Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:10, реферат

Краткое описание

Маркетинг персонала – ответственный этап в управлении персоналом. Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных мероприятий маркетинга персонала, позволяющих успешно решать кадровые проблемы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………2
1.Сущность и принципы маркетинга персонала…………………………………………….3
1.1. Разработка требований к персоналу…………………………………………………….7
1.2. Определение потребности в персонале………………………………………………….8
1.3.Расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала……..15
1.4.Источники и пути покрытия потребности в персонале……………………………18
Заключение…………………………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Маркетинг персонала.docx

— 48.86 Кб (Скачать)

 Федеральное агентство по образованию

 Государственное образовательное  учреждение высшего

 и профессионального  образования

 «Сибирский  государственный  аэрокосмический

 Университет имени академика  М.Ф. Решетнева»

 (СибГАУ) 
 

     Кафедра МКПУ 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     по  Управлению персоналом

     Маркетинг персонала 
 

     Выполнил:

     студент группы ИЭ-81

     Драчев  И.С. 

     Проверил:

     Казакова  А.Н. 
 
 
 
 

     Красноярск 2010

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………………2

1.Сущность  и принципы маркетинга  персонала…………………………………………….3

1.1. Разработка требований  к персоналу…………………………………………………….7

1.2. Определение потребности  в персонале………………………………………………….8

1.3.Расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала……..15

1.4.Источники и пути покрытия потребности в персонале……………………………18

Заключение…………………………………………………………………………………………21

Список  литературы……………………………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Управление  людьми имеет практически такую  же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления  крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и  навыков. В организациях были созданы  специальные подразделения, состоящие  из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов. С развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций  во второй половине ХХ века расширились  функции этих отделов – администрирование  льгот и поддержание отношений  с профсоюзами, дополнилось подбором, обучением и развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры, коммуникации, и значительно  выросло их значение для организации.

     [4]По оценкам ведущих специалистов рекрутских агентств в России профессиональный подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в нашей стране достаточно высок. Всё большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её долговременного процветания.

     Эффективное управление предприятием практически  невозможно без эффективного использования  трудового потенциала человеческих ресурсов. В деятельности любого предприятия  особая роль принадлежит работникам, реализующим производственный процесс, персоналу. Основная особенность персонала  в том, что помимо выполнения производственных функций, работники предприятия  являются активной составляющей производственного  процесса, они могут активно способствовать росту производства, могут относиться безразлично к деятельности предприятия, на котором они работают, а могут  и противостоять нововведениям. Примерно 20-30% роста производительности труда, обеспечиваемые более продуктивной работой персонала в жесткой  конкурентной борьбе, могут оказаться  решающими для выживания предприятия, завоевания и укрепления рынков сбыта, успешного бизнеса. Труд может быть эффективным в комплексе с  организацией производства и управления. Перед предприятием встаёт задача создания условий, обеспечивающих оптимальное  использование человеческих ресурсов в объёме сбалансированных потребностей и интересов предприятия и  каждого работника.

     Маркетинг персонала – ответственный этап в управлении персоналом. Поэтому  в своей работе я хочу уделить  особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных  мероприятий маркетинга персонала, позволяющих успешно решать кадровые проблемы. 
 
 

  1. Сущность  и принципы маркетинга персонала

    [5]

Маркетинг персонала – это вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного  маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

  • маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;
  • маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через использование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;
  • маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решают стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной.

    Маркетинг персонала трактует рабочее место  как продукт, который продается  на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала  могут быть представлены следующим  образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с  помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен  на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).

    В существующих подходах к определению  состава и содержания задач маркетинга персонала на сегодняшний день можно  выделить два основных принципа.

    Первый  принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

    Второй  принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле – как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.

    Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое  толкование маркетинга персонала подразумевает  его отнесение к одному из элементов  кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач  службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической  деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

    Отсюда  маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий  достижения целей организации выступает  четкое определение требований к  персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.

    Исходную  информацию для определения направлений  маркетинговой деятельности, формирования плана маркетинга персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ – отправная точка маркетинговой деятельности.

    [3]  Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы, представленные в таблице 1.

    [3]Таблица 1

Наименование  фактора Характеристика  фактора
Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли  деятельности Анализ данного  фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области  образования
Развитие  технологий Определяет  изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует  изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и  переподготовке персонала
Особенности социальных потребностей Учет данного  фактора позволяет представить  структуру мотивационного ядра потенциальных  сотрудников организации определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений
Развитие  законодательства При решении  вопросов персонал – маркетинга следует  учитывать вопросы трудового  законодательства, его возможного изменения  в обозримом периоде времени, особенности законодательства в  области охраны труда, занятости  и т.п.
Кадровая  политика организаций конкурентов Изучение форм и методов работы с кадрами  в организациях-конкурентах с  целью выработки собственной  стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
 

      Учет данных факторов позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.

      Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы представлены в таблице 2.

    Таблица 2

Наименование  фактора Характеристика  фактора
Цели  организации Четкость и  конкретность системы целеполагания  определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию  маркетинга в области персонала
Финансовые  ресурсы Точная оценка потребности и возможностей организации  в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор  альтернативных или компромиссных  вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытие, использование кадров, их подготовки
Кадровый  потенциал организации Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой  деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой  возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга
Источники покрытия кадровой потребности Данный фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организаций тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют  состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологий и т.д.

    Полный  и точный учет всех вышеперечисленных  факторов определяет уровень и особенности  реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней  и внутренней среды организации  необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка  труда

     

    В мировой практике принято выделять следующие основные направления маркетинга персонала:

Информация о работе Маркетинг персонала