Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:59, курсовая работа
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.1
1. Теоретические основы лидерства…………………………..3
1.1.Теория черт…………………………………………………4
1.2. Поведенческий подход и стили руководства……………4
1.3.Ситуационный подход…………………………………….9
1.4. Адаптивный подход………………………………………10
2. Дифференциация и единство руководства и лидерства….14
3. Список использованной литературы………………………19
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Юридический факультет
Кафедра социальной работы
ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
И СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Реферат
Студентки 5 курса, 2 группы
Заочного отделения
Специальности «Юриспруденция»
Отавиной Р.В.
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук,
доцент
Керженцев Виталий Сергеевич
Пермь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Теоретические основы лидерства…………………………..3
1.1.Теория черт………………………………………
1.2. Поведенческий подход и стили руководства……………4
1.3.Ситуационный подход…………………
1.4. Адаптивный подход…………………………………
2. Дифференциация и единство руководства и лидерства….14
3. Список использованной литературы………………………19
1. Теоретические основы лидерства.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.1
В психологии приняты различные классификации лидеров:
Различают:
В основе закономерностей теории управления в целом и психологии управления в частности лежит категория власти.2
Властные регуляторы управленческой деятельности определяют основные варианты ее реализации, обозначаемые понятием «стиль руководства». Важен также спектр вопросов о том, на кого и почему возлагаются властные полномочия, какие личные качества помогают человеку стать лидером. Изучается все это в одном из важнейших направлений психологии управления — в теориях лидерства. Существуют четыре основных группы концепций лидерства: теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход и теория адаптивного руководства. Они характеризуют разные этапы развития данной проблемы, которая эволюционировала от первого подхода к четвертому.
1.1.Теория черт.
Это подход с позиции личностных качеств, обозначаемый иногда как «теория великих людей» или «харизматическая теория». Суть ее в том, что лидером может стать только человек, обладающий определенным набором личностных качеств: интеллект, воля, инициативность, энергичность, уверенность, дружелюбие, надежность, красноречие и др. Эти качества, будучи необходимыми, не являются достаточными для выдвижения человека в позицию лидерства.
Анализ исследований по этому вопросу заставляет усомниться в существовании какого-либо стабильного перечня специфических качеств лидера. Различные ситуации управленческой деятельности требуют применения различных способностей, поэтому лидерство считается продуктом взаимодействия личностных и ситуационных факторов.
1.2.Поведенческий подход.
Этот подход определяет эффективность управленческой деятельности стилем поведения руководителя по отношению к подчиненным, а не только его личностными качествами. В теории управления появилось благодаря этому подходу понятие «стиль руководства» и выявление основных общеуправленческих стилей. Данный подход занимает ведущее место в теориях лидерства. Ситуационный и адаптивный подходы явились его продолжением и развитием.
Специфичность данного подхода
заключается в том, что выявленные
в нем стили руководства
Внутри него расположены
разные варианты третьего, основного
стиля руководства — демократич
Авторитарного руководителя характеризует отношение на основе теории X. Руководство при этом строится на основе следующих установок: люди не любят трудиться, стараются избегать работы; у людей отсутствует честолюбие, и они пытаются избежать ответственности; люди больше всего хотят защищенности; они хотят, чтобы ими руководили; чтобы заставить людей работать, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания. Авторитарный стиль руководства характеризует установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение3.
Сильные стороны: Предсказуемость результатов. Основное внимание уделяется порядку и дисциплине. Работает только при грамотном руководителе
Слабые стороны: Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые авралы.4
Демократичного руководителя характеризует отношение к подчиненным на основе теории Y. Система управленческих установок здесь другая: труд является естественным процессом; при благоприятных условиях люди принимают ответственность и даже сами стремятся к ней; если люди приобщены к организационным целям, они используют самоуправление и самоконтроль; приобщение — это функция вознаграждения, которое связано с достижением цели; способности к творческому решению проблем встречаются часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Демократический лидер считает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня: социальное взаимодействие, успех, самовыражение. Он создает такую ситуацию, при которой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа как таковая становилась бы для них мотиватором. Демократичный лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.5Демократический стиль управления можно охарактеризовать следующими сторонами:
Сильные стороны: Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении
Слабые стороны: Требуется много времени для принятия решений, необходим грамотный лидер и обученные подчиненные.6
Либеральный лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.7
Сильные стороны: Позволяет действовать
самостоятельно, без вмешательства
лидера.Подразумевается
Слабые стороны: Группа может потерять контроль и скорость решения проблем без лидерского вмешательства.8
Более разноплановым является уточнение
различения стилей руководства до шести
основных видов: деспотический, бюрократический,
патриархальный, кооперативный и
попустительский. Уточнения здесь
относятся, прежде всего, к традиционно
понимаемому авторитарному
Данное различение интересно и важно тем, что выделенные стили не просто являются элементами одного списка. В зависимости от степени внимания, обращенного на производство и на человеческий фактор, они образуют систему.9
К. Левин, основоположник поведенческого подхода, доказал, что авторитарное руководство помогает выполнению большего объема работ, чем демократическое. Но при этом снижается мотивация, качество и оригинальность исполнения; появляется напряженность и агрессивные формы поведения. При либеральном управлении сильно снижается как объем, так и качество работы по сравнению с демократическим стилем. Исполнителям самим не нравится такой стиль руководства.
Р. Лайкерт предложил
Ориентированный на работу руководитель
заботится прежде всего о содержании деятельности
и связанных с ней задачах; о наилучшей
системе вознаграждения для увеличения
производительности труда. Сосредоточенные
на человеке руководители главное внимание
уделяют совершенствованию человеческих
отношений для повышения производительности
труда. Р. Лайкерт сформулировал концепцию
«четырех систем (стилей) лидерства».
Схема Р. Лайкерта рассматривается
в настоящее время как
Общая особенность всех этих подходов — их одномерность, наличие какого-то одного параметра для выделения стилей руководства. Более совершенен подход, основанный на двухмерном представлении управленческой деятельности, на сочетании двух критериев выделения общеуправленческих стилей. Здесь показана ошибочность тезиса Р. Лайкерта, который разделяет руководителей на людей, сосредоточенных только на работе и только на человеке. Руководитель может ориентироваться одновременно и на работу, и на человека. Следовательно, сочетание этих ориентации должно быть положено в основу выделения стилей. В итоге оно дает знаменитую «управленческую решетку» (managerial grid), предложенную Р. Блейком и Д. Моутоном.
Посредством сочетания двух критериев выделяются пять стилей руководства.
1.3. Ситуационный подход.
Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:
а)
отношения между руководителем и
коллективом;
б) структура задачи;
в) должностные полномочия руководителя.
Информация о работе Проблемы лидерства в организации и стили руководства