Работа менеджера с неформальными группами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

В каждом предприятии подчеркивается важность гармоничного функционирования организации и если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов .
Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения .Групповая динамика изучает взаимосвязь и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения ,исходя из этого представления ,акцент делается на динамике членов формальных и неформальных групп, а теперь и команд в организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы ………………………………………….....3
1.2. Характеристика группы……….……………………………..……..5
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации………………………………..……..9
РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами………………..12
2.2. Методы управления неформальными группами…..…………..…..13
Заключение…………………………………………………………..........15
Список литературы ……………………………..………………………..16

Файлы: 1 файл

неформальные группы готов.docx

— 40.98 Кб (Скачать)

     Поскольку  люди реагируют не на то , что  происходит объективно , а на то , что происходит по их представлению  , предполагаемое изменение может  показаться группе гораздо более  опасным , чем оно есть на  самом деле.

   3. Неформальные лидеры.

     Неформальные  организации , также как и формальное  организации , имеют своих лидеров.  Неформальный лидер приобретает  свое положение , добиваясь власти  и применяя ее по отношению  к членам группы . По существу  нет никаких серьезных различий  в средствах , применяемых лидерами  формальных и неформальных организаций  , для оказания воздействия .Существенным  отличием является то , что неформальный  лидер делает опору на признание  его группой. В своих действиях  он делает ставку на людей  и их взаимоотношения. Сфера  влияния неформального лидера  может выходить за административные  рамки формальной организации.  Несмотря на то , что неформальный  лидер одновременно является  одним из членов управленческого  персонала формальной организации  , очень часто он занимает там  сравнительно невысокую ступень  в организационной иерархии

Существенные факторы , определяющие возможность стать лидером неформальной организации , включают: возраст , должностное  положение , профессиональную компетентность , расположение рабочего места , свободу передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей.

 

      1.3. Возникновение неформальной группы  и ее роль в процессе  функционирования  организации

    

     Причиной возникновения  неформальной группы в формальной  организации является неизбежная  ограниченность формальной организации  , которая не может охватить  и регулировать все процессы  функционирования социальной организации. 

     Если люди  вступают в формальные организации  для осуществления целей организации  , либо им нужно вознаграждение  в виде дохода или ими руководят  соображения престижа , то принадлежность  к неформальной группе может  дать людям психологические выгоды  не менее важные для них  , чем получаемая зарплата.

     Возникновение  неформальной организации также  связано с формированием среды  взаимодействия членов организации.  Группы возникают в организации  и функционируют как обособленные  структурные подразделения в  связи с тем , что в результате  разделения труда выделяются  отдельные специализированные функции  , требующие для своего выполнения  определенной совокупности людей  , обладающих определенной квалификацией  , имеющих определенную профессию  и готовых в системе совместной  деятельности выполнять определенную  работу. Выполнение должностных  обязанностей уже требует определенного  взаимодействия.

   

 По мнению Майкла  Мескона важнейшими причинами  вступления в группу являются(7):

  1. Чувство принадлежности;
  2. Взаимопомощь;
  3. Взаимозащита;
  4. Тесное общение;
  5. Заинтересованность. 

     Самой первой  причиной вступления в неформальную  группу является удовлетворение  потребности в чувстве принадлежности. Люди , чья работа не дает возможности  устанавливать и поддерживать  социальные контакты , склонны быть  неудовлетворенными. Возможность принадлежать  к группе поддержка с ее  стороны тесно связаны с удовлетворенностью  сотрудника. И все же , несмотря  на то , что потребность в принадлежности  широко признается , большинство  формальных организаций сознательно  лишают людей возможностей социальных  контактов. Поэтому люди часто  вынуждены обращаться к неформальным  организациям , чтобы эти контакты  обрести.

               В идеальном варианте подчиненные  должны иметь возможность без  всякого стеснения обращаться  к своему непосредственному начальству  за советом или для обсуждения  своих проблем. Если этого не  происходит , то начальнику следует  внимательно разобраться в своих  взаимоотношениях с подчиненными. Многие люди считают , что их  начальник в формальной организации  плохо о них подумает , если  они будут спрашивать его , как им выполнить определенную  работу. Другие бояться критики.  Более того , в каждой организации  есть множество неписаных правил , которые касаются мелких процедурных  вопросов , как , например: какой продолжительности  должен быть перерыв на кофе , каково отношение начальника  к болтовне и шуткам , как следует  одеваться , чтобы заслужить всеобщее  одобрение , а также , насколько  все эти правила обязательны.  В этих и других ситуациях  люди часто предпочитают прибегать  к помощи своих коллег. Например , новый рабочий , занятый в  производстве , скорее попросит другого  рабочего объяснить ему , как  произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому , что новые  рабочие тоже стремятся участвовать  в уже сформировавшейся социальной  группе , где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому , кто получил ее , и тому , кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение , а получающий – необходимое руководство к действию.

Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для  того , чтобы быть ближе к тем , кому они симпатизируют.

         Некоторые руководители считают  , что неформальная группа –  это результат неэффективного  управления , однако возникновение  данных групп явление естественное  и весьма распространенное , - они  есть в каждой организации.       

   Неформальные группы  могут вести себя непродуктивно  и это будет мешать достижению  формальных целей. По неформальным  каналам могут распространяться  ложные слухи , приводящие к  возникновению отрицательного отношения  к руководству. Принятые группой  нормы могут привести к тому , что продуктивность организации  будет ниже той , что определена  руководством.

           Не находя способов эффективного  взаимодействия с неформальными  организациями , или пытаясь подавить  их , руководители часто упускают  эти потенциальные выгоды. В любом  случае , независимо от того , является  ли неформальная организация  вредной или полезной , она существует , и с ней нужно считаться.  Даже если руководство и разрушит  какую-то группу , на ее месте  обязательно возникнет другая , у  которой , возможно , сложиться заведомо  отрицательное отношение к руководству.

 

 

 

 

 

 

 

 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ  ГРУППАМИ

 

     2.1. Механизм управления неформальными  группами.

     Механизм управления  неформальными группами можно  представить в виде определенного  набора правил , которых необходимо  придерживаться руководителю какой-либо  организации. Основными из них  являются:

  1. Признать существование неформальной организации.

     Одна из  самых больших и распространенных  трудностей , мешающая эффективному  управлению неформальными группами  и организациями, - это изначально  невысокое мнение о них руководителей.  Раньше считалось что для того чтобы справиться с неформальной организацией необходимо просто уничтожить ее , но настоящее время утвердилось мнение , что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей так как подобно другим факторам , действующим в области управления , они несут в себе как отрицательные , так и положительные моменты. Необходимо осознать , что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию , работать с ней и не угрожать ее существованию.

 

  1. Изучить факторы , влияющие на эффективность функционирования неформальных групп.

     Группа сможет  идти к достижению своих целей  в зависимости от влияния следующих  факторов:

         а. Размер группы.

              б. Состав группы.

              в. Групповые нормы.

           г. Сплоченность группы.

           д. Конфликтность.

           е. Статус членов группы.

             ж. Функциональная роль членов  группы.   

3. Перед тем , как предпринять  какие-либо действия , просчитайте  их возможное отрицательное воздействие  на неформальную организацию.

Руководителю необходимо понимать , что неформальные организации  динамически взаимодействуют с  формальными.

4. Разработать и применять  на практике методы управления  неформальными группами с целью  использования их потенциальных  выгод и уменьшения отрицательного  воздействия.

 

 2.2.  Методы управления неформальными группами

     Руководством  организации при управлении неформальными  группами в процессе функционирования  организации могут применяться  различные методы воздействия.  Назовем основные из них: 

  1. Консультации с группами.

     Обычно индивидуумы  и группы лучше реагируют на  затрагивающие их решения , если  с ними заранее советуются. Консультации  с группой вместо попытки навязать  ей произвол , говорят об уважении  к достоинству группы и отдельного  человека , а также ослабляют сопротивление  переменам со стороны неформальной  организации.

  1. Обучение и внушение.

     Организации  необходимо сформировать у своих  служащих лояльность посредством  обучения или пропаганды. Для  этой цели необходимо “рекламироваться”  перед всеми ее членами либо  с помощью специальных учебных  курсов и общих собраний , либо  другими способами. Организации  нужно стараться убедить своих  сотрудников в том , что все  содействующее целям организации  , наилучшим образом содействует  и целям отдельного человека , даже если в конкретных случаях  это и не очевидно. Использование этого метода бесспорно влияет на позицию многих людей и поэтому служит важным механизмом управления.

  1. Обеспечение лояльности руководящих работников. Высшее руководство обычно старается завоевать преданность руководящего состава – начальников подразделений , филиалов , отделов и бюро ,- или , другими словами , добиться их самоотождествления с организацией Усилия тут направлены на создание базовой группы руководителей , с тем чтобы отвоевать лояльность отдельного начальника у коллектива , которым он руководит. После того как администрация добилась лояльности своих руководящих , они становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами. Довольно редко бывает легко завоевать лояльность руководящих работников и тем самым добиться их самоотождествления с организацией
  2. Замена руководителя “среднего звена”.

     Если добиться  лояльности главы подразделения  не удалось , то учреждение  может заменить его – и порой  заменяет – тем , кто ему  предан.

  1. Размещение кабинетов.

     Еще один  механизм воздействия заключается  в правильном распределении кабинетов.  Уже отмечалось , что служащие  встречаются и устанавливают  неформальные отношения с теми , кто работает рядом с ними , чаще , чем с теми , кто работает  в отдалении. Поэтому формированию  настоящего руководящего аппарата  отдела или управления может  способствовать размещение руководителей  в одном месте или на одном  этаже

  1. Признание естественных лидеров.

     Решающий административный  механизм контроля за групповым  поведением – это выявление  естественных лидеров и управление  ими 

  1. Обмен информацией в организации.

     Процесс обмена  информацией в организациях условно  можно разделить на две категории:  формальная и неформальная передача  информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

     В ходе проделанной  работы проведен анализ неформальной  группы.

     Группа –  это обособленное объединение  двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

     Формальные  группы выделяются как структурные  подразделения в организации.  Они имеют формально назначенного  руководителя, формально определенную  структуру ролей , должностей  и позиций внутри группы , а  также формально закрепленные  за ними функции и задачи.

     Неформальные  группы создаются не распоряжениями  руководства и формальными постановлениями  , а членами организации в соответствии  с их взаимными симпатиями , общими  интересами , одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Они представляют  собой спонтанно сложившуюся  систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом  более или менее длительного  межличностного общения.

Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации , которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации , а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми , к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними.

Информация о работе Работа менеджера с неформальными группами в организации