Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:35, реферат

Краткое описание

Достижение этой сбалансированности может быть достигнуто за счёт внедрения маркетинга в управление персоналом. Использование маркетинга поможет найти согласование между рыночными условиями, возможностями предприятия и интересами каждого его работника. Оно позволит производить отслеживание изменений в профессионально- квалификационной структуре кадров, выявлять тенденции в развитии рабочей силы на рынке труда и своевременно определять качественные и количественные требования к ней.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Сущность и принципы маркетинга персонала………………………….
4
Функции маркетинга персонала………………………………………...
9
Виды и стратегии реализации маркетинга персонала………………...
12
Заключение……………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы………………………………………... 18

Файлы: 1 файл

1 Сущность и принципы маркетинга персонала.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………. 3
  1. Сущность и принципы маркетинга персонала………………………….
4
  1. Функции маркетинга персонала………………………………………...
9
  1. Виды и стратегии реализации маркетинга персонала………………...
12
Заключение……………………………………………………………………. 17
Список  использованной литературы………………………………………... 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Составной частью управления предприятием является управление персоналом, которое должно быть направлено как на удовлетворение запросов предприятия, так и на удовлетворение интересов его сотрудников и  общества в целом.

     Эффективное управление предприятием практически  невозможно без эффективного использования  трудового потенциала человеческих ресурсов. В деятельности любого предприятия  особая роль принадлежит работникам, реализующим производственный процесс, персоналу. Основная особенность персонала  в том, что помимо выполнения производственных функций, работники предприятия  являются активной составляющей производственного  процесса, они могут активно способствовать росту производства, могут относиться безразлично к деятельности предприятия, на котором они работают, а могут  и противостоять нововведениям. Перед предприятием встаёт задача создания условий, обеспечивающих оптимальное  использование человеческих ресурсов в объёме сбалансированных потребностей и интересов предприятия и  каждого работника.

     Достижение  этой сбалансированности может быть достигнуто за счёт внедрения маркетинга в управление персоналом. Использование  маркетинга поможет найти согласование между рыночными условиями, возможностями  предприятия и интересами каждого  его работника. Оно позволит производить  отслеживание изменений в профессионально- квалификационной структуре кадров, выявлять тенденции в развитии рабочей  силы на рынке труда и своевременно определять качественные и количественные требования к ней. 

     На  основании выше изложенного тема реферата «Маркетинг персонала» является в наше время одной из наиболее актуальных. 

    1. Сущность  и принципы маркетинга персонала
 

     Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение  организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

     Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного  маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

     - маркетинг как основной принцип  управления, ориентированного на  рынок;

     - маркетинг как метод систематизированного  поиска решений. Через использование  современных методов исследования  рынка формируется база данных, как для стратегических, так и  для оперативных решений;

     - маркетинг как средство достижения  конкурентных преимуществ. Ориентированная  и целенаправленная коммуникативная  политика решают стратегическую  задачу по предоставлению на  рынке собственной организации  как конкурентоспособной и привлекательной.

     Маркетинг персонала трактует рабочее место  как продукт, который продается  на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала  могут быть представлены следующим  образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с  помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен  на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).

     В существующих зарубежных организациях подходах к определению состава  и содержания задач маркетинга персонала  следует выделить два основных принципа.

     Первый  принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в  широком смысле. Под маркетингом  персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия  управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних  и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное  использование кадровых ресурсов путем  создания максимально благоприятных  условий труда, содействующих повышению  его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного  отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим  собственным сотрудникам. Принцип  маркетинга персонала в его широком  толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

     Второй  принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле - как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности  предприятия в кадровых ресурсах. Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала  подразумевает его отнесение  к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение  комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая  оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг  персонала предполагает выделение  определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

     Отсюда  маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий  достижения целей организации выступает  четкое определение требований к  персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более  эффективными, чем у конкурентов, способами.

     Исходную  информацию для определения направлений  маркетинговой деятельности, формирования плана маркетинга персонала и  мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ – отправная точка маркетинговой деятельности.

     Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы, представленные в таблице 1.

     Таблица 1

     Наименование  фактора      Характеристика  фактора
Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли  деятельности Анализ данного  фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области  образования
Развитие  технологий Определяет  изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует  изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и  переподготовке персонала
Особенности социальных потребностей Учет данного  фактора позволяет представить  структуру мотивационного ядра потенциальных  сотрудников организации определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений
Развитие  законодательства При решении  вопросов персонал – маркетинга следует  учитывать вопросы трудового  законодательства, его возможного изменения  в обозримом периоде времени, особенности законодательства в  области охраны труда, занятости  и т.п.
Кадровая  политика организаций конкурентов Изучение форм и методов работы с кадрами  в организациях-конкурентах с  целью выработки собственной  стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
 

     Учет  данных факторов позволяет избежать крупных ошибок при отработке  направлений маркетинговой деятельности.

     Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы представлены в таблице 2.

     Таблица 2

     Наименование  фактора      Характеристика  фактора
Цели  организации Четкость и  конкретность системы целеполагания  определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию  маркетинга в области персонала
Финансовые  ресурсы Точная оценка потребности и возможностей организации  в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор  альтернативных или компромиссных  вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытие, использование кадров, их подготовки
Кадровый  потенциал организации Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой  деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой  возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга
Источники покрытия кадровой потребности Данный фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организаций тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют  состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологий и т.д.

     Полный  и точный учет всех вышеперечисленных  факторов определяет уровень и особенности  реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней  и внутренней среды организации  необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка  труда

     Основными составляющими маркетинга персонала являются:

  • разработка качественных требований к персоналу;
  • определение количественной и качественной потребности в персонале;
  • расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
  • выбор путей покрытия потребности в персонале;
  • деловая оценка персонала;
  • анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА 

     1. Информационная функция

     В рамках данной функции маркетинг  персонала позволяет собирать информацию для кадрового планирования. Маркетинг  персонала исследует информацию о требованиях, которые предъявляют  на рынке труда к должностям работники, к рабочим местам, изучает внешнюю  и внутреннюю среду организации, исследует рынок труда и имидж  компании как работодателя.

     Источниками кадровой информации являются:

    • Правительственные программы и законы
    • Аналитические материалы и статьи
    • Службы занятости и трудоустройства
    • Специализированные печатные издания
    • Интернет
    • Рекламная информация других организаций
    • Беседы с кандидатами
    • Информация учебных заведений
    • Беседы с представителями других организаций
    • Опросы работников компании
    • Специализированные телепередачи

     Информационная  функция маркетинга персонала предполагает изучение требований, которые предъявляют  к профессии, должности и рабочему месту кандидаты на вакантные  должности.

     Требования  включают в себя несколько параметров: способности, знания, умения, навыки, опыт работы, личные качества специалиста, психофизиологические характеристики, мотивация, направленность личности, сфера  интересов, ценности, обучаемость.

     Требования  к должности изучаются с помощью  квалификационных справочников, классификаторов, аналитических материалов. На основе полученной информации, специалисты  по маркетингу персонала составляют внутренние документы, которые содержат необходимые характеристики.

Информация о работе Маркетинг персонала