Работа менеджера с неформальными группами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

В каждом предприятии подчеркивается важность гармоничного функционирования организации и если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов .
Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения .Групповая динамика изучает взаимосвязь и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения ,исходя из этого представления ,акцент делается на динамике членов формальных и неформальных групп, а теперь и команд в организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы ………………………………………….....3
1.2. Характеристика группы……….……………………………..……..5
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации………………………………..……..9
РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами………………..12
2.2. Методы управления неформальными группами…..…………..…..13
Заключение…………………………………………………………..........15
Список литературы ……………………………..………………………..16

Файлы: 1 файл

неформальные группы готов.docx

— 40.98 Кб (Скачать)

                           

                                     С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2

 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

    1. Общее понятие группы ………………………………………….....3
    2. Характеристика группы……….……………………………..……..5
    3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации………………………………..……..9

 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С  НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

2.1.  Механизм управления  неформальными группами………………..12

2.2.  Методы управления  неформальными группами…..…………..…..13

Заключение…………………………………………………………..........15

Список литературы ……………………………..………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

В трудах по управлению постоянно  подчеркивается важность гармоничного функционирования организации и если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.

 Руководящие работники   организации испытывают удовлетворение  в  том случае , если организация  продолжает свое существование  как единый организм. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов .

       Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана            руководства организации.

    Любой менеджер должен знать, что в любой организации существуют  формальные и неформальные группы, они возникают практически всегда, если существует такая возможность.

Неформальные группы , которые  образуются в организациях , являются мощной силой , которая при определенных условиях может фактически стать  доминирующей в организации с  сводить на нет усилия руководства  . 
Часто, эти группы являются своего рода оппозицией руководству организации.

   Стоит обратить особое внимание на то, что неформальные группы сильно влияют на эффективность организации, и могут даже ниспровергать ее цели. Однако, роль неформальной группы не ограничена только противостоянием. Воздействие неформальной группы на большую формальную группу зависит от норм, которые эта неформальная группа устанавливает. То есть, неформальная группа может даже сделать формальную организацию более эффективной

Менеджеру необходимо понимать, как использовать лидерство неформальных групп

Данная необходимость  побуждает менеджеров к поиску нестандартных  приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных  выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.Чтобы предотвратить негативные проявления со стороны неформальной группы, менеджер должен следить за психологическим климатом в коллективе. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации. Таким образом, работа менеджера с неформальными группами является очень важной, и в данной работе мы рассмотрим основные аспекты такой работы

 

                     НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

     1.1. Общее понятие группы и ее классификация.

     Не существует  канонизированного определения  малой группы. Однако широко принят, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц , находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом , либо же групповыми возможностями , позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям , происходящим в окружении

    Характерными  особенностями группы является  следующее:

  1. Члены   группы   идентифицируют  себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе , а о группе в целом , употребляя местоимения мы , у нас , наши , нам и т.п.;
  2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов , личного разговора , наблюдения поведения друг друга и т.п
  3.   В группе наряду с формальным распределением ролей , если таковое существует , обязательно складывается неформальное распределение ролей. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей , другие склонны к координации усилий членов группы , третьи заботятся о взаимоотношениях в группе , о поддержании хорошего климата в коллективе , четвертые следят за тем , чтобы был порядок в работе , все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди , которые выполняют роль структуризаторов , они ставят перед группой цели , отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.

                Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

       Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации . Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально закрепленные за ними функции и задачи.  (каждый делает свое дело)

  1. Вертикальная (линейная) организация , объединяющая ряд органов и подразделений таким образом , что каждое из них находиться между двумя другими  -  выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
  2. Функциональная организация , в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц , специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
  3. Штабная организация , характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов , помощников , не включенных в систему вертикальной организации. 

 

          Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях , хотя они не представлены в схемах , отражающих строение организации , ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения , люди хорошо знают , кто входит в их неформальную группу , а кто нет.

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом  более или менее длительного  межличностного общения

                  Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:

  1. Представляет собой вне формальную организацию , в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например , оптимальная система деловых связей , стихийно складывающейся между работниками , некоторые формы рационализации и изобретательства , способы принятия решения и т.д.
  2. Представляет социально-психологическую организацию , выступающую в виде межличностных связей , возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами , т.е. непосредственная , стихийно возникающая общность людей , основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения , любительские группы , отношения престижа , лидерства , симпатий и т.д. )

 

 

 

1.2. Характеристика  неформальной группы.

     Жизнь группы , ее функционирование находится  под влиянием трех факторов:

  1. Характеристики членов группы;
  2. Структурные характеристики группы;
  3. Ситуационные характеристики.

     Все эти  факторы не только находятся  во взаимодействии , взаимовлиянии  , но и испытывают сильное обратное  воздействие со стороны функционирования  группы , так как в результате  жизнедеятельности группы происходят  изменения характеристик человека , изменяется построение группы  и наблюдаются изменения в  ее окружении.

1. К характеристикам членов  группы , оказывающим влияние на  ее функционирование , относятся  личностные характеристики человека , а также способности , образование  и жизненный опыт.      

2.   Структурные характеристики  группы включают в себя :

а. Коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем  и как контактирует);

б. Статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что  делает);

в. Личные симпатии и антипатии  между членами группы (кто кому нравиться и кто кого не любит);

г. Силу и конформизм (кто  на кого оказывает влияние , кто готов  слушать и кому подчиняться).

     Первые две  структурные характеристики относятся  больше к анализу формальной  организации, остальные к неформальной  группе

Симпатии и антипатии  между людьми в основном носят  индивидуальную окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений  между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:

  1. Личностные характеристики взаимодействующих . Люди любят тех , кому нравятся те же явления  , вещи , процессы , которые нравятся им , т.е. люди любят тех , кто похож на них , кто близок им по духу , вкусу и предпочтениям
  2. Наличие территориальной близости в расположении этих людей
  3. Частота встреч , а также от ожидания того , что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем
  4. Насколько успешно функционирование группы
  5. Наличие одной цели , которой подчинены действия всех членов группы
  6. Широкое участие всех членов группы в принятии решения

 

     Наличие симпатий  в отношениях между людьми , наличие  дружеских отношений между членами  группы оказывает огромное влияние  на настроение людей , на их  удовлетворенность своей работой  , своим членством в группе. Однако  нельзя однозначно сказать , что  дружеские отношения между членами  группы оказывают только положительное  влияние на результаты труда  и функционирования организации  в целом. Если люди , испытывающие  дружеские отношения друг к  другу , имеют высокую мотивацию  к трудовой деятельности , то наличие  взаимных симпатий и дружбы  способствует существенному повышению  результатов их труда и тем  самым положительно влияет на  функционирование группы в целом.  Если же люди слабо мотивированы  на работу , то результат будет  совершенно противоположным. Они  много времени будут проводить  в бесполезных для работы разговорах , перекурах , чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы  и резко снижая результативность  своего труда. При этом они  могут отвлекать от работы  других , создавая атмосферу безделия  и расслабленности

     Сила и конформизм  во взаимоотношениях между членами  группы проявляется в виде  так называемого “общественного  влияния” на человека. Группа  оказывает давление на человека , требуя от него следования групповым нормам , правилам , требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению , то есть проявлять ненконформизм , а может уступить группе – подчиниться , т.е. выступать конформистом.

Характер решаемых задач  оказывает заметное влияние на степень  конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа , то они заставляют человека , выполняющего их , больше поддаваться  влиянию группы.

     Характеристика  группы также оказывает большое  влияние на развитие у человека  конформизма по отношению к  требованиям группы. Единодушие  в групповом поведении усиливает  степень влияния группы на  человека. Человеку легче возразить или не соглашаться , если кто-то еще в группе имеет мнение , отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять членов , то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

 

     К особенностям  характеристики неформальных групп  относятся:

  1. Социальный контроль.

     Неформальные  организации осуществляют социальный  контроль за своими членами.  Первым шагом к этому является  установление и укрепление норм  – групповых эталонов приемлемого  и неприемлемого поведения. Чтобы  быть принятым группой и сохранить  в ней свое положение , личность  должна соблюдать эти нормы.  Чтобы укрепить соблюдение этих  норм , группа может применять  довольно жесткие санкции , а  тех , кто их нарушает , может  ждать отчуждение. Это – сильное  и эффективное наказание , когда  человек зависит от неформальной  организации в удовлетворении  своих социальных потребностей.

  1. Сопротивление переменам.

     Люди используют  неформальную организацию для  обсуждения предполагающихся или  фактических перемен , которые  могут произойти в их организации.  В неформальных организациях  наблюдается тенденция к сопротивлению  к переменам. Частично это объясняется  тем , что перемены могут нести  в себе угрозу дальнейшему  существованию неформальной организации.  Реорганизация , внедрение новой  техники , расширение производства  и , следовательно , появление  большой группы новых сотрудников  и т.п. может привести к распаду  неформальной группы , либо к сокращению  возможностей взаимодействия и  удовлетворения социальных нужд.

Информация о работе Работа менеджера с неформальными группами в организации