Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 16:12, курсовая работа
В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь люди. В наше время все больше людей работают в организациях. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации.
Ввидение…………………………………………………………………………………………………………………………………………...2
Глава1 Характеристики «команды» и «группы». Организация ………………………………………………….…4
1.1 Группы и их значение ………………………………………………………………………………………………………………...4
1.2 Понятие организации………………………………………………………………………………………………………………..…5
Глава 2 Формальные и неформальные группы в организации……………………………………………………..8
2.1Формальные организации……………………………………………………………………………………………………………8
2.2 Неформальные организации…………………………………………………………………………………………………….10
2.3 Причины вступления в неформальную группу………………………………………………………………………..12
2.4Управление неформальной организацией……………………………………………………………………………….14
2.5 Проблемы и выгоды, связанные с неформальной организацией………………………………………….14
2.6 Как повысить эффективность групп…………………………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….21
Список использованных летератур…………………………………………………
Содержание
Ввидение…………………………………………………………
Глава1 Характеристики «команды» и «группы». Организация ………………………………………………….…4
1.1 Группы и
их значение ………………………………………………………………………………
1.2 Понятие организации…………………………………………………
Глава 2 Формальные
и неформальные группы в организации…………………………………………………
2.1Формальные
организации…………………………………………………
2.2 Неформальные
организации…………………………………………………
2.3 Причины вступления
в неформальную группу………………………………………………………………
2.4Управление
неформальной организацией……………
2.5 Проблемы
и выгоды, связанные с неформальной
организацией………………………………………….
2.6 Как повысить
эффективность групп……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
летератур………………………………………………………
Ввидение
В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь люди. В наше время все больше людей работают в организациях. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации. В данном случае имеются ввиду менеджеры. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет свои усилия с коллективными для достижения результата. Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Руководство организации испытывает удовлетворение, когда организация продолжает своё существование как единое целое. Однако почти всегда стереотипы поведения и отношений членов организации далеко отходят от формального плана руководителей организации. Неформальные группы, которые образуются в организации, могут при определенных условиях стать доминирующими. Руководителям среднего звена необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп. Целью курсавой работы является изучение темы "Формальные и неформальные группы в организации". Существование формальных организаций исчисляется тысячелетиями, начиная с древнейших государств, таких, как Египет, Китай, но только в последние годы они приобрели такой огромный масштаб. Неформальные организации являются неотъемлемой частью формальных организаций. Они есть во всех формальных организациях, за исключением самых маленьких. Они возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом, в них нет менеджеров, но они очень важны. Организация – это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.
Глава1 Характеристики «команды» и «группы»:
Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель, но и член группы. В этом группа оказывает на него огромное влияние. Человек испытывает потребность в общении. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Но люди, проводящие много времени в непосредственной близости, постепенно начинают психологически осознавать друг друга. Осознав, что думают и чего ждут от них окружающие, люди начинают изменять свое поведение, подтверждая тем самым наличие социальных взаимосвязей. В этот момент случайное собрание людей превращается в группу. По определению М.Шоу « группа – это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое из них влияет на других и при этом испытывает влияние с их стороны. » Из этого определения можно сделать вывод, что организация любого размера состоит из нескольких групп.
Группа – это обособленное объединение людей, которые :
- часто взаимодействуют друг с другом;
- определяют себя как члены одной группы;
- разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;
- участвуют в единой системе разделения ролей;
- идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;
- воспринимают группу как источник удовлетворения;
- находятся в кооперативной взаимозависимости;
- ощущают себя как некое единство;
- координируют действия по отношению к среде;
- способны выработать
индивидуализированное
Люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него.
Группа – это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.
В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:
- формальные;
- неформальные.
Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты). Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания. В команде лидерство разделено между ее членам, а в группе, как правило, один ярко выраженный лидер. В команде личная ответственность дополняется коллективной, а в группе доминирует личная ответственность. В команде продукция или услуги являются результатом коллективной деятельности, а в группе – индивидуальной. Команда обсуждает, принимает решение и выполняет его, а группа обсуждает, решает и делегирует выполнение решения. Команда всегда является группой, но не всякой группе присущ командный дух. Команда, как правило, имеет более высокие результаты труда чем другие группы вследствие того, что каждый член команды стремится к достижению общей цели, четко выполняет свои обязанности, взаимодействует с другими сотрудниками для координации совместной деятельности и считает себе частью целого. В результате возникает синергетический эффект за счет внутренних взаимосвязей, преданности, делу, согласованности действий, доверия друг к другу, сотрудничества, одинаковых ценностей. Члены команды могут работать индивидуально в разных помещениях и общаться посредством электронных средств связи. Эффективная командная деятельность предполагает учет национальных особенностей при формировании команды и достаточно высокого уровня зрелости и профессионализма.
1.2 Понятие организации
Организации — это основа мира менеджеров и причина существования менеджмента. Существуют организации двух типов: во-первых, организации, которые создаются сознательно и целенаправленно для достижения некоторых заранее определенных целей, внутри которых формируются и поддерживаются условия для побуждения их членов к достижению этих целей.
Носителями таких целей являются лидеры, которые воспринимают эти цели как свои собственные и для их достижения осуществляют координацию деятельности членов организации; во-вторых, организации, формирующиеся спонтанно на основе естественной общности целей их участников, участие в которых определяется свободной волей их членов. В этих организациях никто не предпринимает усилий для закрепления возникающей структуры и обеспечения достижения собственных целей. По мере достижения общих целей, послуживших причиной возникновения организации, они могут распадаться, но могут и перерождаться в организации первого типа.
Организации первого типа принято называть формальными. По мнению одного из классиков современного менеджмента Герберта Саймона, под формальной организацией мы понимаем планируемую систему совместных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Итак, существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства. Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
Законы организации:
- синергии (потенциал
организации как целого больше
сумм потенциалов ее элементов)
- дополнения
(внутриорганизационные
- пропорциональности
(при любых изменениях в
- композиции
(функционирование всех
- информированности
(порядок в организации не
- самосохранения
(организация стремится
Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.
Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
Глава2 Формальные и неформальные группы в организации
2.1 Формальные группы
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальная группа имеет следующие особенности: она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели; она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность. Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативному поведению работников, но и устраняет всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Главной функцией формальной организации является соединение людей со средствами и целями коллективного труда. Преимущества формальных организаций - то, что они обеспечивают максимальную эффективность деятельности за счет определенного ограничения разнообразия, т.е. они направляют усилия людей в узкое русло выполнения целей и задач организации. Также они создают целостность коллектива как единого организма со своими законами и правилами жизни. Формальная организация стремится к стиранию личностных характеристик людей и использования их в сугубо функциональных целях. Главные задачи формальной организации – наиболее рационально организовать выполнение целей и задач Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной по воле руководителя организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе. В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и комитеты.
Группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Второй тип формальной группы – это рабочая группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Комитеты – группы в рамках организации, которым предоставляются полномочия для выполнения конкретных задач или набора обязанностей. Их называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами, но во всех случаях они создаются для группового принятия решений и действий, что отличает их от других организационных структур.
Комитеты бывают двух типов: специальные и постоянные.
Специальный комитет – это временная группа, сформированная для достижения конкретной цели. Постоянный комитет – это постоянно действующая в рамках организации группа с конкретной целью.
К формальным группам относятся:
- вертикальная
(линейная) организация, объединяющая
ряд органов и подразделений
таким образом, что каждое из
них находится между двумя
другими – вышестоящими и
- функциональная
организация, в соответствии с
которой, руководство распределяется
между рядом лиц, специализирующихся
на выполнении определенных
- штабная
организация, характеризующаяся наличием
штаба советников, экспертов, помощников,
не включенных в систему
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
2.2 Неформальные организации
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование. На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы: размер группы, по мере увеличения группы общение между членами усложняется, кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек. Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей). Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы.
Информация о работе Формальные и неформальные группы в организации