Феномен лидерства в неформальных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в этой сфере лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации;
- специальность, на которой я обучаюсь, прямым образом связана с этой темой.
Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Лидерство в молодежной неформальной группе
1.1 Понятие неформального лидера……………………………………………5
1.2 Типы неформального лидера………………………………………………7
1.3 Функции лидера молодежной неформальной группы……………………10
1.4 Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы………………………………………………………………………11
Глава 2.Экспериментальное исследование развития неформального лидерства у старших школьников
2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе………………………...…14
2.2 Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств…………20
2.3 Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…..…27
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………..……….31
Приложения…………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

соц псих готовая.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

Индивидуальные  особенности участников ситуаций естественным образом накладывают свой отпечаток  на каждую из них. Их учет необходим  при проектировании и конструировании  воздействий.

Кроме того, находясь на теоретических позициях гуманистически-деятельностной стратегии образования, мы рассматриваем личность в качестве субъекта собственного становления. Это обусловливает предоставление человеку достаточно широкой свободы выбора целей, путей и способов их достижения.

К параметрам поля лидерства относятся: композиция группы, межличностные отношения в группе, стиль взаимоотношений педагогов и воспитанников, характер деятельности и общения, чувство причастности личности к происходящему и ответственности за деятельность, направленность деятельности, статус личности в группе в различных видах деятельности.

В работе мы использовали как уже апробированные методы и  приемы создания поля лидерства, так  и разработанные нами и с нашим  участием. Важнейшими компонентами поля лидерства являются: стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность воспитанников; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большого числа воспитанников.

Таким образом, деловая игра является весьма эффективным способом конструирования поля лидерства. В последнее время различные виды деловых игр (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.) получили широкое распространение. Их чаще всего рассматривают как одно из эффективных средств преодоления недостатков традиционного обучения, как первостепенное дидактическое нововведение, при этом весьма слабо используется воспитательный потенциал деловых игр.

Построение  игрового пространства позволяло реализовать идею нашего эксперимента создавалось поле лидерства, мотивирующее участников, имеющих лидерский потенциал, к его реализации.

Условия игры позволяли  актуализировать лидерские возможности  и лидерскую готовность всем желающим. Эксперимент показал, что деловая игра как форма работы педагога через создание поля стимулирует лидерство в группах учащихся. Для участника педагогически простраивается ситуация, позволяющая проявить и реализовать собственную готовность к принятию роли лидера, "работающая" на все критерии лидерства (мотивационный, статусный, интерактивный и деятельностный).

 

 

2.3 Проверка эффективности занятий  по развитию лидерских качеств

 

Целью контрольного этапа нашего экспериментального исследования было путем повторной диагностики  проявления лидерских качеств у учащихся проверить эффективность занятий по развитию лидерских качеств у старших школьников.

Для проведения диагностики мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе. В результате данной диагностики  мы обнаружили некоторые изменения в проявлениях лидерских качеств испытуемых экспериментальной группы учащихся. На сновании проведенного констатирующего эксперимента лидерами класса являются №12 – девочка и №32 – мальчик, №34 - личность отвергаемая – мальчик.

Были выявлены факторы, характерные для лидера в данной социальной группе. При проведении диагностического исследования выяснилось, что эти дети обладают компонентами личностных качеств: понимание, повышенная мотивация, интеллект, воображение, независимость.

Тест «Личностный  дифференциал» (Л.Д.) более глубоко, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», конкретизировал черты характера лидеров данной социальной группы, характерна повышенная волевая сторона личности.

Одним из условий  развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места, не учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

 

 

Заключение

В курсовой работебыли рассмотрены в теоретической части работы по данному вопросу таких авторов Вергилес Э.В., Кричевский Р.Л., Кнорринг В. И..

На основе существующих теорий анализа теоретических аспектов по вопросу понятие лидерства  была поставлена цель исследовательской  части работы - сформировать представление о личности лидера и определений набора тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

Экспериментальное исследование по выявлению лидерских  качеств данной социальной группы выявления  черты личности, которыми должен обладать лидер, и про анализированные качества личности лидеров класса, что подтверждает данную гипотезу (черты личности способны влиять на становление статуса лидера и существует возможность для неотвергаемых повысить свой статус).

Итак, сделан обзор  одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей данного класса, а затем проанализированы качества личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты 16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал» показали, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали, лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только испытуемого класса, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.

Результаты  работы позволяют кое-что сказать  об испытуемом классе.

Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся  в испытуемом классе. Это: высокий  интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля, Т.е. установлены черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в классе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Вергилес Э. В. «Теории лидерства» М.: 2002.
  2. Кричевский Р.Л. «Психология лидерства» М.:Статут; 2007.
  3. Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления» М.:НОРМА, 2001
  4. Журнал «На стол руководителю» №14 2006г.
  5. Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005г.
  6. Лафта Джавал Кадем «Менеджмент» М.:КноРус, 2005г.
  7. В. П. Пугачев «Руководство персоналом организации» М.:Аспект Пресс, 2002г.
  8. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури «Основы менеджмента» пер. с англ. М.:Дело, 1999г.
  9. Бойетт Дж.Г., Бойетт Дж.Т. Путиводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Москва: ЗАО "Олимп-Бизнес",  2001,416
  10. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер,  2002, 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Бланк ответов к социометрическому  тесту

Ф.И.О.

Близкий друг

Товарищ

Вместе учится

Только здороваться

Не хочу здороваться

  1. Лена А.
         
  1. Марина Б.
         
  1. Олег С.
         
  1. Ирина В.
         
  1. Саша Б.
         
  1. Катерина Л.
         
  1. Ирина Ш.
         
  1. Ольга Ш.
         
  1. Мария Д.
         
  1. Марина Т.
         
  1. Игорь С.
         
  1. Сергей Д.
         
  1. Иван П.
         
  1. Анна Г.
         
  1. Степан И.
         

 

 

Приложение 2

 

Полярные  значения факторов теста-опросника 16PF

Индекс фактора

Отрицательный полюс

Положительный полюс

А

Сизотимия (обособленность, отчужденность):

  • Конфликтность;

— ригидность;

— холодность;

—скрытность,

—неразговорчивость 

  • сдержанность;
  • подозрительность;
  • осторожность;

—отгорженность,

—эгоистичность 

Аффектотимия (сердечность, доброта):

  • легкость общения;

— гибкость,

  • приспособленность

— добросердечность;

— открытость;

— эмоциональность;

  • доверчивость;
  • беспечность;

— общительность

В

Низкий интеллект:

— низкие умственные способности;

  • медленно соображает;
  • не понимает абстракции;

— нет интеллектуальных интересов;

  • не доводит дело до конца;
  • необразованный

Высокий интеллект:

— высокие умственные способности;

  • быстро соображает;
  • понимает абстракции;

— широкие интеллектуальные интересы;

  • упорный, настойчивый;
  • образованный

С

Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость):

— имеет много  невротических симптомов;

— ипохондрик (чрезмерно  беспокоится о состоянии здоровья);

— переменчив, неустойчив в интересах;

— легко расстраивается;

— уклоняется от ответственности:

  • не доводит дело до конца:
  • невыдержан;
  • тревожный

Сила «Я» (эмоциональная  устойчивость):

— свободный  от невротических симптомов:

— неипохондричен, не проявляет заботы о состоянии  здоровья;

— интересы постоянны;

— спокойный;

— реалистичен  в отношении жизни;

  • настойчив, упорен;
  • умеет держать себя в руках;
  • безмятежный

Е

Конформность (покорность, зависимость):

—подчиняющийся;

— неуверенней  в себе;

— скромный;

  • тактичный;
  • робкий, осторожный;
  • доброжелательный;

— послушный

Доминантность (настойчивость, напористость):

— независимый;

— самоуверенный;

— хвастливый;

— экстрапунитивный;

  • грубый, бесцеремонный;
  • смелый;
  • конфликтный:

— своенравный

F

Десургенсия (рассудительность, озабоченность);

  • печальный:
  • избегающий общества;

— апатичный:

— молчаливый;

— беспокойный;

— медлительный, осторожный;

  • подозрительный;
  • ригидный

Сургенсия (беспечность):

  • жизнерадостный;
  • общительный:

— энергичный:

— разговорчивый;

— спокойный;

— живой, проворный:

  • доверчивый;
  • гибкий

G

Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность):

— непостоянный, переменчивый;

— легкомысленный;

— потворствующий своим

желаниям;

— небрежный,

  • аморальный;
  • безответственный;

— небрежный  в обыденной жизни;

— расхлябанный

Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость):

— стойкий, упорный;

— обязательный;

— дисциплинированный;

— собранный;

  • высоко моральный;

— ответственный;

— внимательный к людям;

— требовательный к порядку

Н

Тректия (робость, застенчивость):

— застенчивый;

— смущается  в присутствии

лиц противоположного пола;

— сдержанный;

— ограниченные интересы;

— враждебный;

— сдержанный;

— осторожный;

— испытывает страх к жизни

Пармия (смелость в общении):

— общительный:

— оживляется в  присутствии лиц противоположного пола;

— отзывчивый;

— эмоциональные  и артистические интересы;

— дружелюбный;

— импульсивный;

— беззаботный:

— любит быть на виду

I

Харрия (суровость, жесткость):

— эмоционально зрелый;

— независимый;

— реалист;

— рационалист, подчиняющий чувства рассудку;

— не фантазирует, практичен;

— действует  по логике;

— не обращает внимания

на физические недомогания

Премсия (мягкосердечность,

Нежность):

— нетерпеливый, требовательный;

— зависимый;

— сентиментальный;

— эмоциональный, чувствительный;

— наслаждается фантазиями;

действует по интуиции;

— мягкий к себе и окружающим

— ипохондрик, беспокоится о здоровье

L

Алаксия (доверчивость):

— слишком доверчив;

— не ревнивый;

— бескорыстный;

— легко забывает трудности;

— покладистый;

— терпимый, прощает, понимает;

— уступчив;

— чувство собственной  не значительности

Протенсия (подозрительность):

— недоверчивый;

— ревнивый;

— завистливый;

— фиксирован на неудачах;

— раздражительный;

— тиран;

— склонен к  соперничеству;

— повышенная самооценка, высокомерие

М

Праксерния (практичность):

— занят решением практических вопросов;

— занят устройством  личных дел;

— избегает всего  необычного;

— руководствуется  объективной реальностью,

— надежен в  практических

вопросах;

— спокойный, твердый

Аутия (мечтательность):

— поглощен своими идеями;

— интересуется абстрактными проблемами;

— увлечен фантазиями;

— непрактичный, легко отступает от реальности;

— неуравновешен, легко приходит в восторг

N

Безыскусственность (наивность, простота):

— прямой, бестактный;

— неконкретный ум;

— эмоционально недисциплинированный;

— естественный, непосредственный;

— простые вкусы;

— неопытен в  анализе мотивировок;

— доволен достигнутым;

— обращается с людьми

вольно, непочтительно

Искусственность (проницательность, расчетливость):

— изысканный, умеет себя вести;

— точный ум;

— эмоционально сдержанный;

— искусственный, наигранный в поведении;

— эстетически  изощренный;

— проницателен по отношению к окружающим;

— честолюбивый;

— осторожный, срезает «углы»

O

Гипертимия (самоуверенность)

— веселый, жизнерадостный;

— спокойный, самонадеянный;

— безмятежный;

—нечувствительный к замечаниям и упрекам;

— бесстрашный;

— беззаботный;

— энергичный, активный;

— расслабленный

Гипотимия (склонность к чувству вины)

— печальный, грустный;

—беспокойный, озабоченный;

  • ранимый, впечатлительный;
  • обязательный, чувствительный к замечаниям и порицаниям;

— боязливый;

— погруженный  в мрачные раздумья;

— усталый, ипохондричный;

— напряженный

Q1

Консерватизм (ригидность)

Радикализм (гибкость)

Q2

Социабельность

Самодостаточность

(зависимость  от группы)

(самостоятельность)

Q3

Импульсивность (низкий

Контроль желаний (высокий

Самоконтроль  поведения)

Самоконтроль  поведения)

Q4

Расслабленность

Напряженность

Информация о работе Феномен лидерства в неформальных группах