Проблемы неформальных молодежных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:52, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы молодежных неформальных объединений.
Для достижения данной цели были поставлены и выполнены следующий задачи:
1. раскрыта сущность понятия неформальные молодежные объединения;
2. определена общая структура неформальных молодежных объединений;
3. выявлены причины образования неформальных молодежных объединений и вступления молодых людей в данные сообщества;
4. определены проблемы неформальных молодежных объединений.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 20.21 Кб (Скачать)

    Введение 

    Общество  всегда уделяло особое внимание людям, чье поведение не соответствует  общепринятым или официально установленным  социальным нормам. Различные науки, такие как психология, социология, философия и другие, а так же религия, литература, искусство  с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы отклоняющегося от норм поведения не оставляет сомнений, она обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус и сейчас переживает настоящий бум.

       Отклонения от норм могут носить  как позитивный, так  и негативный  характер. В первом случае  примером  девиантного поведения может  послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные  на улучшение общественных отношений.  Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).

    Целью данной работы является изучение проблемы молодежных неформальных объединений.

    Для достижения данной цели были поставлены и выполнены следующий задачи:

1. раскрыта  сущность понятия неформальные  молодежные объединения;

2. определена  общая структура неформальных  молодежных объединений;

3. выявлены  причины образования неформальных молодежных объединений и  вступления молодых людей в данные сообщества;

4. определены  проблемы неформальных молодежных  объединений.

    Объектом  данной работы является поведение молодых  людей, а предметом - поведение людей, входящих в неформальные молодежные объединения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  неформальных молодежных объединений  и их структура. 

     Неформальные  молодежные объединения - это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).

     В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, "группы риска" и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами. Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив. На Западе неформальные объединения молодёжной субкультуры громко заявили о себе несколько десятилетий назад, в виде движения битников, хиппи, новых левых и т.д. Эти движения стали культурно-идеологической почвой для политических движений "гражданских инициатив" 60-ых годов, а позднее для "новых социальных движений" 80-90 годов. В нашей стране неформальные объединения молодёжи периода 60-80 годов имели прозападную ориентацию и квалифицировались властями как диссидентские. Среди инициативных движений современной западной молодёжи наиболее влиятельными являются экологическое движение, феминизм, а также различные группы право- и левоэкстремистской направленности. С началом перестройки в СССР неформальные объединения молодёжи получили широкое развитие в составе "народных фронтов", а также в форме разнообразных групп молодёжной субкультуры. В современной России неформальные объединения молодёжи носят в основном неполитический характер. Но независимо от своей политической или иной ориентации, неформальные объединения молодёжи выступают важной частью демократического, плюралистического общества. В отличие от консервативно мыслящих "отцов", молодёжь смело проигрывает принципиально новые стратегии и стили жизни, выступая важнейшим источником социально-политических инноваций. Посредством своих неформальных объединений молодёжь достигает самоидентификации по отношению к старшему поколению, приобщаясь - зачастую в конфликтной форме - к активной политической жизни и содействуя социальному контролю над властью.  

Особенности психологии «неформальности». 

     Психология  «неформальности» включает в себя много  слагаемых. Стремление быть самим собой  лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – и это все настойчиво увлекает его на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если это не запрещено – это дело обычное и значит скучное. Если запрещено – вот она, цель для достижения.

     Второе  слагаемое психологии неформальности – зарождение и подражание. Подросток  начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно становится как все. Зарождение и подражание облегчают задачу выделения из окружающей среды — ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

     Третье  слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А вот коллективом – легче. Подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

     Непременный атрибут почти любого "стада" и одновременно еще одно слагаемое  психологии данного типа – наличие  конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага — одно из условий существования подобных групп.

     Психология  неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, люди сами часто провоцируют то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещается даже то, что полезно и выгодно обществу, и это приводит членов неформальных молодежных группировок в недоумение и подталкивает к слепому протесту в явно негативных формах. 

Классификация неформальных молодежных объединений 

1. По  Фрадкину

     Неформальные  группы бывают:

     - просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

     - группы принадлежности и референтные;

     - большие и малые (здесь речь  не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки  непосредственно общаются друг  с другом - малые, а где не могут общаться - большие));

     - постоянные и случайные;

     - с демократическим и авторитарным  подчинением;

     - разновозрастные и одновозрастные;

     - однополые и разнополые и т.д.

2. По  А. В. Толстых:

     а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов , неагрессивны);

     б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));

     в) эколого-этические группы (“зеленые”);

     г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);

     д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);

     е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

     Неформальные  молодежные объединения различаются  по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%.

     Есть  группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально  патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп.

 
Причины вступления молодых людей  в неформальные молодежные объединения.
 

     Существует  огромное количество причин, по которым  образовываются неформальные объединения. К таким причинам относят:

-деятельность  официальных организаций в сфере  досуга неинтересна многим подросткам.

-для  1/5 "неформалов" –  официальные  учреждения не помогают в их  интересах. 

-для 7 % —  их увлечения не одобряются обществом.

     Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность  отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: отдых стоит  на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, — об этом говорит лишь чуть более 7 %. Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11 % самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках. 

Заключение 

     У современной молодежи отдых и  досуг – ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую  потребность. От удовлетворенности  досугом теперь зависит удовлетворенность  от жизни в целом. Здесь отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Тут свой язык, особая мода, искусство и стиль общения. Все больше молодежная субкультура становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные молодежные группы.

     «Уйти в неформалы» побуждает молодых  людей внутреннее одиночество, потребность  в друзьях, конфликты по месту  учебы и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой приходит в группу, потому, что «не знал, как жить дальше».

     Молодежная  субкультура во многом носит суррогатный  характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства, и совершенствования. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

Информация о работе Проблемы неформальных молодежных объединений