Работа менеджера с неформальными группами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Общее понятие группы.………………………………………………………………………………..4
Характеристика группы……………………………………………………………………………….6
Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации……………………………………………………………………………………………………….8
2 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами………………………………………………12
2.2. Методы управления неформальными группами…………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

АРТЕМЬЕВА курсовая менеджмент.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

С О  Д Е Р Ж А Н И Е 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3

1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ  ГРУППЫ

    1. Общее понятие группы.………………………………………………………………………………..4
    2. Характеристика группы……………………………………………………………………………….6
    3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации……………………………………………………………………………………………………….8

2 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА  С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

2.1.  Механизм управления  неформальными группами………………………………………………12

2.2.  Методы управления  неформальными группами…………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В В  Е Д Е Н И Е

     В трудах  по управлению постоянно подчеркивается  важность гармоничного функционирования  организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.(5)

     Говоря  о том , какую роль играет  система управления “человеческими  ресурсами” в развитии компании  один из руководителей американской  компании 3М сказал : “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторов экономического успеха . В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса , совершенствования технологий , организационных структур , маркетинга , послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.”(2)

     Руководящие  работники  организации испытывают  удовлетворение в  том случае, если организация продолжает  свое существование как единый  организм. Однако почти всегда  реальные стереотипы поведения  и отношений членов организации  слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.  

     Неформальные  группы, которые образуются в  организациях, являются мощной силой,  которая при определенных условиях  может фактически стать доминирующей  в организации с сводить на  нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.

     Руководителям  “среднего звена” необходимо  примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.(7) 

Цель  работы:

- Обосновать способы  более эффективного управления  неформальными группами в процессе  функционирования организации. 

Задачами  работы являются:

-    Сделать анализ  неформальной группы. Для этого  необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;

-  Провести исследование  процесса управления неформальными  группами: исследовать механизм  и рассмотреть методы эффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников, замена руководителя “среднего звена”, перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов , признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;

  • Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности .  

1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ  ГРУППЫ

     1.1. Общее понятие группы и ее  классификация.

     Не существует  канонизированного определения  малой группы , так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий , устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц , находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом , либо же групповыми возможностями , позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям , происходящим в окружении.(4)

     Характерными  особенностями группы является  следующее:

  1. Члены   группы   идентифицируют  себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе , а о группе в целом , употребляя местоимения мы , у нас , наши , нам и т.п.;
  2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов , личного разговора , наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом , придавая формальным взаимодействиям “человеческую” форму;
  3.   В группе наряду с формальным распределением ролей , если таковое существует , обязательно складывается неформальное распределение ролей , обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей , другие склонны к координации усилий членов группы , третьи заботятся о взаимоотношениях в группе , о поддержании хорошего климата в коллективе , четвертые следят за тем , чтобы был порядок в работе , все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди , которые выполняют роль структуризаторов , они ставят перед группой цели , отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.(6)

     Существует  два типа групп: формальные  и неформальные. Оба эти типа  групп имеют значение для организации  и оказывают большое влияние  на членов организации.

     Формальные  группы обычно выделяются как  структурные подразделения в организации . Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально закрепленные за ними функции и задачи. 

     Формальная  группа имеет следующие особенности:

  1. Она рациональна , т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности , сознательного движения к известной цели;
  2. Она безлична , т.е. рассчитана на индивидов , отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

     В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами , и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

  1. Вертикальная (линейная) организация , объединяющая ряд органов и подразделений таким образом , что каждое из них находиться между двумя другими  -  выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
  2. Функциональная организация , в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц , специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
  3. Штабная организация , характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов , помощников , не включенных в систему вертикальной организации. 

     Формальные  группы могут быть сформированы  для выполнения регулярной функции , как , например , бухгалтерия , а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи , например комиссия по разработке какого-либо проекта. (9)

     Неформальные  группы создаются не распоряжениями  руководства и формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях , хотя они не представлены в схемах , отражающих строение организации , ее структуру.

     Неформальные  группы обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения , люди хорошо знают , кто входит в их неформальную группу , а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее , чем формальные структуры.(1)

      Неформальные  группы представляют собой спонтанно  (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

     Неформальная  группа проявляется в двух  разновидностях:

  1. Представляет собой вне формальную организацию , в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например , оптимальная система деловых связей , стихийно складывающейся между работниками , некоторые формы рационализации и изобретательства , способы принятия решения и т.д.
  2. Представляет социально-психологическую организацию , выступающую в виде межличностных связей , возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами , т.е. непосредственная , стихийно возникающая общность людей , основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения , любительские группы , отношения престижа , лидерства , симпатий и т.д. )

     Картина  неформальной группы чрезвычайно  пестра и изменчива по направленности интересов , характеру деятельности , по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности , стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

  1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы , фонды социальных инициатив , группы экологической защиты и спасения памятников культуры , клубные любительские объединения и др. Они имеют , как правило , позитивную направленность;
  2. Асоциальные т.е. группы , стоящие в стороне от социальных проблем;
  3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества , вызывающая у него тревогу. С одной стороны , нравственная глухота , неспособность понять других , иную точку зрения , с другой – часто собственные боль и страдания , выпавшие на долю этой категории людей , способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.(9)

 

     1.2. Характеристика неформальной  группы.

     Жизнь группы , ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

  1. Характеристики членов группы;
  2. Структурные характеристики группы;
  3. Ситуационные характеристики.

     Все эти  факторы не только находятся  во взаимодействии , взаимовлиянии  , но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы , так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека , изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.(6)

1. К характеристикам  членов группы , оказывающим влияние на ее функционирование , относятся личностные характеристики человека , а также способности , образование и жизненный опыт.      

2.   Структурные  характеристики группы включают  в себя :

а. Коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);

б. Статус и роли (кто  занимает какую позицию в группе и что делает);

в. Личные симпатии и антипатии  между членами группы (кто кому нравиться и кто кого не любит);

г. Силу и конформизм (кто  на кого оказывает влияние , кто готов слушать и кому подчиняться).

     Первые  две структурные характеристики  относятся больше к анализу  формальной организации, остальные  же к вопросу рассматриваемому  в нашей работе.

     Симпатии  и антипатии между людьми в  основном носят индивидуальную  окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:

  1. Личностные характеристики взаимодействующих . Люди любят тех , кому нравятся те же явления  , вещи , процессы , которые нравятся им , т.е. люди любят тех , кто похож на них , кто близок им по духу , вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем , кто имеет одинаковую с ними или близкую расу , национальность , образование , систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения , чем те , у кого личностные характеристики существенно различаются;
  2. Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы , тем выше вероятность того , что они установят дружеские отношения. Это же относиться к близости расположения их мест жительства;
  3. Частота встреч , а также от ожидания того , что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;
  4. Насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени , чем неуспешное функционирование группы;
  5. Наличие одной цели , которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач , взаимные симпатии и дружественность складываются реже , чем если они работают над решением общей для всех задачи;  
  6. Широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.

Информация о работе Работа менеджера с неформальными группами