Феномен лидерства в неформальных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в этой сфере лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации;
- специальность, на которой я обучаюсь, прямым образом связана с этой темой.
Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Лидерство в молодежной неформальной группе
1.1 Понятие неформального лидера……………………………………………5
1.2 Типы неформального лидера………………………………………………7
1.3 Функции лидера молодежной неформальной группы……………………10
1.4 Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы………………………………………………………………………11
Глава 2.Экспериментальное исследование развития неформального лидерства у старших школьников
2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе………………………...…14
2.2 Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств…………20
2.3 Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…..…27
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………..……….31
Приложения…………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

соц псих готовая.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Институт  психологии

Кафедра педагогической психологии

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Социальная психология»

на тему: «Феномен лидерства в неформальных группах»

 

                                                                      Студент: Шарапова О.В.

Группа_______________

 Вариант №5

Преподаватель ________________ 

Оценка_________________________

Екатеринбург 2012

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Лидерство в молодежной неформальной группе

    1. Понятие неформального лидера……………………………………………5
    2. Типы неформального лидера………………………………………………7
    3. Функции лидера молодежной неформальной группы……………………10
    4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы………………………………………………………………………11

Глава 2.Экспериментальное исследование развития неформального      лидерства  у старших школьников

    2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе………………………...…14

   2.2 Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств…………20

2.3 Проверка  эффективности занятий по развитию  лидерских качеств…..…27

Заключение……………………………………………………………………………….29

Список  использованной литературы……………………………………..……….31

Приложения…………………………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Лидерство же —  комплексное понятие, включающее в  себя эффективное осуществление  реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.Социологи установили, что неформальные лидеры — это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. Чтобы изучить феномен лидерства в неформальной молодежной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу. 

Неформальная структура коллектива складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

Актуальность  курсовой работы обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно скупых исследований в этой сфере лидерства;

- низким уровнем  профессионализма некоторых современных  руководителей, что влечет за  собой неэффективность деятельность  организации;

- специальность,  на которой я обучаюсь, прямым  образом связана с этой темой.

Основная  цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

- изучить понятие  и виды неформального лидера;

- раскрыть источники власти лидера в неформальных молодежных группах;

- исследовать функции лидера в молодежной неформальной среде;

- выявить различные аспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.

Предметом курсовой работы являются отношения, которые возникают между лидером и членами неформальной молодежной группы.

Объектом курсовой работы является непосредственно лидер молодежной неформальной группы.

Курсовая работа состоит из двух глав, в которых последовательно анализируется поставленная проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Лидерство в молодежной неформальной группе

    1. Понятие неформального лидера

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям[1,с.5]:

1) влияние должно  быть постоянным. К лидерам нельзя  причислять людей, оказывающих,  хотя и большое, но разовое,  кратковременное воздействие на членов группы;

2) руководящее  воздействие лидера должно осуществляться  на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного  объединения существует несколько  или даже множество центров  локального влияния. Причем постоянному  влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью лидера является широта его влияния;

3) лидер должен  иметь явный приоритет во влиянии.  Отношения лидера и ведомых  отличают асимметричность, неравенство  во взаимодействии, однозначная  направленность воздействия от лидера к членам группы;

4) влияние лидера, особенно организационного, должно  опираться не на прямое применение  силы, а на авторитет или хотя  бы признание правомерности руководства.  Диктатор, силой удерживающий группу  в подчинении, - это не лидер.

Лидерство - это  неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое "предполагает достаточно жесткую и формализованную  систему отношений господства - подчинения". Лидер - это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается  снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

"Руководство, - пишет, в частности, Р. Л.  Кричевский, - феномен, имеющий место  в системе формальных (официальных)  отношений, а лидерство - феномен,  порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена "на табло" социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет... Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический"[2,с.53].

Существует  взгляд, что лидер должен обладать особыми индивидуальными качествами, которые делают его способным  управлять. Он должен владеть искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным, справедливым, но все эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об абсолютной необходимости этих качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.

Думается, что  лидер должен обладать и другими  важными индивидуальными особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч. charisma — милость, божественный дар), на силе личных качеств и способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием потребностей и приоритетов коллектива. Лидер должен уметь управлять вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе, не говорить лишнего — ведь подавляющее большинство ошибок человек совершает из-за неумения вовремя промолчать, "слово — серебро, молчание — золото". Исследования особенностей человека, обладающего качествами лидера, отражены в таблице1 [3,с.242]. Некоторые из качеств, приведенных в таблице определены генетической основой личности, но большинство определяются воспитанием, приобретаются и развиваются в практической деятельности. Очевидно, что главные качества лидера — гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.

Таблица 1.

Группа  качеств

Характеристика  качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее  здоровье, высокая работоспособность, энергичность

Психологические качества

Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные  качества

Высокий уровень  интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и  быстрота мышления, образованность, чувство юмора

Личностные  качества

Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность


 

1.2.Типы неформального лидера

Неформальный  лидер может стать руководителю компании, как серьезной помехой, так и надежной опорой. А значит, особым талантом неформального лидера необходимо управлять. Для этого надо выделить основные типы неформального лидера.

«Дирижер»

Идеален для  взаимодействия с руководством, ориентированным  на результат, но не желающим излишне  демократизировать взаимоотношения с коллективом. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в своем коллективе, ни на шаг не отходя от заданной руководством «партитуры». Его мотивация — чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство. Такие люди любят говорить: «Если бы не я — страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена — там для них идеальное место. Топ-менеджмент — не их стихия, т. к. там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

«Рубаха-парень»

Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей в коллективе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать — он так обаятелен и сеет вокруг положительные эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация — чувствовать, что ему позволено общаться с руководством «на равных».

«Серый  кардинал»

Крайне полезная для честолюбивого руководителя фигура. Охотно создает продуманные, эффективные стратегии решения  поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно несколько зануден, зато помнит все обо всех в мелочах — ведь на этих мелочах так легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры разработчика или организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле первая скрипка — он.

«Бунтарь»

Очень сложный  тип. Чувствует врожденную потребность  бунтовать против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства — так же рьяно отстаивает эти права перед коллективом.

Руководители, как правило, не видят необходимости  «приручать» выраженного неформального  лидера, работающего в коллективе. Но это опасное заблуждение. «Бесхозный»  неформальный лидер может стать  причиной снижения эффективности работы коллектива, а иногда — привести к возникновению серьезных конфликтов.

Наименее опасны с этой позиции «дирижер» и  «рубаха-парень». Хотя и они могут  стать причиной проблем. «Дирижер»  будет стремиться помочь в организации  рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному результату из-за незнания им подводных камней и далеко идущих планов. Самым опасным для организации, как правило, является «бунтарь». Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо компании), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководства. Для наглядности: именно такие люди организовывали в свое время первые профсоюзы, изрядно досаждавшие коммерсантам тех времен. Это «бунтари» устраивают забастовки и прочие протестные мероприятия. Причем, не всегда имея для этого веские основания. Если сотрудники вдруг массово начали выражать недовольство чем-то, что раньше всех устраивало, требуют изменить условия труда или его оплаты, установить сокращенный рабочий день и т. п. при наличии нормального офиса, зарплаты, соответствующей квалификации сотрудников, значит, в коллективе завелся «бунтарь».

 

1.3 Функции лидера молодежной неформальной группы

Нормальное  функционирование молодежной неформальной группы обусловлено  выполнением лидером ряда важных, необходимых группе  социально-психологических  функций.

Информация о работе Феномен лидерства в неформальных группах