Работа менеджера с неформальными группами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Общее понятие группы.………………………………………………………………………………..4
Характеристика группы……………………………………………………………………………….6
Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации……………………………………………………………………………………………………….8
2 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами………………………………………………12
2.2. Методы управления неформальными группами…………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

АРТЕМЬЕВА курсовая менеджмент.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Консультации  – это важный механизм защиты  групповых ценностей , потому  что они позволяют группе заранее  изложить свои цели и воспрепятствовать  решениям , которые в случае принятия  были бы затем обязательно  отменены , но уже с ущербом для престижа предложивших их кругов. Подобным же образом консультации , позволяя заранее оценить реакцию участвующей в них группе , помогают избежать непопулярных решений , способных оказать столь разрушительное воздействие на моральный дух , что оно свело бы на нет любые возможные выгоды от этих решений.

     В последние  годы совещательные методы приобретают  все большую популярность , однако во многих организациях консультативной практики до сих пор избегают как высшие , так и низовые руководители , которые полагают , что она повлечет за собой снижение их статуса , ограничив их “права” в реализации властных полномочий. 

  1. Обучение и внушение.

     Организации  необходимо сформировать у своих  служащих лояльность посредством обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо “рекламироваться” перед всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний , либо другими способами. Организации нужно стараться убедить своих сотрудников в том , что все содействующее целям организации , наилучшим образом содействует и целям отдельного человека , даже если в конкретных случаях это и не очевидно. Устраивая вечеринки , клубы и спортивные соревнования , организация может попытаться создать у своих служащих ощущение принадлежности к “одной большой семье”. Некоторые учреждения стараются информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том , что за ними стоит. Обычно этот прием создает у человека ощущение , что он – часть организации и что ее удачи это и его удачи. На низовом уровне этот прием сводиться к объяснению людям причин , по которым осуществляется то или иное назначение на должность , или того , как их скромная работа соотносится с важными целями организации. Использование этого метода бесспорно влияет на позицию многих людей и поэтому служит важным механизмом управления.(8)    

  1. Обеспечение лояльности руководящих работников.

     Высшее  руководство обычно старается  завоевать преданность руководящего  состава – начальников подразделений , филиалов , отделов и бюро ,- или , другими словами , добиться их самоотождествления с организацией. Руководство делает это , поощряя их приверженность организации путем создания клубов руководящих работников , отведенных специально для руководителей столовых в учреждениях , а также посредством официальных обедов и конференций. Усилия тут направлены на создание базовой группы руководителей , с тем чтобы отвоевать лояльность отдельного начальника у коллектива , которым он руководит. 

     После того  как администрация добилась лояльности  своих руководящих , они становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами. Довольно редко бывает легко завоевать лояльность руководящих работников и тем самым добиться их самоотождествления с организацией. На каждом администраторе всегда висит бремя , тянущее его вниз. Он не может быть совершенно невосприимчивым к позициям и требованиям нижестоящих работников. Противовесом его человеческим склонности находить удовлетворение в самоотождествлении со своими подчиненными может служить лишь перспектива большего удовлетворения в качестве компенсации за отождествление с теми , кто занимает более высокое положение.(8)  

  1. Замена руководителя “среднего звена”.

     Если добиться  лояльности главы подразделения  не удалось , то учреждение  может заменить его – и порой заменяет – тем , кто ему предан. Однако применение этого метода имеет свои пределы. Во-первых , если трудовой коллектив отказался способным удержать лояльность прежнего руководителя , он вполне может оказаться способным и завоевать лояльность нового. Не знакомый прежде с работой руководитель вынужден в значительной степени опираться на профессиональные советы своих подчиненных. Он подвергается такому же давлению со стороны организации и групп , как и его предшественник. Он сталкивается с теми же явлениями. Он каждый день общается с подчиненными , которых в конце концов начинает любить и уважать. Вряд ли возможно , чтобы такое множество воздействий не оставило в нем глубокий след.

     Во-вторых , в тех случаях , когда новый  руководитель сопротивляется самоотождествлению со своим подразделением и сохраняет лояльность учреждению в целом , появляются новые трудности. Прежний разрыв в цепочке отождествлений между подразделением и учреждением может смениться новым пробелом между руководителем и его подразделением. Новый руководитель может не суметь обеспечить сотрудничество и необходимый вклад своих подчиненных , и положение с точки зрения учреждения может оказаться не лучше , чем прежде. Поэтому замена руководителей – это механизм ограниченной пригодности для укрепления лояльности со стороны структурного подразделения по отношению к учреждению , в которое оно входит.(8) 

  1. Перевод сотрудников на другое место работы.

     Многообещающим  механизмом укрепления лояльности  членов организации и усиления их самоотождествления с организацией в целом служит практика частых переводов сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика , если ей строго и разумно следовать , вероятно , приведет к появлению в организации значительного числа людей , обладающих весьма разнообразным опытом , что способствует самоидентификации с более крупными структурными подразделениями , - хотя нет никаких оснований полагать , что такая практика полностью уничтожит преданность работников неформальным группам. Подобные индивидуумы , широко отождествляющие себя с организацией , призваны стать своеобразным корпусом миссионеров организации и послужить противовесом разобщающим силам отождествления с узкой группой.  

  1. Размещение кабинетов.

     Еще один  механизм воздействия заключается в правильном распределении кабинетов. Уже отмечалось , что служащие встречаются и устанавливают неформальные отношения с теми , кто работает рядом с ними , чаще , чем с теми , кто работает в отдалении. Поэтому формированию настоящего руководящего аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей в одном месте или на одном этаже. Термины “верхний этаж” или “передний кабинет” , часто применяемые к высшему руководящему составу , вероятно , происходят от соответствующего расположения кабинетов.(8)  

  1. Признание естественных лидеров.

     Решающий  административный механизм контроля  за групповым поведением –  это выявление естественных лидеров  и управление ими. Один из  современных теоретиков Девис , развивая эту мысль , пишет: “Каждому руководителю надлежит знать , кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним , поощряя тех , кто не мешает , а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю , его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации”.(7)

     Если естественный  лидер находится вне формальной  организационной схемы , он зачастую  рассматривается как “возмутитель  спокойствия”. Он может стать центром коллективного сопротивления влиянию организации , и если в нем сильно развита склонность к доминированию , т.е. если он активно проявляет властолюбие , то он , возможно , начнет сознательно или неосознанно совершать поступки , которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то , чтобы стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе. Такие личности часто становятся организаторами группировок , которые они вовлекают в заговор с целью добиться официального лидерства в организации , на их взгляд , принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем “поглощения” естественных лидеров и предоставления им официального признания. Часто после того , как лидеры “захвачены” , начавшаяся революция терпит поражение.

     Поскольку  количество руководящих постов  в организационной иерархии ограничено , проблему естественного лидера не всегда можно решить повышением. Порой альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека , виновного в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в целом) , можно перевести на такую должность , где он способен принести меньше вреда , или же его можно переводить достаточно часто , чтобы у него не было времени нанести вред.(3)  

  1. Обмен информацией в организации.

     Процесс  обмена информацией в организациях  условно можно разделить на две категории: формальная и неформальная передача информации.

     В каждой  организации существует некая  официальная структура , с помощью  которой сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача дополняется большим количеством информации , передача которой происходит от желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда , когда это официально не разрешено или даже запрещено.

     Система  неформальной передачи информации  является одновременно необходимой , неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность организации быстрее , чем по формальной процедуре , получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям , она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально переданная информация бывает искаженной и неверной , поскольку она не подлежит официальному контролю.

     Гибкое  использование развитой системы  формальной и , что особенно  важно , неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания , а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы , что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.(8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л  Ю Ч Е Н И Е

 

     В ходе  проделанной работы проведен  анализ неформальной группы. Даны  общее понятие группы , рассмотрены  отличия неформальных групп от  формальных  , а также характеристика  неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.

     Группа  – это относительно обособленное  объединение двух или более  лиц , находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

     Как мы  выяснили , существуют два типа  групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют  значение для организации и  оказывают большое влияние на  членов организации.

     Формальные  группы выделяются как структурные  подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

     Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

     Изученные  нами особенности характеристик  неформальных групп , а именно: социальный контроль , осуществляемый неформальной организацией; тенденция к cопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров , помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.   

     Мы выяснили , что причиной возникновения  неформальной группы в формальной  организации является неизбежная ограниченность формальной организации , которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации , а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми , к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними.

     Неформальные  группы несут в себе как  отрицательное , так и положительное  влияние на деятельность формальной  организации. 

     К отрицательным  сторонам относятся: распространение  ложных слухов , преданность людей группе , тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации , неформальные каналы связи могут помогать формальной организации , дополняя формальную систему коммуникаций т.д..

     Нами изучены  механизм управления неформальными  группами и методы , применяемые в управлении. К методам управления относятся: консультации с группами , обучение и внушение , обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов , признание естественных лидеров , обмен информацией в организации.

 

 

С П  И С О К     И С П  О Л Ь З У Е М О Й     Л И Т Е Р А Т У Р  Ы

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Высшая школа , 1999.
  2. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. –М.: Дело, 1998.
  3. Дизель П.М.., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации / Пер.с англ. – М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1999.
  4. Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с англ. – М.: Экономика , 1990.
  5. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом – М.: Дело , 2000.
  6. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент – М.: Финансы и статистика , 1999. 
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.; Общ.ред. и вступ.ст. Л.И. Евенко – М.: Дело , 2000.
  8. Саймон Г.А. Смитбург Д.У. Томнсон В.А. Менеджмент в организациях / Под ред. Емельянова А.М. – М.: Экономика , 1999.
  9. Словарь-справочник менеджера. / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: Инфра-М, 1996.
  10. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие – К.: КГУ , 1996.

Информация о работе Работа менеджера с неформальными группами