Феномен лидерства в неформальных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в этой сфере лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации;
- специальность, на которой я обучаюсь, прямым образом связана с этой темой.
Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Лидерство в молодежной неформальной группе
1.1 Понятие неформального лидера……………………………………………5
1.2 Типы неформального лидера………………………………………………7
1.3 Функции лидера молодежной неформальной группы……………………10
1.4 Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы………………………………………………………………………11
Глава 2.Экспериментальное исследование развития неформального лидерства у старших школьников
2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе………………………...…14
2.2 Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств…………20
2.3 Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…..…27
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………..……….31
Приложения…………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

соц псих готовая.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы:

- Организаторская функция лидера заключается в том,  что он  создает, организует и руководит деятельностью всей группы. 

- Информационная функция - тесно взаимосвязана с организационной.  Без информации  существование неформальной  группы является довольно проблематичным.  Лидер организует поступление необходимой  информации,  анализирует  ее  и  в  нужных  случаях передает ее другим членам группы. Собирая лидер получает как информацию извне,  так  и  сведения  о  внутренней  жизни самой  группы   (настроения,   отношения   между   членами   группы   т.д.). Информационная  функция  всегда  позволяет  лидеру  владеть  обстановкой   и контролировать действия группы.

- Стратегическая функция - выражается в том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер лучше других видит задачи и возможности группы,  прогнозирует  вероятные трудности,  обладает необходимой информацией о выгодных направлениях  деятельности  и возможных путях провала.

- Нормативно-ценностная функция - эта функция имеет важное  значение. Лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в  неформальной  группе, устанавливает  запреты,  за  нарушение  которых  применяет   соответствующие санкции. Личность лидера, его убеждения  и  поступки  -  пример  для  других членов группы, идеал, к которому многие  из  них стремятся.  Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и позиций у членов  неформальной группы, что обеспечивает группе единство действий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью.

- Дисциплинарная функция - взаимосвязана с нормативно-ценностной.  Члены молодежной неформальной группы, нарушающие принятые правила поведения, подлежат  суровому наказанию. Лидер сам определяет  вид наказания,  способ   его   осуществления, исполнителя. На нем также лежит обязанность разрешать  различные  конфликты, которые возникают внутри неформальной  группы.  Лидер  обычно  берет  на  себя определение “правых” и  “виноватых”  в  конфликте  и  применяет  к  виновным соответствующие санкции.

Таким образом, современный лидер молодежной неформальной группы,  по мнению многих авторов, при организации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных, необходимых группе функций. Эти функции  не могут быть рассмотрены отдельно  друг  от  друга,  они  взаимообусловлены  и переплетены. Выполняя эти, а также другие функции  лидер  группы обеспечивает дальнейшее ее развитие,  а  равно  повышает  свой  авторитет  в глазах  других  членов  группы.

 

1.4 Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы

В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование  психологической  и  функциональной  структуры.  Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает  ее  внутренняя психологическая  структура.  Закономерностью  развития   неформальной молодежной   группы является  тенденция  к  постепенной  взаимосвязи  эмоциональных  отношений  между участниками преступной группы с чисто деловыми,  функциональными,  основанными на   совместной   деятельности.   

При психологическом  анализе  неформальной  группы  очень  важно  уяснить способ передачи информации между ее членами.  Существуют  следующие  способы передачи информации:

  1. Полная структура - при таком виде  коммуникативных связей  каждый член группы может установить связь с каждым.
  2. Круговая структура - движение информации либо в одном, либо в двух направлениях по кругу.
  3. Комбинированная структура - для передачи информации  членам  группы лидер пользуется двумя или более видами связи.
  4. Сложная структура - лидер руководит двумя или более подгруппами, которые, в свою очередь, имеют коммуникативную структуру.

Лидер имеет  связь  только  с  руководителями  основных  направлений. Эти руководители, в свою  очередь, устанавливают  ту или иную коммуникативную структуру, как правило,  используя посредников, которые уже имеют непосредственные связи с исполнителями.

О межличностных  отношениях в  неформальной  группе  ярче  всего  говорит наличие  конфликтных ситуаций между ее членами. Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе  -  психологические мотивы.

Возникающие противоречия приводят к конфликтам  в  неформальной  группе, когда  затрагивают,  прежде  всего,  интересы  членов  группы,  их  престиж, достоинство личности.

Конфликты можно разделить на 3 группы:

  1. внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные  нормы и ценности,  в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы;
  2. межличностные, к которым приводит в основном  разделение  функций в группе;
  3. межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния.

Остановимся подробнее  на межличностных конфликтах.  Как  только  лидер становится менее  полезен  для  группы,  неизбежна  его смена.  Это  лежит  в  основе  конфликтов  между  организатором  и   членами молодежной неформальной  группы.  Конфликты  такого  рода  могут  возникать   по   многим причинам:  а)  недостатки в организации деятельности группы, ее неэффективность.   Рядовые   члены   могут   тяготиться   своей   постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решении важных  для деятельности  группы  вопросов;  б)  недовольство  рядовых   членов   группы лидером;  в)  отсутствие  надлежащей дисциплины у членов неформальной группы; г) оскорбительное отношение лидера  к другим членам группы. Зачастую лидер и приближенные  к  нему  лица  унижают, оскорбляют рядовых членов. Если неформальная группа потерпела  какую-либо неудачу  и  то  усиливаются  тенденции к возникновению межличностных конфликтов  и разъединению группы.

Также выделяются конфликты между лидером и  оппозиционером, т.е.  лицом из  числа  приближенных  к  лидеру,  которые  возникают  из-за   того,   что оппозиционер тайно  имеет намерение  захватить  власть.  Как  правило,  такой конфликт протекает скрытно и очень часто приводит к расколу группы.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития неформального  лидерства  у старших школьников

2.1 Выявление лидеров в ученическом  коллективе

Целью эксперимента является выявить лидеров в ученическом  коллективе. В исследовании принимали участие 33 ученика одного класса. Мы разделили учащихся на две группы: экспериментальную (15) и контрольную (18). На первом этапе эксперимента мы провели диагностику на выявление лидерских качеств каждого испытуемого. Для этого мы использовали общепринятые методики «Метод социометрических измерений», многофакторный опросник Кеттела, тест «Личностный дифференциал».

С помощью социометрического  теста, предназначенного для диагностики эмоциональных симпатий между членами группы, мы провели измерение степени сплоченности – разобщенности в группе, выявили соотносительный авторитет членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). Бланк ответов по данной методике представлен в приложении 1.

Следующей методикой, которую мы использовали для выявления  лидерских качеств у испытуемых был многофакторный опросник Кеттела. Выдающейся заслугой Рэймонда Кэттелла является разработка многофакторного  личностного опросника 16PF(SixteenPersonalityFactorQuestionnaire). Впервые опросник был опубликован в 1950 г. Предназначен опросник для измерения 15 факторов и интеллекта(16 личностных черт). Каждый из этих факторов получил двойное название, характеризующее степень его выраженности – сильную и слабую.

Вопрос о  том, какое количество факторов необходимо и достаточно для адекватного  психологического описания личности, остаётся открытым. Некоторые исследователи  считают, что для полной психологической  характеристики личности вполне достаточно рассмотреть всего три фактора (Г. Айзенк), другие утверждают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р. МакКрае), третьи, – что не достаточно и 20 черт (Р. Мейли). Для своей работы я выбрала тест-опросник 16PF, т.к. он, на мой взгляд, даёт более полную характеристику личности. Кроме того, он очень прост в обработке. Полярные значения факторов теста-опросника 16PF приведены в приложении 2.

Для более точного  определения качеств, характерных  для лидера была предпринята попытка взять для сравнения личность отвергаемого человека в нашем классе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств – «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании такого качества, как лидерство. На гистограмме 1 мы видим распределение профилей личностей.

 

Гистограмма 1

 

Если сделать  анализ всех 16 черт представленных в данной диаграмме, то можно определить какие из них характерны для лидера в данной социальной группе (мой класс).

Факторы:

  1. (I) эмпатия, сочувствие, мягкость, понимание и др.
  2. (Q4) повышенная мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений
  3. (B) интеллект
  4. (M) воображение, высокий творческий потенциал
  5. (Q1) интеллектуальные интересы, стремление к информированности.
  6. (E) независимость

Многие из черт личности у мальчика и у девочки  не сходятся. Это объясняется тем, что, во-первых, с мальчиком мы учимся с первого класса, а девочка пришла в нашу школу только два года назад, поэтому ей, конечно, требуются помимо тех качеств, которыми обладает мальчик ещё и другие - такие как, например, общительность. Во-вторых, мальчики взрослеют и формируются позднее, чем девочки и это в какой-то степени влияет на разрозненность их черт личности.

Все эти факторы  можно разделить на три группы:

  • B,M,Q1-интеллектуальные особенности
  • C,G,I,O,Q4-эмоционально-волевые
  • A,H,F,E,Q2,N,L-коммуникативные

Из этого следует, что для лидера в классе необходимы интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности. Что и подтверждает следующий опыт.

В конце данного  этапа мы использовали тест «Личностный  дифференциал». Методика личностного  дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками институтаим. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в социально-психологической практике. Критерии к проведению данной методики приведены в приложении 3.

Целью использования  данного теста мы поставили изучение внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового  словаря русского языка Ожегова  были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Интерпретацию факторов теста «Личностный дифференциал»  мы показали на гистограмме 2.

 

Гистограмма 2 Интерпретация  факторов ЛД

 

Условные обозначения:

(О+) самоуважение, Я-концепция, удовлетворение собой

(О -) критичное  отношение к себе

(С+) уверенность  в себе независимость, рассчитывание на свои силы - волевые качества

(С-) зависимость  от оценок и обстоятельств

(А+) высокая  активность, импульсивность, общительность,  экстравертированность

(А-) интравертированность, пассивность

Из полученного  видно, что для лидера в нашем  классе характерна повышенная волевая сторона личности, а две другие характеристики не играют роли для получения статуса лидера. Всё это свидетельствует только о субъективной точке зрения испытуемого, но и эти результаты подтверждают значимость высоких эмоционально-волевых качеств, характерных для лидера нашего класса.

В результате оценки основных социометрических характеристик  членов изучаемого коллектива (социометрического  статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема, интенсивности и  концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрической социограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе, были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходе исследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих весь коллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькими небольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5, 7, 8, 11, 13, 15 и 16.

Также стоит  отметить, что неформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив. Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют к благоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16) идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению и установлению конфликтной ситуации.

Степень влияния  как положительных, так и отрицательных  лидеров также различна. Среди  положительных лидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют  близкий к максимальному объем  взаимодействия (0,94), что свидетельствует об их связи практически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себе основные потоки психологической информации. При этом показатели отношения группы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения, последних к коллективу как субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Также следует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8 равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статуса равен индексу эмоциональной экспансивности).

Информация о работе Феномен лидерства в неформальных группах