Отечественные исследователи по проблемам социологии конфликта считают, что «конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». «Конфликт определяется как специфическое соперничество за обладание представляющимися для всех участвующих сторон дефицитными ценностями».
Ниже представлены прочие дефиниции «конфликта»:
Интересно, что «в отечественном трудовом праве все же превалировала и превалирует отрицательная оценка конфликта, как социального явления. Безусловно, для этого есть почва, поскольку объективно конфликт в сфере общественного труда, как и в любой другой социальной сфере, имеет негативные аспекты».
Среди сущностных черт конфликта выделяют:
Содержание конфликта зависит от его субъектов. Если имеет место конфликт межстрановый, то содержание конфликта представлено столкновением различных идентификаций людей, которые формируются из национальностей, мировоззренческих идей, ориентиров, принципов, ответов на вопрос «Кто я есть?», олицетворенные конкретной цивилизацией. Конфликт внутри предприятия имеет свою специфическую структуру, которая будет рассмотрена далее.
К структуре конфликта
относится объект и предмет конфликта,
личности оппонентов, причины конфликта,
потребности, интересы, цели оппонентов
и конфликтное взаимодействие (приемы
и методы влияния друг на друга, то
есть, стратегия и тактика
Среди функций конфликта выделяют следующие:
Функции конфликта делят на конструктивные и деструктивные. Доминирование последней прослеживается в современном отношении людей к конфликту как к негативному явлению. Хотя есть и противоположное мнение. Согласно ему сам «конфликт является механизмом приспособления норм к новым условиям», то есть «социальный конфликт есть способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам. Общества с гибкой структурой извлекают из конфликтных ситуаций определенную пользу, поскольку конфликты, способствуя возникновению и изменению социальных норм, обеспечивают существование этих обществ в новых условиях». Такое восприятие конструктивного характера функций конфликта несет в себе основу для улучшения дальнейшего взаимодействия между участниками конфликта.
Под причинами конфликтов в организации понимают явления, события, факты, которые предшествуют конфликту и определяют его содержание. Например, Например, неудовлетворенность условиями труда в организации, ограниченный ресурс (деньги в виде заработной платы), плохая связь, социальные и психологические причины, индивидуально-психологических причин.
Причины различий между субъективным и объективным. Психология охватывает первый тип разума, социология уделяет больше внимания второму. Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Также выделяют структурно-управленческие, или организационные причины. В этом случае возникают конфликты с плохо организованной деятельности индивидов. Структура организации не соответствует требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами.
Принадлежность к определенной культуре, возрастной категории, полу, профессиональной группе делает наше восприятие и оценку, тех или иных обстоятельств специфическим, особенным. Причины могут быть связаны с различным воспитанием людей, пониманием того, что хорошо, а что плохо. При этом на поведение людей оказывает воздействие их духовное воспитание. Если в вашей компании работают сотрудники из различных этнических групп, культурные образования, разных вероисповеданий, конфликт на основе специфичности.
Однако стоит учитывать, что возможны ситуации, когда по отношению к конфликтам невозможно успешно применять классическую каузальность «причина-следствие», так как в качестве причины конфликта может выступать «все без исключения».
2.1 Классификация конфликтов
Конфликты классифицируются в зависимости от следующих факторов:
5. Охвата субъектов:
Характеристика типов конфликта не исчерпывается вышеуказанными группами. Возможность отнесения конфликта к той или иной категории зависит от критерия классификации. Различные типы конфликта требуют различные подходы по их урегулированию.
2.2 Способы управления конфликтами
К основным стратегиям разрешения
конфликта относится
Первый шаг является пассивным – предполагая рассмотрение путем оценки и реагирования на конфликты. Второй шаг является активным, так как он определяет, как сотрудник отреагировал на это решение. Менеджер пытается взять (создать) новый подход, и в очередной раз пытается понять, как сотрудник реагирует. Как только менеджер считает, что лучшим решением для организации была выбрана, и работник чувствует свою правоту, то менеджер решает, если это один конфликт делу, или тот, который должен быть записан в виде политики. Весь процесс начинается как реактивные ситуации, но затем переходит к активной решения. Он основан на получении результата, который лучше всего подходит для организации, но подчеркивает восприятие справедливости по отношению к работнику. На приведенной ниже диаграмме показано взаимодействие процедур.