Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:04, методичка
Цель курса: подготовить специалиста – менеджера по персоналу, ориентирующегося в ситуации на рынке труда и умеющего использовать технологию маркетинга персонала в условиях конкретных организаций.
Аналитический инструментарий деятельности менеджера по персоналу. Организация исследований на рынке труда.
.
Тема 6. Кадровый аудит как инструмент маркетинга персонала.
Персонал и кадровая политика организации (открытая/ закрытая, активная/ пассивная). Диагностика работы с персоналом. Инструментарий проведения кадрового аудита. Последовательность проведения кадрового аудита. Практическая работа менеджера по проведению кадрового аудита: анализ трудовых показателей, анализ рабочих мест, анализ найма, анализ увольнений, анализ условий труда и безопасности, аудит кадрового потенциала организации. Аудит работы служб управления персоналом.
Практическое занятие 1. «Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды» (2 часа). Индивидуально-групповая аудиторная работа по заданию преподавателя.
Цель занятия – закрепление теоретических знаний о основных категориях маркетинга персонала (потребности, спрос, предложение, сделка или трудовое соглашение, обмен трудовыми ресурсами, трудовые ресурсы, рынок труда, рабочей силы, рынок трудовых ресурсов).
Практическое занятие 2. «Эволюция маркетинга персонала» (2 часа). Групповая аудиторная самостоятельная работа.
Цель занятия – закрепление теоретических занятий, приобретение практических навыков анализа. состояния и перспектив развития кадрового потенциала России и региона (по отраслям). Научный подход к маркетингу персонала.
Практическое занятие 3. «Функции маркетинга персонала» (2 часа) Групповая и индивидуальная аудиторная работа по заданию преподавателя.
Цель занятия – закрепление теоретических занятий и овладение навыками анализа должностных инструкций и положения о службе персонала организации с позиций реализации функций маркетинга персонала.
Решение управленческих задач
Практическое занятие 4. «Технология маркетинга персонала» (4 часа). Групповая аудиторная самостоятельная работа.
Цель занятия – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков организации деятельности службы персонала и ее подразделений, менеджера по персоналу.
Источники и пути покрытия потребности в персонале, оценка их эффективности.
Практическое занятие 5. Аналитическое и организационно-экономическое обоснование маркетинга персонала (4 часа) Групповая аудиторная работа по заданию преподавателя, деловая игра.
Цель занятия – развитие умений анализировать и использовать информационное и правовое, документационное обеспечение маркетинга персонала.
Деловая игра.
Практическое занятие 6. Кадровый аудит как инструмент маркетинга персонала (3 часа) Групповая аудиторная работа по заданию преподавателя, деловая игра.
Цель занятия – развитие способностей определения оптимальной программы кадрового аудита, эффективности маркетинговых мероприятий. Подготовка Коррективов и перспективных прогнозов.
Решение управленческих задач.
3.3. Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Маркетинг персонала»
В соответствии с учебным планом специальности 080505 «Управление персоналом» дисциплина «Маркетинг персонала» предполагает проведение лекций и практических занятий.
При подготовке к лекциям необходимо продумать план ее проведения, провести обзор литературы и периодической печати по данной тематике.
Хронологическая карта проведения лекции:
1) вступление - 5 минут;
2) теоретический разбор темы - 1 час 15 минут;
3) заключение – 10 минут.
Вступление. Контроль посещаемости студентов. Преподаватель называет тему лекции, ее план. Рассказывает об основных требованиях к студентам, указывает необходимую литературу для подготовки к практическим занятиям.
Теоретический разбор темы. На первой лекции преподаватель указывает на роль и место изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрывает ее практическое значение. На последующих лекциях необходимо указать ее связь с предыдущей темой. Необходимо осветить различные точки зрения и научные подходы к той или иной теме.
Заключение. Преподаватель подводит итоги лекции, делает общие выводы по теме. Обращает внимание студентов на наиболее важные вопросы, требующие усиленной проработки и глубокого изучения. Объявляет тему следующего практического занятия и дает рекомендации по подготовке к нему.
При подготовке к практическим занятиям преподавателю необходимо продумать план его проведения, сформулировать контрольные вопросы по данной тематике.
Хронологическая карта проведения практического занятия:
1) вступление - 5 минут;
2) ответы на вопросы студентов - 15 минут;
3) самостоятельная работа студента - 1 час;
4) заключение - 10 минут.
Вступление. Контроль посещаемости студентов. Преподаватель называет тему практического занятия, его план. Проводит краткий обзор лекции.
Ответы на вопросы студентов. Преподаватель отвечает на вопросы, аргументировано обосновывает собственную позицию, задает студентам риторические вопросы.
Самостоятельная работа студентов. В зависимости от той или иной темы студентам предлагается провести расчет тех или иных показателей, методик расчета, проанализировать факторы, условия, решить задачи и практические ситуации.
Заключение. Преподаватель контролирует правильность и последовательность действий студентов, при необходимости исправляет допущенные ошибки, проверяет запись конспекта, подводит итоги занятия с оценкой и дает задание на дом.
Для проведения занятий используются лекционно-практические занятия, деловые игры, проводится разбор ситуаций, организуются дискуссии по актуальным проблемам маркетинга персонала, проводится анализ конкретных ситуаций.
Целью практических занятий является усвоение студентами теоретических положений, рассмотренных на лекциях, для использования в практике управления маркетингом персонала организации.
Целесообразно применение
современных технических
Для стимулирования творческой активности студентов наряду с практическими занятиями для развития навыков и умений студентов, организуется выполнение самостоятельных работ по проблемам развития и поддержания маркетинга персонала организации.
3.4. Перечень тем, вопросов для самостоятельного изучения и тем для подготовки докладов
Тематика вопросов для самостоятельного изучения
Темы докладов
Критерии оценки докладов студентов группы (за каждый критерий – от 1 до 10 баллов):
Критерии оценки |
Баллы | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1. Тема исследования
актуальна, что доказано |
||||||||||
2. Хорошее владение материалом в рамках заявленной темы |
||||||||||
3. Приведен фактологический материал |
||||||||||
4. Доклад хорошо структурирован. Правильно расставлены акценты. Сделаны ударения на ключевые моменты доклада |
||||||||||
5. Используются вербальные
и невербальные приемы |
||||||||||
6. Применяются современные методы презентации. Приведено оптимальное число слайдов (4-6) |
||||||||||
7. Отвечает на вопросы четко, ясно. Спокойно реагирует на критические замечания |
||||||||||
8. Вежливость и корректность |
Перевод баллов:
70-80 баллов – «отлично»;
50-69 баллов – «хорошо»;
40-49 баллов – «удовлетворительно»;
менее 39 баллов – «неудовлетворительно».
В процессе изучения дисциплины «Маркетинг персонала» предусмотрены несколько форм контроля: оперативный и итоговый.
Оперативный контроль предназначен для определения качества усвоения лекционного материала. Подобный контроль проводится либо в письменной форме (тестовое задание), либо в устной форме блиц-опросов в начале практического занятия, решение задач, выполнение эссе после изучения темы на лекционном занятии, или по участию в деловых играх.
Выполнение практических заданий является обязательным для всех обучающихся. Студенты и слушатели, не выполнившие в полном объеме работы, предусмотренные учебным планом, не допускаются к сдаче зачета.
При заочной форме обучения студент выполняет и защищает контрольную работу, проходит промежуточное тестирование. Итоговый контроль - зачет по билетам, включающим два теоретических вопроса и практическое задание.
Примерный перечень вопросов экзамена