Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:59, курсовая работа
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.1
1. Теоретические основы лидерства…………………………..3
1.1.Теория черт…………………………………………………4
1.2. Поведенческий подход и стили руководства……………4
1.3.Ситуационный подход…………………………………….9
1.4. Адаптивный подход………………………………………10
2. Дифференциация и единство руководства и лидерства….14
3. Список использованной литературы………………………19
Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации. 10
Рассмотренное в двух предыдущих подходах развитие проблемы руководства и лидерства показало, что личностные качества и стили сами по себе еще не предопределяют эффективность управленческой деятельности. Ее главным условием является соответствие стиля и условий (ситуаций). В ряде случаев эти дополнительные, ситуационные факторы играют ведущую роль в эффективности руководства. Это:
В результате оформился особый подход — ситуационный, целью которого является определение стилей поведения и качеств, более всего соответствующих определенным ситуациям управления.
Самой известной и развитой среди ситуационных концепций является ситуационная модель руководства Ф. Фидлера. Существуют три основных фактора, которые наиболее сильно влияют на поведение руководителя в определенной ситуации и характеризуют одновременно сами ситуации:
Каждый параметр можно описать на максимальном и минимальном уровнях.
Ф. Фидлер предлагает понятие «ситуационный контроль», которое является общим показателем благоприятности ситуаций. В результате исследований Ф. Фидлера выявилась следующая главная закономерность: у руководителей разных стилей различная эффективность управленческой деятельности. Руководитель, ориентированный на задачу, особенно успешно работает в самых хороших и в самых трудных ситуациях. Руководитель, ориентированный на отношения, успешнее работает в средних по степени контроля за ситуацией условиях.
Для условий высокого и низкого ситуационного контроля оптимально авторитарное руководство, для условий умеренного авторитарного контроля — демократическое.
1.4. Адаптивный подход.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию руководства. Он доказал, что стили управления обладают различной адекватностью и дают различную эффективность в разных условиях управленческой деятельности. Руководитель, чтобы добиться наивысшей эффективности своей деятельности, которая включает в себя очень разные типы ситуаций, должен вести себя по-разному в различных ситуациях, т. е. управление должно быть гибким, а стиль руководства должен приспосабливаться к конкретным управленческим ситуациям и условиям — должен быть адаптивным. Чем большим репертуаром стилей владеет руководитель, тем эффективнее его деятельность.
Адаптивный стиль еще
не оформился окончательно, поскольку
он характеризует собой
Для современных исследований в этой области характерны и новые, нетрадиционные подходы к проблеме стилей руководства. Это — установление и описание партисипативного стиля руководства и управления. Общая идеология «соучаствующего» управления рассматривалась выше. Применительно к партисипативному стилю она конкретизируется в следующих основных чертах:
Партисипативный стиль дает очень высокие показатели организационного функционирования, поэтому многие исследователи считают его идеалом «абсолютно лучшего» стиля, который долго искали в предшествующих подходах. Но этот стиль применим не всегда, так как требует высокой квалификации и руководителя, и исполнителей, а также определенных организационных условий. Руководители, способные к его реализации,— это, как правило, люди старшего возраста; они обладают жизненным опытом, уверены в себе; имеют высокий культурно-образовательный уровень; ценят способности и предложения подчиненных; ориентированы на оценку с их стороны; от исполнителей ожидают творческого отношения к работе и развитых моральных качеств. Данный стиль может быть адресован и подчиненным, обладающим определенными качествами: высоким уровнем компетентности и профессиональных качеств; потребностью в независимости; склонностью к творчеству; интересом к работе; ориентацией на дальние цели.
В некоторых исследованиях,
особенно в японской школе менеджмента,
появилось понятие «новаторски-
В обзоре основных стилей руководства
сохранена традиция зарубежной
организационной психологии, которая
объединяет понятия «руководство» и «лидерство».
Отечественные исследования рассматривают
также и соотношение между этими понятиями
— хоть и родственными, но все же разными.
Существуют две главные закономерности:
специфическая типология лидерства и
особенности отношений между ролями
руководителя и лидера.
Известны несколько основных типологий
лидерства, различающихся по критериям,
заложенным в основу выделения типов и
по особенностям групп, в отношении которых
выделяют типы лидерства. Б. Д. Парыгин
выделяет роли лидера по трем
критериям.
1. По содержанию деятельности:
лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель.
2. По стилю активности:
авторитарный и демократический лидеры.
3. По характеру деятельности:
универсальный и ситуативный лидеры.
Л. И. Уманский предлагает различать
шесть типов лидерства
Оба подхода содержат конкретные варианты двух основных типов лидера — инструментального и эмоционального. Первый выделяется на основе личных способностей и вклада в работу группы, второй — на основе притягательных для группы личностных качеств, которые помогают установлению в ней хороших межличностных отношений. Р. Л. Кричевский называет четыре типа лидерства, которые могут быть применены для широкого спектра типов группового функционирования: организатор, мотиватор, диспетчер и генератор.
Рассмотрим еще одну из
предложенных типологий лидерства,
включающую в себя следующие типы
лидеров:
Диагност — быстро оценивает
сильные и слабые стороны проекта и сложные
ситуации. Терпим к чужим ошибкам.
Фанатик — увлечен своей
научной работой, от других требует такого
же отношения к науке, а потому резок и
считается неуживчивым.
Пионер — это
инициатор, быстро реагирующий на перспективные
проблемы, стимулирующий деятельность
других. Он престижен, честолюбив, собран,
эрудирован, склонен к руководству, не
любит задач, требующих усидчивости.
Эрудит — отличается
исключительной памятью, повышенным вниманием
к деталям. Свою эрудицию предпочитает
не показывать. Считается добросовестным,
педантичным, но нерешительным в суждениях.
Техник — ремесленник.
Не берется за проблемы, которые не может
решить. Он честен и чуток в понимании
оттенков поведения коллег.
Независимый
— надеется только на себя, скептически
относится к коллективной научной работе.
Среди подходов к определению лидерства выделяют концепцию Лидерства на основе модели эмоционального интеллекта.
Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.
Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.
Навыки и компетенции лидера с высоким эмоциональным интеллектом:
Осознание собственных чувств – умение замечать и осознавать свои чувства, тонко дифференцировать их.
Управление собственными чувствами – умение справиться с разрушительными импульсами и контролировать негативные эмоции; гибко приспосабливаться к ситуации, «настроить» себя на нужный лад – на победу, выигрыш и т.д.
Осознание чувств
другого человека – умение проявлять эмпатию
(сопереживание чувствам других людей),
понимание и быть участливым.
Управление чувствами
других людей – умение оказывать эмоциональное
воздействие в различных ситуациях взаимодействия
с подчиненными, влиять и воодушевлять,
урегулировать конфликты, создавать команду
и укреплять командный дух, укреплять
и поддерживать личные взаимоотношения
с работниками, помогать другим в самосовершенствовании,
инициировать изменения и вести работников
в новом направлении.
С точки зрения теории лидерства модель
эмоционального интеллекта предлагает
руководителю обратить внимание на развитие
и совершенствование всех четырех способностей,
связанных с осознанием и управлением
эмоциями и чувствами. Данная теория подтверждается
целым рядом практических исследований.11
2. Дифференциация и единство руководства и лидерства.
Лидерство и руководство в организации далеко не всегда совпадают по своему субъекту.
По-английски термин leadership означает буквально «лидерство», но предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства. Понятие «Organizational leadership» более соответствует термину «руководитель», организационный лидер.
Различия влияния лидерства и формального руководства на деятельность группы определяются следующими положениями:
Лидерство — преимущественно психологическая характеристика поведения членов группы или организации, а руководство — социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей подчинения и управления. Руководитель и лидер обладают качественно различными формами и степенью воздействия на членов группы. Эти различия влияют на конкретное осуществление ими деятельности управления, на то, как они реализуют свою позицию ведущего. Лидер оказывает влияние на группу и ее членов, направляя их на достижение каких-либо целей; влияние реализуется через феномен авторитета. Руководитель наряду с влиянием и авторитетом (или помимо них) обладает властью, статусом, что является уже не «способностью влиять», а обязанностью оказывать влияние. Все эти понятия разделяются на две группы, дифференцирующие понятия «лидерство» и «руководство».
Лидерство:
Неформальная организация Формальная
организация
Неформальный лидер Формальный лидер
«Ведущий»
Координация
Влияние
Авторитет
Особенно значимо для психологической характеристики управленческой деятельности раскрытие особенностей властных отношений руководителя и подчиненных.
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель группы и её лидер
не являются одним и тем же лицом,
то взаимоотношения между ними могут
способствовать эффективности совместной
деятельности и гармонизации жизни
группы или же, напротив, приобретать
конфликтный характер, что, в конечном
счёте, определяется уровнем группового
развития. Так, например, в просоциальных
и асоциальных ассоциациях, как
правило, функции лидера и руководителя
выполняют разные члены группы. При
этом чаще всего лидер в сообществах
этого уровня социально-психологического
развития оказывается член группы,
отвечающий преимущественно за сохранение
и поддержание позитивной эмоциональной
атмосферы в группе, в то время
как руководитель, будучи ориентирован
прежде всего на повышение эффективности
групповой деятельности, нередко
не учитывает, как это отразится
на социально-психологическом
Информация о работе Проблемы лидерства в организации и стили руководства