Поскольку
люди реагируют не на то , что
происходит объективно , а на то
, что происходит по их представлению
, предполагаемое изменение может
показаться группе гораздо более
опасным , чем оно есть на
самом деле.
3. Неформальные лидеры.
Неформальные
организации , также как и формальное
организации , имеют своих лидеров.
Неформальный лидер приобретает
свое положение , добиваясь власти
и применяя ее по отношению
к членам группы . По существу
нет никаких серьезных различий
в средствах , применяемых лидерами
формальных и неформальных организаций
, для оказания воздействия .Существенным
отличием является то , что неформальный
лидер делает опору на признание
его группой. В своих действиях
он делает ставку на людей
и их взаимоотношения. Сфера
влияния неформального лидера
может выходить за административные
рамки формальной организации.
Несмотря на то , что неформальный
лидер одновременно является
одним из членов управленческого
персонала формальной организации
, очень часто он занимает там
сравнительно невысокую ступень
в организационной иерархии
Существенные факторы , определяющие
возможность стать лидером неформальной
организации , включают: возраст , должностное
положение , профессиональную компетентность
, расположение рабочего места , свободу
передвижения по рабочей зоне и отзывчивость.
Точные характеристики определяются принятой
в группе системой ценностей.
1.3. Возникновение неформальной группы
и ее роль в процессе функционирования
организации
Причиной возникновения
неформальной группы в формальной
организации является неизбежная
ограниченность формальной организации
, которая не может охватить
и регулировать все процессы
функционирования социальной организации.
Если люди
вступают в формальные организации
для осуществления целей организации
, либо им нужно вознаграждение
в виде дохода или ими руководят
соображения престижа , то принадлежность
к неформальной группе может
дать людям психологические выгоды
не менее важные для них
, чем получаемая зарплата.
Возникновение
неформальной организации также
связано с формированием среды
взаимодействия членов организации.
Группы возникают в организации
и функционируют как обособленные
структурные подразделения в
связи с тем , что в результате
разделения труда выделяются
отдельные специализированные функции
, требующие для своего выполнения
определенной совокупности людей
, обладающих определенной квалификацией
, имеющих определенную профессию
и готовых в системе совместной
деятельности выполнять определенную
работу. Выполнение должностных
обязанностей уже требует определенного
взаимодействия.
По мнению Майкла
Мескона важнейшими причинами
вступления в группу являются(7):
- Чувство принадлежности;
- Взаимопомощь;
- Взаимозащита;
- Тесное общение;
- Заинтересованность.
Самой первой
причиной вступления в неформальную
группу является удовлетворение
потребности в чувстве принадлежности.
Люди , чья работа не дает возможности
устанавливать и поддерживать
социальные контакты , склонны быть
неудовлетворенными. Возможность принадлежать
к группе поддержка с ее
стороны тесно связаны с удовлетворенностью
сотрудника. И все же , несмотря
на то , что потребность в принадлежности
широко признается , большинство
формальных организаций сознательно
лишают людей возможностей социальных
контактов. Поэтому люди часто
вынуждены обращаться к неформальным
организациям , чтобы эти контакты
обрести.
В идеальном варианте подчиненные
должны иметь возможность без
всякого стеснения обращаться
к своему непосредственному начальству
за советом или для обсуждения
своих проблем. Если этого не
происходит , то начальнику следует
внимательно разобраться в своих
взаимоотношениях с подчиненными.
Многие люди считают , что их
начальник в формальной организации
плохо о них подумает , если
они будут спрашивать его ,
как им выполнить определенную
работу. Другие бояться критики.
Более того , в каждой организации
есть множество неписаных правил
, которые касаются мелких процедурных
вопросов , как , например: какой продолжительности
должен быть перерыв на кофе
, каково отношение начальника
к болтовне и шуткам , как следует
одеваться , чтобы заслужить всеобщее
одобрение , а также , насколько
все эти правила обязательны.
В этих и других ситуациях
люди часто предпочитают прибегать
к помощи своих коллег. Например
, новый рабочий , занятый в
производстве , скорее попросит другого
рабочего объяснить ему , как
произвести ту или иную операцию.
Это приводит к тому , что новые
рабочие тоже стремятся участвовать
в уже сформировавшейся социальной
группе , где есть опытные рабочие. Получение
помощи от коллеги полезно обоим: и тому
, кто получил ее , и тому , кто ее оказал.
В результате оказания помощи дающий ее
приобретает престиж и самоуважение ,
а получающий – необходимое руководство
к действию.
Люди часто присоединяются
к неформальным группам просто для
того , чтобы быть ближе к тем ,
кому они симпатизируют.
Некоторые руководители считают
, что неформальная группа –
это результат неэффективного
управления , однако возникновение
данных групп явление естественное
и весьма распространенное , - они
есть в каждой организации.
Неформальные группы
могут вести себя непродуктивно
и это будет мешать достижению
формальных целей. По неформальным
каналам могут распространяться
ложные слухи , приводящие к
возникновению отрицательного отношения
к руководству. Принятые группой
нормы могут привести к тому
, что продуктивность организации
будет ниже той , что определена
руководством.
Не находя способов эффективного
взаимодействия с неформальными
организациями , или пытаясь подавить
их , руководители часто упускают
эти потенциальные выгоды. В любом
случае , независимо от того , является
ли неформальная организация
вредной или полезной , она существует
, и с ней нужно считаться.
Даже если руководство и разрушит
какую-то группу , на ее месте
обязательно возникнет другая , у
которой , возможно , сложиться заведомо
отрицательное отношение к руководству.
РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ
ГРУППАМИ
2.1.
Механизм управления неформальными
группами.
Механизм управления
неформальными группами можно
представить в виде определенного
набора правил , которых необходимо
придерживаться руководителю какой-либо
организации. Основными из них
являются:
- Признать существование неформальной организации.
Одна из
самых больших и распространенных
трудностей , мешающая эффективному
управлению неформальными группами
и организациями, - это изначально
невысокое мнение о них руководителей.
Раньше считалось что для того чтобы
справиться с неформальной организацией
необходимо просто уничтожить ее , но настоящее
время утвердилось мнение , что неформальная
организация может помочь формальной
организации в достижении ее целей так
как подобно другим факторам , действующим
в области управления , они несут в себе
как отрицательные , так и положительные
моменты. Необходимо осознать , что ее
уничтожение повлечет за собой уничтожение
и формальной организации. Поэтому руководству
следует признать неформальную организацию
, работать с ней и не угрожать ее существованию.
- Изучить факторы , влияющие на эффективность функционирования неформальных групп.
Группа сможет
идти к достижению своих целей
в зависимости от влияния следующих
факторов:
а. Размер группы.
б. Состав группы.
в. Групповые нормы.
г. Сплоченность группы.
д. Конфликтность.
е. Статус членов группы.
ж. Функциональная роль членов
группы.
3. Перед тем , как предпринять
какие-либо действия , просчитайте
их возможное отрицательное воздействие
на неформальную организацию.
Руководителю необходимо
понимать , что неформальные организации
динамически взаимодействуют с
формальными.
4. Разработать и применять
на практике методы управления
неформальными группами с целью
использования их потенциальных
выгод и уменьшения отрицательного
воздействия.
2.2. Методы управления
неформальными группами
Руководством
организации при управлении неформальными
группами в процессе функционирования
организации могут применяться
различные методы воздействия.
Назовем основные из них:
- Консультации с группами.
Обычно индивидуумы
и группы лучше реагируют на
затрагивающие их решения , если
с ними заранее советуются. Консультации
с группой вместо попытки навязать
ей произвол , говорят об уважении
к достоинству группы и отдельного
человека , а также ослабляют сопротивление
переменам со стороны неформальной
организации.
- Обучение и внушение.
Организации
необходимо сформировать у своих
служащих лояльность посредством
обучения или пропаганды. Для
этой цели необходимо “рекламироваться”
перед всеми ее членами либо
с помощью специальных учебных
курсов и общих собраний , либо
другими способами. Организации
нужно стараться убедить своих
сотрудников в том , что все
содействующее целям организации
, наилучшим образом содействует
и целям отдельного человека ,
даже если в конкретных случаях
это и не очевидно. Использование
этого метода бесспорно влияет на позицию
многих людей и поэтому служит важным
механизмом управления.
- Обеспечение лояльности руководящих работников. Высшее руководство обычно старается завоевать преданность руководящего состава – начальников подразделений , филиалов , отделов и бюро ,- или , другими словами , добиться их самоотождествления с организацией Усилия тут направлены на создание базовой группы руководителей , с тем чтобы отвоевать лояльность отдельного начальника у коллектива , которым он руководит. После того как администрация добилась лояльности своих руководящих , они становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами. Довольно редко бывает легко завоевать лояльность руководящих работников и тем самым добиться их самоотождествления с организацией
- Замена руководителя “среднего звена”.
Если добиться
лояльности главы подразделения
не удалось , то учреждение
может заменить его – и порой
заменяет – тем , кто ему
предан.
- Размещение кабинетов.
Еще один
механизм воздействия заключается
в правильном распределении кабинетов.
Уже отмечалось , что служащие
встречаются и устанавливают
неформальные отношения с теми
, кто работает рядом с ними
, чаще , чем с теми , кто работает
в отдалении. Поэтому формированию
настоящего руководящего аппарата
отдела или управления может
способствовать размещение руководителей
в одном месте или на одном
этаже
- Признание естественных лидеров.
Решающий административный
механизм контроля за групповым
поведением – это выявление
естественных лидеров и управление
ими
- Обмен информацией в организации.
Процесс обмена
информацией в организациях условно
можно разделить на две категории:
формальная и неформальная передача
информации.
З
А К Л Ю Ч Е Н И Е
В ходе проделанной
работы проведен анализ неформальной
группы.
Группа –
это обособленное объединение
двух или более лиц, находящихся
в достаточно устойчивом взаимодействии
и осуществляющих совместные действия
в течение достаточно долгого промежутка
времени.
Существуют два типа групп:
формальные и неформальные. Оба эти типа
групп имеют значение для организации
и оказывают большое влияние на членов
организации.
Формальные
группы выделяются как структурные
подразделения в организации.
Они имеют формально назначенного
руководителя, формально определенную
структуру ролей , должностей
и позиций внутри группы , а
также формально закрепленные
за ними функции и задачи.
Неформальные
группы создаются не распоряжениями
руководства и формальными постановлениями
, а членами организации в соответствии
с их взаимными симпатиями , общими
интересами , одинаковыми увлечениями
привычками и т.п. Они представляют
собой спонтанно сложившуюся
систему социальных связей , норм
, действий , являющихся продуктом
более или менее длительного
межличностного общения.
Причиной возникновения неформальной
группы в формальной организации является
неизбежная ограниченность формальной
организации , которая не может охватить
и регулировать все процессы функционирования
социальной организации , а также является
следствием естественного стремления
человека к объединению с другими людьми
, к формированию устойчивых форм взаимодействия
с ними.