Руководитель обладает следующими
важными лидерскими качествами. Самой
главной из них является, наличие определенной
цели. Руководитель организации четко
идет к поставленной цели, разрушая все
преграды на своем пути.
Следующей чертой характера,
присущей руководителю данной организации,
является умение управлять своей жизнью,
мотивировать себя, ставить самому себе
цели и предпринимать для их реализации
действия, на мой взгляд – это первый шаг
к лидерству. Именно это лидерское качество
будет служить фундаментом дальнейших
успехов.
Следующей чертой руководителя
как лидера, является страсть к работе
– лидер должен любить свое дело. Эта страсть
позволяет поддерживать интерес к тому,
что он делает, увеличивает его эффективность
и результативность.
В тоже время руководителю должны
быть присуще такие человеческие качества
как открытость, решительность, энергичность,
позитивный взгляд на вещи, уверенность,
внимательность, умение слушать других
людей, трудолюбие, на мой взгляд, они присутствуют
в характере руководителя
(заместителя главы отдела по финансам
и бюджету).
Из выше перечисленных лидерских
качеств можно сделать небольшой вывод,
что наш руководитель является единственным
лидером в организации с очень сильно выраженными лидерскими
способности, все сотрудники следуют за
ним. А это является наилучшим способом
управления организацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство - это одна из важнейших
проблем современного управления. На сегодняшний
день есть множество литературы, посвященной
данной проблеме. Однако до конца лидерство
не изучено, и некоторые моменты до сих
пор остаются, неизвестны нам.
Лидерство, как и управление,
является в некоторой степени искусством.
Возможно, это и есть причина того, почему
исследователям не удалось разработать
и обосновать единую теорию.
Лидерство и руководство являются
тесно взаимосвязанными проблемами. Лидерство
является важнейшим компонентом эффективного
руководства. Руководителю необходимо
воспитывать в себе качества лидера. И
организация будет функционировать успешно
тогда, когда работники будут воспринимать
руководителя не только как человека,
которого поставили не этот пост и кому
они должны подчиняться, но и как друга,
советчика, который всегда придет им на
помощь в трудной ситуации. У руководителя
должно бить два статуса - статус менеджера
и статус лидера, т.е. он должен быть и руководителей,
и воспитателем, и покровителем для своих
людей.
Лидерство помогает организациям
совершенствоваться, выходить на новый
уровень их возможностей. Лидерство дает
волевой импульс для развития организации.
И если руководитель обладает хорошими
навыками лидера, то данная организация
сможет противостоять всем неприятностям
и успешно развиваться.
Если руководитель не учитывает
роль лидерства, то это может привести
к пагубным последствиям не только для
него, но и для организации в целом, и здесь
необходимо уделять больше внимания проблеме.
Т.е. необходимо воспитывать, поощрять
и развивать качества лидера у своего
персонала, причем не только в аппарате
управления, но и у простых рабочих и служащих.
На основании проведённого
исследования можно заявить, что цель
курсовой работы достигнута. В администрации наш руководитель
является лидером, использующим правильные
стили управления и формы власти, добивающийся
эффективной работы своего отдела. При
рассмотрении не было обнаружено больших
недостатков при его работе как руководителя.
По результатам опроса были сделаны выводы
и приведены рекомендации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Устав администрации Темрюкского
городского поселения Темрюкского района.
2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы
менеджмента: пер. с англ. / под ред. Ю.Н.
Каптуревского – СПб: «Питер», 1999.
3. Википедия - свободная энциклопедия/
лидер/[Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki.
Дата обращения 07.01.2014].
4. Виханский О.С., Наумов Л.И.
Менеджмент: Учебник. – Гардарика, 2005.
5. Веснин В.Р. Менеджмент для
всех. – М., 1994.
6. Вергилес Э. В. «Теории лидерства»
М.: 2002.
7. Вершигора Е.Е. Менеджмент.
М., 2001.
8. Дилтс Р., Диринг Э., Рассел
Дж. Альфа-лидерство. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,
2004.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом:
Учебник. НИМБ, Нижний Новгород, 2007.
10. Лафта Джавал Кадем «Менеджмент»
М.:КноРус, 2005.
11. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство
управлять. М., 2001.
12. Людковская А. Ведомости//Приручить
неформала: М. - № 17-19 (159-161)
-2002.
13. Менеджмент: Учебник для вузов
/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров
и др.; Под. ред. М.М Максимцова, А.В. Игнатьевой.
– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
14. Основы менеджмента: учеб.
пособие/ Под ред. В.Д. Сухов, С.В. Сухов,
Ю.А. Москвичев. – М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.
11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009.
16. Канджеми Дж.П. «Психология
современного лидерства: Американские
исследования.» - М.: Когито-Центр. - 2006.
17. Карпов А. В. Психология менеджмента
М.: «Гардарики», 2005.
18. Кнорринг В. И. «Теория, практика
и искусство управления» М.:НОРМА, 2001.
19. Комелев А.Н., Иванникова Н.Н..
Основы менеджмента: Учебник – М.: Издательство
«Экзамен», 2007.
20. Кричевский Р.Л. «Психология
лидерства» М.:Статут; 2007.
21. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…
Элементы психологии менеджмента в повседневной
работе.– Москва.: «Дело», 1998.
22. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И.
Основы менеджмента. – СПб.: издательство
ОЛБИС, 2001.
23. Лафта Джавал Кадем «Менеджмент»
М.:КноРус, 2005.
24. Немов Р.С. Общие основы психологии:
учебник - М.: Просвещение: «ВЛАДОС»,2005.
25. Петровский А.В., Ярошевский
М.Г. Психология, М. 2000.
26. Статья неформальный
лидер/ [Электронный ресурс: http:// www.psychologos.ru/. Дата обращения 11.01.2014].
27. Черников Н., Матвейчук А.
Путь лидера. – М.: «Селина», 2001.
28. Яковлева Е.С. Эффективность
управленческого лидерства. – М.: «ТЕНС»,
2002.
Приложение 1 «Диагностика лидерских способностей»
Инструкция: Вам предлагается
50 высказываний, на которые требуется
дать ответ «да» или «нет». Среднего значения
в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь
над высказываниями.
1. Часто ли вы бываете
в центре внимания окружающих?
а) да;
б) нет.
2. Считаете ли вы, что
многие из окружающих вас людей
занимают более высокое положение
по службе, чем вы?
а) да;
б) нет.
3. Находясь на собрании
людей, равных вам по служебному
положению, испытываете ли вы
желание не высказывать своего
мнения, даже когда это необходимо?
а) да;
б) нет.
4. Когда вы были ребенком,
нравилось ли вам быть лидером
среди сверстников?
а) да;
б) нет.
5. Испытываете ли вы
удовольствие, когда вам удается
убедить кого-то в чем-либо?
а) да;
б) нет.
6. Случается ли, что вас
называют нерешительным человеком?
а) да;
б) нет.
7. Согласны ли вы с
утверждением: «Все самое полезное
в мире есть результат деятельности
небольшого числа выдающихся
людей»?
а) да;
б) нет.
8. Испытываете ли вы
настоятельную необходимость в
советчике, который мог бы направить
вашу профессиональную активность?
а) да;
б) нет.
9. Теряли ли вы иногда
хладнокровие в разговоре с
людьми?
а) да;
б) нет.
10. Доставляет ли вам
удовольствие видеть, что окружающие
побаиваются вас?
а) да;
б) нет.
11. Стараетесь ли вы
занимать за столом (на собрании,
в компании и т. п.) такое место,
которое позволяло бы вам быть
в центре внимания и контролировать
ситуацию?
а) да;
б) нет.
12. Считаете ли вы, что
производите на людей внушительное
(импозантное) впечатление?
а) да;
б) нет.
13. Считаете ли вы себя
мечтателем?
а) да;
б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если
люди, окружающие вас, выражают несогласие
с вами?
а) да;
б) нет.
15. Случалось ли вам
по личной инициативе заниматься
организацией трудовых, спортивных
и других команд и коллективов?
а) да;
б) нет.
16. Если то, что вы наметили,
не дало ожидаемых результатов,
то вы:
а) будете рады, если ответственность
за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность
и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам
ближе?
а) настоящий руководитель должен
сам делать то дело, которым он руководит,
и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен
только уметь руководить другими и не
обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете
работать?
а) с покорными людьми;
б) с независимыми и самостоятельными
людьми.
19. Стараетесь ли вы
избегать острых дискуссий?
а) да;
б) нет.
20. Когда вы были ребенком,
часто ли вы сталкивались с
властностью вашего отца?
а) да;
б) нет.
21. Умеете ли вы в
дискуссии на профессиональную
тему привлечь на свою сторону
тех, кто раньше был с вами
не согласен?
а) да;
б) нет.
22. Представьте себе такую
сцену: во время прогулки с
друзьями по лесу вы потеряли
дорогу. Приближается вечер и
нужно принимать решение. Как
вы поступите?
а) предоставите принятие решения
наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать,
рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица:
«Лучше быть первым в деревне,
чем последним в городе». Справедлива
ли она?
а) да;
б) нет.
24. Считаете ли вы себя
человеком, оказывающим влияние
на других?
а) да;
б) нет.
25. Может ли неудача
в проявлении инициативы заставить
вас больше никогда этого не
делать?
а) да;
б) нет.
26. Кто, с вашей точки
зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный
характер.
27. Всегда ли вы стараетесь
понять и по достоинству оценить
людей?
а) да;
б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да;
б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей
для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется
и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих
стилей руководства, по вашему
мнению, наилучший для работы
учреждения того типа, в котором
вы работаете?
а) коллегиальный;
б) авторитарный.
31. Часто ли у вас
создается впечатление, что другие
злоупотребляют вами?
а) да;
б) нет.
32. Какой из следующих
портретов больше напоминает
вас?
а) человек с громким голосом,
выразительными жестами, за словом в карман
не полезет;
б) человек со спокойным, тихим
голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя
на собрании и совещании, если
считаете свое мнение единственно правильным,
но остальные с вами не согласны?
а) промолчите;
б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы
свои интересы и поведение
других людей делу, которым занимаетесь?
а) да;
б) нет.
35. Возникает ли у вас
чувство тревоги, если на вас
возложена ответственность за
какое-либо важное дело?
а) да;
б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством
хорошего человека;
б) работать самостоятельно,
без руководителей.
37. Как вы относитесь
к утверждению: «Для того чтобы
семейная жизнь была хорошей,
необходимо, чтобы решение в семье
принимал один из супругов?
а) согласен;
б) не согласен.
38. Случалось ли вам
покупать что-либо под влиянием
мнения других людей, а не исходя
из собственной потребности?
а) да;
б) нет.
39. Считаете ли вы свои
организаторские способности хорошими?
а) да;
б) нет.
40. Как вы ведете себя,
столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки;
б) появляется сильное желание
их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей
людям, если они этого заслуживают?
а) да;
б) нет.
42. Считаете ли вы, что
ваша нервная система способна
выдержать жизненные нагрузки?
а) да;
б) нет.
43. Как вы поступите, если
вам предложат реорганизовать
ваше учреждение или организацию?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала
все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком
болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да;
б) нет.
45. Согласны ли вы с
утверждением: «Для того чтобы
быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да;
б) нет.
46. Считаете ли вы, что
каждый человек должен сделать
что-либо выдающееся?
а) да;
б) нет.
47. Кем бы вы предпочли
стать?
а) художником, поэтом, композитором,
ученым;
б) выдающимся руководителем,
политическим деятелем.
48. Какую музыку вам
приятнее слушать?
а) могучую и торжественную;
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы
волнение, ожидая встречи с важными
и известными людьми?
а) да;
б) нет.
50. Часто ли вы встречали
людей с более сильной волей,
чем ваша?
а) да;
б) нет.
Ключ обработки и
интерпретация
Сумма баллов за ваши ответы
подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ к опроснику
1а, 2а, 36, 4а, 5а, 66, 7а, 86, 96,10а, 11а,
12а, 136, 146, 15а, 166, 17а, 186, 196, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а,
256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31а, 32а, 336, 34а, 356, 366, 37а,
386, 39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 506.
За каждый ответ, совпадающий
с ключевым, испытуемый получает один
балл, в ином случае - 0 баллов.
Оценка лидерства
Если сумма баллов оказалась
менее 25, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах
от 26 до 35, то качества лидера выражены
средне.
Если сумма баллов оказалась
от 36 до 40, то лидерские качества выражены
сильно.
Если сумма баллов более 40, то
данный человек как лидер склонен к диктату.