Управление неформальными группами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников;
- показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
1 НЕФОМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ…..…………………………………………...…….5
1.1 Общее понятие группы и её классификация…………………………………..5
1.2 Характеристика неформальной группы………………………………………..8
1.3 Возникновение неформальной группы и её роль в процессе функционирования организации…………………………………………………..14
2 УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППОЙ…..…………………………..18
2.1 Механизм управления неформальной группой……………………………....18
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ….…………………….……………..……………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...……………………………..36

Файлы: 1 файл

управление неформальными группами.docx

— 76.85 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский Государственный  Горный Университет»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Социология  и психология управления

Кафедра: Управление персоналом

Тема: «Управление неформальными группами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3

1 НЕФОМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ…..…………………………………………...…….5

    1. Общее понятие группы и её классификация…………………………………..5
    2. Характеристика неформальной группы………………………………………..8
    3. Возникновение неформальной группы и её роль в процессе функционирования организации…………………………………………………..14
  1. УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППОЙ…..…………………………..18
    1. Механизм управления неформальной группой……………………………....18

3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ….…………………….……………..……………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...……………………………..36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, так как организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Целью представленной работы является обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие  задачи:

- сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;

- провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников;

- показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на предприятии.

Предметом исследования является процесс функционирования неформальных групп на предприятии.

Объектом исследования является  организация, как социальная категория и средство достижения целей.

Методологической основой работы являются труды специалистов в сфере менеджмента и организационного поведения. Полный перечень источников приведён в конце работы.

Теоретическую базу исследования составляют труды учёных, изучающих функционирование неформальных групп на предприятии, О. А. Зайцева,  К. А. Радугин,  Н. И. Рогачева.

Структура исследования обусловлена  целью работы и включает введение, три раздела, заключение и список используемых источников.

Первый раздел посвящен понятию  неформальной группы. Во втором представлены способы управления неформальной группой. В третьем разделе представлены методы управления неформальными группами. 

1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

    1. Общее понятие группы и ее классификация

 

Существует достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.(4)

Характерными особенностями  группы является следующее: 
1. Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.

Человек говорит  не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т.п.; 
2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям “человеческую” форму; 
3. В группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.(6)

Существует два  типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают  большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные  подразделения в организации . Они имеют формально назначенного руководителя ё формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальная группа имеет следующие особенности: 
1. Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели; 
2. Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены только служебные  связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся: 
1. Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находиться между двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице; 
2. Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ; 
3. Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта. (9)

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства  и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила  и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.(1)

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

Неформальная группа проявляется в двух разновидностях: 
1. Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное

(производственное) содержание и существуют параллельно  с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д. 
2. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д. )

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива  по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам: 
1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность; 
2. Асоциальные т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем; 
3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.(9)

 

1.2 Характеристика неформальной группы.

 

Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов: 
1.Характеристики членов группы; 
2.Структурные характеристики группы; 
3. Ситуационные характеристики.

Все эти факторы  не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.(6) 
1. К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт. 
2. Структурные характеристики группы включают в себя: а. Коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует); б. Статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает); в. Личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравиться и кто кого не любит); г. Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).

Первые две структурные  характеристики относятся больше к  анализу формальной организации, остальные  же к вопросу рассматриваемому в нашей работе.

Симпатии и антипатии  между людьми в основном носят  индивидуальную окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений  между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов: 
1. Личностные характеристики взаимодействующих . Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются; 
2. Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относиться к близости расположения их мест жительства; 
3. Частота встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем; 
4. Насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы; 
5. Наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружественность складываются реже, чем если они работают над решением общей для всех задачи; 
6. Широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.

Информация о работе Управление неформальными группами