Маркетинг персонала как основа кадрового планирования и найма персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Выявить сущность и принципы и функции маркетинга персонала.
Определить цели и задачи кадрового планирования и найма персонала.
Проанализировать процесс кадрового планирования и найма персонала.
Проверить опытным путем выявленные особенности маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала на примере компании Тензор.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала…………………………….6
1.1. Сущность и принципы маркетинга персонала………………………6
1.2. Функции маркетинга персонала…………………………..……..….10
1.3. Кадровое планирование и найм персонала…………………...….…15
1.4. Научно-методические принципы подбора кадров…………………18
2. Исследование маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала на примере компании Тензор….…..21
2.1. Анализ содержания, этапов и видов кадрового планирования на примере компании Тензор………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………...…..25
Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального  образования

 

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине Управление персоналом

На тему «Маркетинг персонала как основа кадрового планирования и найма персонала»

 

 

 

 

 

 

 

   Работу  выполнил студент 2 курса

   Группы 31МЕк 2010

   Сафаев Руслан Амирович

  Работу  проверил ______________

  Дата  сдачи ___________________

  Дата  защиты__________________

  Оценка_______________________

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1.Теоретические аспекты проблемы маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала…………………………….6

1.1. Сущность и принципы маркетинга персонала………………………6

1.2. Функции маркетинга персонала…………………………..……..….10

1.3. Кадровое планирование и найм персонала…………………...….…15

1.4. Научно-методические принципы подбора кадров…………………18

2. Исследование маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала на примере компании Тензор….…..21

2.1. Анализ содержания, этапов и видов кадрового планирования на примере компании Тензор………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………...…..25

Список используемых источников………………………………..…..27

Приложение 1………………………………………………………..…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Составной частью управления предприятием является управление персоналом, которое  должно быть направлено как на удовлетворение запросов предприятия, так и на удовлетворение интересов его сотрудников и  общества в целом.

Эффективное управление предприятием практически невозможно без эффективного использования трудового потенциала человеческих ресурсов. В деятельности любого предприятия особая роль принадлежит  работникам, реализующим производственный процесс, персоналу. Основная особенность  персонала в том, что помимо выполнения производственных функций, работники  предприятия являются активной составляющей производственного процесса, они  могут активно способствовать росту  производства, могут относиться безразлично  к деятельности предприятия, на котором  они работают, а могут и противостоять  нововведениям.

Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленный на определение  и покрытие потребности в персонале.

В широком смысле – это философия  и стратегия управления человеческими  ресурсами. При этом персонал рассматривается  в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы.

В узком смысле – маркетинг персонала  - это особая функция службы управления персоналом, включающая:

- анализ внешних и внутренних  факторов, определяющих направления  маркетинговой деятельности;

- разработку и реализацию мероприятий  по направлениям маркетинга персонала.

Маркетинг персонала является относительно новым понятием. В мировой практике управления человеческими ресурсами  он нашел свое применение лишь в  начале 90-х гг. прошлого столетия, а  в российской практике управления персоналом эта разновидность маркетинга до настоящего момента не получила должного распространения.

Лишь немногие отечественные предприятия  включают маркетинг персонала в  состав задач, решаемых службами по работе с кадрами. Следует отметить, что  даже в этих немногих случаях функции  маркетинга часто подменяются функциями  планирования потребности в персонале  и организации рекламной кампании. При этом определение и покрытие потребности в персонале носит, как правило, так называемый "реактивный" характер на возникновение вакансии, но не работает на достаточно длительную перспективу. Такое положение характерно не только для российских, но и для  многих зарубежных компаний.

Для организации, действующей на рынке, основополагающей задачей маркетинга персонала является создание ее привлекательного образа как работодателя. Это должно помочь организации обеспечить конкурентные преимущества на рынке труда и  привлечь кадровые ресурсы с оптимальными количественными и качественными  параметрами.

В России маркетинг персонала и  кадровое планирование изучали такие исследователи, как Дж. М. Иванцевич, А.А. Лобанов, П.Ф. Друкер, А.Я. Кибанов, А.Д. Ситников, С.В. Шекшня, В.В.Дроф., Е. В. Маслов, Ю.Г.Одегов, В.А. Горемыкин, В.И. Макарова. идр.

Зарубежные исследователи –  Томпсон, Стрикленд и др.

Объект исследования – маркетинг персонала.

Предмет исследования – условия и способы кадрового планирования и найма персонала.

Цель работы – определить особенности маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Выявить сущность и принципы и функции маркетинга персонала.
  2. Определить цели и задачи кадрового планирования и найма персонала.
  3. Проанализировать процесс кадрового планирования и найма персонала.
  4. Проверить опытным путем выявленные особенности маркетинга персонала как основы кадрового планирования и найма персонала на примере компании Тензор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты проблемы  маркетинга персонала как основы  кадрового планирования и найма  персонала

1.1. Сущность и принципы маркетинга персонала

 

Непосредственно понятие «управление  человеческими ресурсами», известное  как «humanresourcesmanagement», впервые возникло в западном, американском менеджменте, отразив изменения роли и места человека в трудовом процессе, и прочно утвердилось в научной терминологии в 70-е годы ХХ в. С тех пор эта специфическая функция менеджмента рассматривается как «стратегически и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия»1.

П.Ф. Друкер «…особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу»2.

Дж. М. Иванцевич и А.А. Лобанов  «…деятельность, выполняемая на предприятии, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и  личных целей»3.

А.Я. Кибанов «формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией»4.

С.В. Шекшня «это обеспечение организации необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции»5.

Е. В. Маслов «…системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и соци­альных мер на процесс формирования и перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников»6.

Р. Марр и Г. Шмидт: маркетинг персонала «является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и це­ленаправленном использовании персонала»7.

Р. Дафт: «маркетинг персонала – это деятельность по привлечению, подготовке и сохранению эффективности рабочей силы»8.

В подтверждение этого Т.В. Зайцева  и А.Т. Зуб, исследуя проблемы эффективности  функционирования организации, отмечают, что «от человеческих ресурсов зависит  слабость и мощь организации. Принимаемые  сотрудниками на любом рабочем месте  профессиональные решения обусловливают эффективность осуществления производственных задач и формируют общую успешность и результативность деятельности организации. Поэтому важно контролировать, побуждать и помогать сотрудникам, чтобы, с одной стороны, создать все условия для наиболее полной реализации их профессионального багажа, с другой стороны – сформировать желание трудиться качественно и производительно»9.

В.Н. Волкова, рассматривая управление как элемент общих систем, акцентирует  внимание на следующем: управление - функция  системы, ориентированная либо на сохранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к  разрушению системы в условиях изменения  среды, либо на выполнение некоторой  программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз, достижение определенной цели10.

Маркетинг персонала трактует рабочее  место как продукт, который продается  на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала, создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда, направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).

В существующих зарубежных организационных подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.

Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в  широком смысле. Под маркетингом  персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия  управления человеческими ресурсами.

Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних  и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное  использование кадровых ресурсов путем  создания максимально благоприятных  условий труда, содействующих повышению  его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного  отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим  собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более  узком смысле - как особую функцию  службы управления персоналом. Эта  функция направлена на выявление  и покрытие потребности предприятия  в кадровых ресурсах.

Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала  подразумевает его отнесение  к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение  комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая  оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг  персонала предполагает выделение  определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

Отсюда маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших  условий достижения целей организации  выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более  эффективными, чем у конкурентов, способами.

Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими  ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью  которого возможно решение конкретных целевых задач.

Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного  маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

    • маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;
    • маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через использование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;
    • маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ.

Ориентированная и целенаправленная коммуникативная  политика решают стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной  организации как конкурентоспособной  и привлекательной.

Таким образом, мы выяснили, что существует два  принципа к определению маркетинга персонала – в широком смысле, где маркетингом персонала понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами, и узком смысле, где маркетинг персонала - особая функция службы управления персоналом.

Информация о работе Маркетинг персонала как основа кадрового планирования и найма персонала