Найм персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является совершенствование системы найма персонала на примере трудового коллектива ООО «Альфа».
Исходя из поставленной цели работы, были определены и решены следующие задачи:
показать роль и место найма в системе управления персоналом;
проанализировать источники организации найма персонала;
рассмотреть организацию и методы отбора и найма персонала в современных условиях;
дать краткую характеристику объекта исследования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Роль и место найма в системе управления персоналом 5
1.2 Источники организации найма персонала 7
1.3 Организация и методы отбора и найма персонала в современных условиях 10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА ООО «АЛЬФА» 15
2.1 Краткая характеристика предприятия 15
2.2 Анализ кадрового потенциала компании 18
2.3 Анализ практики найма персонала 22
2.4 Анализ микроклимата в организации 32
2.5 Анализ адаптации персонала 34
2.6 Рекомендации по усовершенствованию системы найма персонала в ООО «Альфа» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕСТ В.В. ШПАЛИНСКОГО, Э.Г. ШЕЛЕСТА 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАРТА МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. АНКЕТА КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ МЕНЕДЖЕР 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ КАНДИДАТА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНТЕРВЬЮ (ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ) 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ПОЛОЖЕНИИ ОБ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ 63

Файлы: 1 файл

УП.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Управление персоналом является одной  из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление  персоналом» рассматривается в  достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического, до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование  процесса работы с персоналом, в  котором немаловажную роль играет обеспечение  организации персоналом, т.е. набор, отбор и найм персонала.

Процесс набора, отбора и найма  персонала, т.е. формирование трудового  коллектива, занимает ведущее место  в системе управления предприятием. Говоря экономическим языком, важнейший  фактор производства – труд, который  создает добавленную стоимость. Персонал, работающий в организации, чтобы приносить максимальную пользу, должен соответствовать определенным требованиям. Но как найти подходящих кандидатов, как выбрать лучшего – эти вопросы являются важной проблемой, которую необходимо эффективно и в достаточно сжатые сроки решать. Эффективно налаженная система методов набора и отбора персонала будет способствовать решению этой проблемы.

Актуальность проблемы обостряется  в большей мере в связи с  развитием рыночной системы в  России, в которой большую  значимость приобретает рынок трудовых ресурсов. Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации.

Длительное время в нашей  отечественной науке управлению персоналом (в том числе и по поводу методов набора и отбора) практически не придавалось значения. В настоящее время эта проблема осознается, возрастает понимание необходимости в специалистах-управленцах, менеджерах по персоналу. Высшие учебные заведения России уже готовят таких специалистов, и существует масса примеров успешного внедрения новых методик подбора персонала, которые успешно себя зарекомендовали. Поэтому разбираться в вопросах управления персоналом – очень важно и нужно менеджеру любого уровня. Именно поэтому данная тема была выбрана для изучения.

Целью данной работы является совершенствование  системы найма персонала на примере  трудового коллектива ООО «Альфа».

Исходя из поставленной цели работы, были определены и решены следующие  задачи:

  • показать роль и  место найма в системе управления персоналом;
  • проанализировать источники организации найма персонала;
  • рассмотреть организацию и методы отбора и найма персонала в современных условиях;
  • дать краткую характеристику объекта исследования;
  • проанализировать кадровый потенциал предприятия, практики найма персонала, микроклимат на предприятии, процесс адаптации персонала;
  • разработать рекомендации по совершенствованию систему найма персонала ООО «Альфа»

 

 

1. Теоретические основы системы  найма персонала

1.1 Роль и место найма в системе управления персоналом

Одним из направлений работы службы управления персоналом является наем новых работников. Его основной задачей  является удовлетворение потребности  фирмы в персонале.

Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу [15, c. 269].

Отбор кадров - это серия мероприятий  и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления  из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для  вакантного места работы.

Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности [3, c. 125]. При подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.

Количественная потребность в  кадрах - это потребность в определенном числе работников различных специальностей.

Качественная  потребность в кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации [20, c. 173].

Внутренние  источники привлечения персонала - наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом.

Внешние источники  привлечения персонала - внешние  источники привлечения персонала  позволяют обеспечить более широкий  выбор среди претендентов на должность, при этом удовлетворяется абсолютная потребность в кадрах.

Наем осуществляется:

  • при создании предприятия;
  • при расширении предприятия;
  • при замене работников, уволившихся из организации.

Изучение рынка труда – это  первый этап найма работников. Изучение рынка труда обеспечивает информацию о его показателях и динамике.

К ним относятся:

  • соотношение предложения и спроса на труд по интересующим фирму видам профессий;
  • оплата и условия труда в конкурирующих фирмах;
  • информация о фирмах, оказывающих услуги по обеспечению персоналом (биржи труда, агентства по трудоустройству и т. п.) [10, c. 308].

Сегодня маркетинг активно распространился  не только на рынки товаров, но и  на рынки труда. Задачи этого этапа  найма ориентированы на формулирование привлекательных условий для  необходимых фирме работников. Фирма  может конкурировать на рынке  труда, не только предлагая более высокую по сравнению с другими фирмами заработную плату, но и:

  • более привлекательное место и время работы;
  • удобные транспортные возможности;
  • дополнительные социальные услуги и т. п.

Службы корпорации тщательно изучают  деятельность компаний конкурентов в использовании «человеческих ресурсов». Проводится регулярное «сканирование» уровня оплаты труда по 65 основным профессионально-должностным группам у своих конкурентов. В качестве таковых выделено 16 компаний, среди которых IBM, «Хьюлетт Паккард», «Кодак», «Дженерал электрик». По каждой группе в диапазоне 3 % средней величины оплаты у конкурентов определяется базовая вставка, в которую не входят премии и дополнительные выплаты.

1.2 Источники организации найма  персонала

К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят [7, c. 201].

Центры занятости. Многие фирмы  и компании используют местные центры занятости в качестве источника  для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал (для простой, рутинной работы, возможно, требующей неполной занятости). Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, которые потеряли работу из-за банкротства своих прежних предприятий и были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности.

Агентства по найму (кадровые агентства). Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев поиска и отбора. Как правило, хорошо работающее агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов может быть дана «гарантия», которая вступает в силу в случае увольнения специалиста по собственному желанию или некомпетентности в течение оговоренного срока. В таком случае агентство обязано бесплатно представить других кандидатов на данную должность.

Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Многие серьезные  фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.

Необходимо правильно сформулировать информационное объявление, чтобы привлечь внимание наиболее подходящих кандидатов. Целесообразно в объявлении отметить некоторые особенности интересующего вас персонала (ограничения при наборе), например, образование, особый опыт работы или, наоборот, отсутствие практического опыта.

Внутренние источники – это  люди, работающие в организации. В  ряде зарубежных стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию [12, c. 137]. При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности (готов занять немедленно через год, через два года, но для этого необходимо повышение квалификации в определенных областях и т. д.).

Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны.

Внутренний конкурс. Служба персонала  может разослать во все подразделения  информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.

Некоторые французские фирмы внутренний источник набора персонала используют в трех случаях:

  • при стремлении к формированию минимальной численности персонала (персонал частично высвобождается и перераспределяется, кадровая служба полностью отказывается от внешнего набора кадров);
  • при перераспределении персонала;
  • при перемещении персонала, например, уход человека, находившегося на определенной ступени пирамиды, компенсируется повышением на ступеньку персонала с низших уровней [26, c. 163].

Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы).

Ротация. Весьма эффективным для  некоторых организаций, особенно находящихся  в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей. Возможны следующие варианты перемещений руководителей:

  • повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности;
  • повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач, не влекущим за собой повышения в должности, но сопровождающимся повышением зарплаты;
  • смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышения в должности и роста зарплаты (ротация) [31, c. 226].

Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и в конечном счете сопровождаются должностным ростом работников организации.

 Некоторые достоинства и  недостатки различных источников  комплектования организации кадрами  иллюстрирует следующая таблица:

 Таблица 1 - Достоинства и недостатки источников комплектования организации кадрами

Источники

Преимущества

Недостатки

Внутренние

Примером возможности  самореализации внутри организации  воспринимается как поощрение успешной работы.

Для организации продолжается работа с сотрудниками, которые уже  известны, а также сокращаются  финансовые затраты на подбор персонала

Возможен риск осложнений личных взаимоотношений между сотрудниками, может возникнуть «семейственность»

Внешние

Возможность выбора из большого числа кандидатов.

Новые люди – новые  идеи и приемы работы

Адаптация нового сотрудника, возможно ухудшение морально-психологического климата среди давно работающих


1.3 Организация и методы отбора  и найма персонала в современных  условиях

Подбор персонала – установление идентичности характеристик работника  и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.

Отбор персонала – оценка кандидатов на вакантные должности или рабочие  места. Отбор персонала включает: предварительное собеседование; анализ анкетных данных; наведение справок о кандидате; проверочные испытания, тестирование; медицинское освидетельствование; основное собеседование; подготовку экспертного заключения [6, c. 20].

Общая схема процедуры подбора, отбора и найма представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Процедура подбора, отбора и найма

 

Стратегия в области управления человеческими ресурсами направлена в основном на то, что прием специалистов происходит с использованием стандартных процедур и правил; отбираются только те специалисты, в компетенции которых заинтересована организация в данный момент (узконаправленный отбор). Для осуществления данной стратегии можно набирать персонал, уже готовый к выполнению своих обязанностей.

Подбор персонала начинается с  определения, какой специалист или  рабочий необходим в данный момент организации.

При объявлении об открытии вакансии готовится «Спецификация работы», где подробно определяются параметры, которым должен соответствовать кандидат.

Информация о работе Найм персонала