Лидерство как психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них на остальных членов социальной группы. Формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния – ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи.

Оглавление

Оглавление

Параграф 1 Краткое описание работы

Параграф 2 Организация и процедура психо-педагогического исследования

Параграф 3 Результаты диагностики учащихся

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

готовое лидерство как психологический феномен (восстановлен).doc

— 111.50 Кб (Скачать)


Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоритической и экспериментальной психологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика»

 

 

На тему: «Лидерство как психологический феномен»

 

Студент Полянский М.А.

Группа _____________

Преподаватель _______________

 

 

Оценка ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Оглавление

 

Параграф 1 Краткое описание работы

 

Параграф 2 Организация и процедура психо-педагогического исследования

 

Параграф 3 Результаты диагностики учащихся

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

 

 

 

Параграф 1. Краткое описание работы

Тема данной работы «Лидерство как социально-психологический феномен». Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же лежит в основе подобного восприятия? Почему именно в одном из членов группы остальные склонны усматривать лидера, а в другом – нет?

Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них на остальных членов социальной группы. Формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния – ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи.

Лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений.

Одна из основных теорий лидерства - теория черт лидерства. Данная теория (ХХ век) признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно поэтому лидерство как социально-психологический феномен следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт.
А. В. Петровский обнаружил, что в этой теории не учитывается следующее обстоятельство: выполнение функций лидера формирует или способствует формированию определенных качеств у лидера

Так же приведем Теории среды. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.

Мотивационные теории лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности(власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику». «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации.

Участники диагностики- ученики 10а класса школы №128 г.Екатеринбурга (10 человек от 14 до 15 лет, средний возраст 14.8 лет, 5 девочек и 5 мальчиков).

Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возникает примерно в пятилетнем возрасте (это не означает, что до этого возраста ребенок может совсем обходиться без контактов с другими детьми). Не останавливаясь подробно на дошкольном детстве, отметим, что отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе легко меняется и определяется в основном отношением к нему взрослых (воспитателей в детском саду, родителей). Критерии взаимных оценок детей случайны и часто внешние: новая игрушка, принесенная в садик, успешно выполненное задание и похвала воспитателя и т.п. Большое значение в это время имеет физическая сила ребенка.

Используемая  в работе диагностическая методика - Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д.

Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов». В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания: а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей. В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность;       д) выдержка; е) отношение к общественной работе, общительность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся. Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы» .

Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). При этом удобно использовать простую формулу:К = n/20, где К — величина оценочного коэффициента; n — количество совпадающих с дешифратором ответов.

 

Параграф 2. Организация и процедура психо-педагогического исследования

Обследование школьников проводилось в школе №128 г.Екатеринбурга (10 человек) в течении получаса 22 февраля 2012 года. С 9-00 до 9-30.10 человек от 14 до 15 лет, средний возраст 14.8 лет, 5 девочек и 5 мальчиков.

Используемая  в работе диагностическая методика - Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д.

Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов». В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания: а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей. В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность;       д) выдержка; е) отношение к общественной работе, общительность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся. Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы» .

Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). При этом удобно использовать простую формулу:К = n/20, где К — величина оценочного коэффициента; n — количество совпадающих с дешифратором ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.

Испытуемые, получившие оценку «1», (а таких в нашем случае трое) (= 1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2) (в нашем случае их четверо), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3)( в нашем случае два  человека), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4) )( в нашем случае один человек), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Информация о работе Лидерство как психологический феномен