Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:04, методичка

Краткое описание

Цель курса: подготовить специалиста – менеджера по персоналу, ориентирующегося в ситуации на рынке труда и умеющего использовать технологию маркетинга персонала в условиях конкретных организаций.

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА РП.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА

И СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

 

филиал в г. Пятигорске

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

                                                      _________________________ Лепёхина Е.В.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

 

Дисциплина  СД.В.02 «Маркетинг персонала»

 

Специальность 080505.65 «Управление  персоналом»

 

 

Разработчик(и):

                               Горошко А.Н.

 

 

Рабочая программа рассмотрена  и одобрена на заседании кафедры ___«Экономика и управление»____

 

 

 

протокол № 1 от « 2 » сентября 2011 г.

зав. кафедрой, к.э.н.        Концевич Г.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

 

1. ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа по курсу «Маркетинг персонала» предназначена для изучения студентами по специальности 080505 – «Управление персоналом» в рамках регионального (вузовского) компонента.

Курс «Маркетинг персонала» в системе управления персоналом является одним из практикоориентированных в подготовке специалистов – менеджеров по персоналу. Освоение знаний базируется на теоретических положениях и практических навыках, полученных при изучении курсов «Основы менеджмента» и «Основы управления персоналом», «Экономическая теория».

Актуальность  курса обусловлена переходом  к рыночным отношениям, когда деятельность любой организации определяется комплексом маркетинговых факторов и условий конкурентоспособности организации - работодателя, касающихся основных подсистем управления персоналом. Однако практическое использование этого инструмента управления персоналом в практической деятельности сопряжено с наличием проблем нормативно-правового характера (распределения функций маркетинга персонала) и технологических проблем реализации маркетинга персонала в организациях.

Предметом курса являются: функции и технология маркетинга персонала в деятельности специалистов службы управления персоналом на организационном уровне.

Цель курса: подготовить специалиста – менеджера по персоналу, ориентирующегося в ситуации на рынке труда и умеющего использовать технологию маркетинга персонала в условиях конкретных организаций.

Задачи  курса:

1) изучить  функции и технологии маркетинга  персонала;

2) изучить  нормативно-правовые оснований маркетинга персонала в организации;

3) получить  практические навыки маркетинга  персонала в организации и подготовке рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом экономического субъекта;

4) развивать  профессионально важные качества  и способности будущего менеджера по персоналу.

Приобретенные знания и  практические навыки должны обеспечить студентам умение самостоятельно и  на достаточно высоком теоретическом  уровне решать задачи, связанные с технологиями маркетинга персонала, выявлять причины недостаточной результативности службы управления персоналом. В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь:

    • представление о современном состоянии и тенденциях развития маркетинга персонала;
    • представление об особенностях деятельности организации на рынке труда;

знать:

  • подходы к определению маркетинга персонала;
  • концепцию маркетинга персонала;
  • функции и принципы маркетинга персонала;
  • аналитические инструмента маркетинга персонала;
  • технологию маркетинга персонала;

уметь: 

  • планировать и организовывать маркетинг персонала в условиях деятельности конкретных организаций;
  • осуществлять планирование деятельности специалиста в системе управления персоналом по реализации маркетинговых функций;
  • осуществлять процедуры разработки инструментария маркетинга персонала;
  • проводить расчет показателей деятельности персонала и определять потребность в персонале, источники ее покрытия;
  • представлять организацию – работодателя на рынке труда при подборе кандидатов;
  • разрабатывать   предложения   по   совершенствованию   системы управления персоналом и оценивать их эффективность;
  • разрабатывать план маркетинга персонала.

В соответствии с ГОС ВПО по специальности в программе рассматриваются вопросы: сущность маркетинга персонала, подходы к определению основных понятий, функции маркетинга персонала, технология маркетинга персонала, организация деятельности службы персонала с учетом маркетингового подхода, аналитические инструменты маркетинга персонала.

Курс состоит  из двух частей: теоретической и практической (где проводится работа по овладению технологией маркетинга персонала). При аудиторной работе изучения курса используются формы: лекции, обсуждение и проигрывание реальных ситуаций, кейсы, деловая игра, решение задач, доклад по проблеме. В практической части планируется тестирование персонал-маркетинга конкретной организации и экспресс-исследование потребности работодателей в менеджерах на рынке труда и определение требований уровню их подготовки.

 

 

 

 

  1. Тематический план

 

Наименование тем

Количество часов в  т.ч.

Всего часов

Аудиторные часы

Лекции

Практические

занятия

СРС

1. Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды

16

6

4

2

10

2. Эволюция маркетинга персонала

20

6

4

2

14

3. Функции маркетинга персонала

18

6

4

2

12

4. Технология маркетинга персонала

26

12

8

4

14

5. Аналитическое и организационно-экономическое обоснование маркетинга персонала

24

12

8

4

12

6. Кадровый аудит как инструмент маркетинга персонала

21

9

6

3

12

Итого

125

51

34

17

74


 

 

2.1. Распределение рабочего  времени по семестрам, видам занятий и контроля

 

Виды занятий и контроля

Очная форма

Заочная форма обучения

полная программа

полная программа

Всего часов

125

125

Лекции

34

10

Практические занятия

17

6

Всего аудиторных занятий

51

16

Самостоятельная работа студента

74

109

Экзамен (семестр)

6

8


 

2.2. Наименование  тем, их содержание и объем  в часах аудиторных занятий

 

№ п/п

Наименование тем

Очная форма 

(полная программа)

Заочная форма 

(полная программа)

л

П

Л

П

1.

Маркетинг персонала: подходы  к определению, принципы, уровни и виды

4

2

2

1

2.

Эволюция маркетинга персонала

4

2

2

1

3.

Функции маркетинга персонала

4

2

2

1

4.

Технология  маркетинга персонала

8

4

2

1

5.

Аналитическое и организационно-экономическое  обоснование маркетинга персонала

8

4

1

1

6.

Кадровый аудит как инструмент маркетинга персонала

6

3

1

1

10.

Итого

34

17

10

6


 

Л – объем лекционных занятий в часах, П – объем  практических занятий в часах. 

3. Содержание  дисциплины

 

3.1. Основное содержание  дисциплины

 

Тема 1. Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды.

Маркетинг: подходы к  определению. Маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок. Маркетинг как метод  систематизированного поиска решений. Маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Маркетинговая концепция управления персоналом. Рабочее место как продукт. Принципы маркетинга персонала. Уровни маркетинга персонала: стратегический и оперативный. Внешний и внутренний маркетинг персонала. Персонал-маркетинг-микс: модели, средства, стратегии управления персоналом.

 

Тема 2. Эволюция маркетинга персонала.

Этапы развития маркетинга персонала. Актуальность развития маркетинговой составляющей управления персоналом. Вклад немецкой и американской школ в развитие маркетинга персонала: Д. Белл; Г. Штрутц; Р. Бюннер; Д. Эскадштейн и Ф. Шнеллингер; В. Фрелинхом и К. Зитценшток. Российская теория маркетинга персонала: А.Я Кибанов и И.Б. Дуракова.

 

Тема 3. Функции маркетинга персонала.

Традиционный и организационно-рыночный подходы к выделению функций  маркетинга персонала. Подход Ф. Котлера: аналитическая, производственная, сбытовая, функция управления и контроля. Подход А.Я. Кибанова: аналитическая и коммуникационная функции. Подход Б.Ю. Сербиновского: исследовательская, стратегическая и предпринимательская функции. Комплексный подход: аналитическая, информационная, коммуникационная, профориентационная, социальная, персональная и организационная функции. Внутренний маркетинг – общее определение, суть понятия, ориентация на клиента, внутрифирменное маркетинговое исследование. Этапы развития внутреннего маркетинга: удовлетворенность персонала трудом (привлечение, обучение, стимулирование, удержание квалифицированного персонала); Гронрус (1981) и его разработки – ориентация на продажу и поддерживающий персонал; Внутренний маркетинг – межфункциональный объединяющий механизм организации. Повышение лояльности сотрудников, этапы лояльности (адаптация, ложная лояльность, принадлежность к компании, приверженность) и методы воздействия на персонал на каждом из них.

 

Тема 4. Технология маркетинга персонала

Определение качественной и количественной потребности в персонале. Анализ внутреннего рынка рабочей силы организации. Анализ внешнего (отраслевого и регионального) рынка труда. Анализ поведения соискателей рабочих мест на внешнем и внутреннем рынках труда. Сегментация рынка труда и формирование сегментов потенциальных работников. Изучение требований, предъявляемых к вакантным должностям и рабочим местам в организации. Анализ основных конкурентов. Изучение имиджа организации как работодателя и определение целевых позиций на рынке труда. Анализ и поиск активных партнеров. Определение источников и путей покрытия потребности в персонале. Разработка и внедрение совокупности мероприятий для формирования долгосрочной кадровой политики организации на рынке труда региона и/ или отрасли, где действует данная организация.

 

Тема 5. Аналитическое и организационно-экономическое обоснование маркетинга персонала.

Разработка  программы маркетинга персонала. Критерии и показатели эффективности маркетинга персонала в организации.

Информация о работе Маркетинг персонала