Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:04, методичка

Краткое описание

Цель курса: подготовить специалиста – менеджера по персоналу, ориентирующегося в ситуации на рынке труда и умеющего использовать технологию маркетинга персонала в условиях конкретных организаций.

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА РП.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Аналитический инструментарий деятельности менеджера  по персоналу. Организация исследований на рынке труда.

.

Тема 6.  Кадровый аудит как инструмент маркетинга персонала.

Персонал  и кадровая политика организации (открытая/ закрытая, активная/ пассивная). Диагностика работы с персоналом. Инструментарий проведения кадрового аудита. Последовательность проведения кадрового аудита. Практическая работа менеджера по проведению кадрового аудита: анализ трудовых показателей, анализ рабочих мест, анализ найма, анализ увольнений, анализ условий труда и безопасности, аудит кадрового потенциала организации. Аудит работы служб управления персоналом.

 

  • 3.2. Перечень тем практических занятий
  • Практическое занятие 1. «Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды» (2 часа). Индивидуально-групповая аудиторная работа по заданию преподавателя.

    Цель занятия – закрепление теоретических знаний о основных категориях маркетинга персонала (потребности, спрос, предложение, сделка или трудовое соглашение, обмен трудовыми ресурсами, трудовые ресурсы, рынок труда, рабочей силы, рынок трудовых ресурсов).

     

    Практическое занятие 2. «Эволюция маркетинга персонала» (2 часа). Групповая аудиторная самостоятельная работа.

    Цель занятия – закрепление теоретических занятий, приобретение практических навыков анализа. состояния и перспектив развития кадрового потенциала России и региона (по отраслям). Научный подход к маркетингу персонала.

     

    Практическое занятие 3. «Функции маркетинга персонала» (2 часа)  Групповая и индивидуальная аудиторная работа по заданию преподавателя.

    Цель занятия – закрепление теоретических занятий и овладение навыками анализа должностных инструкций и положения о службе персонала организации с позиций реализации функций маркетинга персонала.

    Решение управленческих задач

     

    Практическое занятие 4. «Технология маркетинга персонала» (4 часа). Групповая аудиторная самостоятельная работа.

    Цель занятия – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков организации деятельности службы персонала и ее подразделений, менеджера по персоналу.

    Источники и пути покрытия потребности в персонале, оценка их эффективности.

     

    Практическое занятие 5. Аналитическое и организационно-экономическое обоснование маркетинга персонала (4 часа) Групповая аудиторная работа по заданию преподавателя, деловая игра.

    Цель занятия – развитие умений анализировать и использовать информационное и правовое, документационное обеспечение маркетинга персонала.

    Деловая игра.

     

    Практическое занятие 6. Кадровый аудит как инструмент маркетинга персонала (3 часа) Групповая аудиторная работа по заданию преподавателя, деловая игра.

    Цель занятия – развитие способностей определения оптимальной программы кадрового аудита, эффективности маркетинговых мероприятий. Подготовка Коррективов и перспективных прогнозов.

    Решение управленческих задач.

     

     

    3.3. Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине  «Маркетинг персонала»

     

    В соответствии с учебным  планом специальности 080505 «Управление персоналом» дисциплина «Маркетинг персонала» предполагает проведение лекций и практических занятий.

    При подготовке к лекциям  необходимо продумать план ее проведения, провести обзор литературы и периодической  печати по данной тематике.

    Хронологическая карта  проведения лекции:

    1) вступление - 5 минут;

    2) теоретический разбор  темы - 1 час 15 минут; 

    3) заключение – 10 минут.

    Вступление. Контроль посещаемости студентов. Преподаватель называет тему лекции, ее план. Рассказывает об основных требованиях к студентам, указывает необходимую литературу для подготовки к практическим занятиям.

    Теоретический разбор темы. На первой лекции преподаватель указывает  на роль и место изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрывает ее практическое значение. На последующих лекциях необходимо указать ее связь с предыдущей темой. Необходимо осветить различные точки зрения и научные подходы к  той или иной теме. 

    Заключение. Преподаватель  подводит итоги лекции, делает общие  выводы по теме. Обращает внимание студентов на наиболее важные вопросы, требующие усиленной проработки и глубокого изучения. Объявляет тему следующего практического занятия и дает рекомендации по подготовке к нему.

    При подготовке к практическим занятиям преподавателю необходимо продумать план его проведения, сформулировать контрольные вопросы по данной тематике.

    Хронологическая карта  проведения практического занятия:

    1) вступление - 5 минут;

    2) ответы на вопросы  студентов - 15 минут;

    3) самостоятельная работа  студента -  1 час;

    4) заключение - 10 минут.

    Вступление. Контроль посещаемости студентов. Преподаватель называет тему практического занятия, его план. Проводит краткий обзор лекции.

    Ответы на вопросы  студентов. Преподаватель отвечает на вопросы, аргументировано обосновывает собственную позицию, задает студентам риторические вопросы.

    Самостоятельная работа студентов. В зависимости от той  или иной темы студентам предлагается провести расчет тех или иных показателей, методик расчета, проанализировать факторы, условия, решить задачи и практические ситуации.

    Заключение. Преподаватель контролирует правильность и последовательность действий студентов, при необходимости исправляет допущенные   ошибки, проверяет запись конспекта, подводит итоги занятия с оценкой  и дает задание на дом.

    Для  проведения занятий  используются лекционно-практические занятия, деловые игры, проводится разбор ситуаций, организуются дискуссии по актуальным проблемам маркетинга персонала, проводится анализ конкретных ситуаций.

    Целью практических занятий  является усвоение студентами теоретических  положений, рассмотренных на лекциях, для использования в практике управления маркетингом персонала организации.

    Целесообразно применение современных технических средств  обучения и информационных технологий.  

    Для стимулирования творческой активности студентов наряду с практическими занятиями для развития навыков и умений студентов, организуется выполнение  самостоятельных работ по проблемам развития и поддержания маркетинга персонала организации.

     

    3.4. Перечень тем, вопросов для самостоятельного изучения и тем для подготовки докладов

     

    Тематика вопросов для самостоятельного изучения

    1. Задачи менеджмента в ХХ1 веке.
    2. Принципы работы современного предприятия и менеджмент персонала
    3. Внутренние и внешние фактора, влияющие на маркетинг персонала.
    4. Роль и место маркетинга персонала в зарубежном опыте менеджмента.
    5. Взаимодействие маркетинга персонала с теориями мотивации.
    6. Методологические основы маркетинга рабочей силы
    7. Ценовая политика в маркетинге персонала
    8. Позиционирование товара «рабочая сила» на рынке
    9. Внутренний маркетинг персонала в Российских компаниях
    10. Формирование комплексной маркетинговой концепции управления персоналом на основе анализа и обобщения существующих концепций общего (сбытового) маркетинга рабочей силы.

     

    Темы докладов

    1. Имидж организации и его связь с маркетингом персонала(на примере фирмы).
    2. Кадровый потенциал организации.
    3. Проблема безработицы и открытых вакансий на рынке труда.
    4. Взаимодействие организации работодателя с отраслевым рынком труда.
    5. Статистика о состоянии рынка труда.
    6. Развитие кадрового потенциала территории (на примере…).
    7. Аналитические инструменты маркетинга персонала.
    8. Организация деятельности службы управления персоналом по реализации маркетинговых функций.
    9. Маркетинг и лизинг персонала.
    10. Внутренний маркетинг персонала в Российских компаниях. (на примере одной - двух компаний)
    11. Место маркетинга персонала в организационной структуре службы управления персоналом.
    12. Понятие социальной технологии, ее роль в маркетинге персонала
    13. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации.
    14. Место маркетинга персонала в организационной структуре службы управления персоналом.
    15. Зарубежный опыт управления маркетингом персонала (на примере предприятий США и Японии)
    16. Сегментирование рынка труда на основе требований к персоналу и к работодателю.
    17. Роль наставничества в маркетинге персонала компании.
    18. Выбор и реализация стратегии маркетинга персонала.
    19. Тенденции формирования маркетинговой среды организации.
    20. Интернационализация и глобализация в управлении персоналом.
    21. Разработка кадровой политики организации.

     

    Критерии оценки докладов студентов группы (за каждый критерий – от 1 до 10 баллов):

     

    Критерии оценки

    Баллы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1. Тема исследования  актуальна, что доказано автором

                       

    2. Хорошее  владение материалом в рамках  заявленной темы

                       

    3. Приведен фактологический материал

                       

    4. Доклад хорошо  структурирован. Правильно расставлены  акценты. Сделаны ударения на  ключевые моменты доклада

                       

    5. Используются вербальные  и невербальные приемы публичного  выступления

                       

    6. Применяются современные методы презентации. Приведено оптимальное число слайдов (4-6)

                       

    7. Отвечает на вопросы  четко, ясно. Спокойно реагирует на критические замечания

                       

    8. Вежливость и корректность

                       

    Перевод баллов:

    70-80 баллов – «отлично»;

    50-69 баллов – «хорошо»;

    40-49 баллов  – «удовлетворительно»;

    менее 39 баллов – «неудовлетворительно».

     

     

    1. Контроль знаний и практических навыков, полученных в результате изучения дисциплины.

     

    В процессе изучения дисциплины «Маркетинг персонала» предусмотрены несколько форм контроля: оперативный и итоговый.

    Оперативный контроль предназначен для определения  качества усвоения лекционного материала. Подобный контроль проводится либо в письменной форме (тестовое задание), либо в устной форме блиц-опросов в начале практического занятия, решение задач, выполнение эссе после изучения темы на лекционном занятии, или по участию в деловых играх.

    Выполнение практических заданий является обязательным для всех обучающихся. Студенты и слушатели, не выполнившие в полном объеме работы, предусмотренные учебным планом, не допускаются к сдаче зачета.

    При заочной форме  обучения студент выполняет и  защищает контрольную работу, проходит промежуточное тестирование. Итоговый контроль - зачет по билетам, включающим два теоретических вопроса и практическое задание.

     

    Примерный перечень вопросов экзамена

     

    1. Технический прогресс и организационные нововведения в кадровом менеджменте.
    2. Роль маркетинга персонала в удовлетворенности трудом.
    3. Концепция долгосрочной кадровой политики
    4. Маркетинг персонала и административные методы руководства.
    5. Взаимодействие работодателей и работополучателей в системе маркетинга персонала.
    6. Кадровое планирование в интересах персонала.
    7. Цели и задачи кадрового планирования.
    8. Оперативные план работы с персоналом.
    9. Роль анкетирования в кадровом планировании.
    10. Назовите методы прогнозирования потребности в персонале
    11. Каковы сущность и структура показателя «расходы на персонал»?
    12. Какие изменения вносит рынок труда в нормативную базу для планирования показателей по труду?
    13. Сущность и значение планирования производительности труда.
    14. Основные последствия ускорения (замедления) роста производительности труда.
    15. Какие виды норм применяются для расчета численности рабочих?
    16. Какие виды норм применяются для расчета численности управленческого персонала?
    17. Роль информации в маркетинге персонала.
    18. Планирование потребности в персонале.
    19. Задачи планировании привлечения персонала.
    20. Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала.
    21. Возможности избежать убыточной текучести кадров.
    22. Внутренние источники привлечения кадров.
    23. Внешние источники привлечения кадров.
    24. Планирование высвобождении или сокращения кадров.
    25. Критерии классификации видов увольнения.
    26. Маркетинг персонала и работа с пожилыми сотрудниками.
    27. Обучение как раздел маркетинга персонала.
    28. Маркетинг персонала и деловая карьера.

    Информация о работе Маркетинг персонала