Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3-5
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО
И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1.Понятие лидерства и лидерского
стиля……………………………….6-11
1.2. Теория лидерских качеств……………………………………………12-14
1.3. Образование формального и
неформального лидерства…………...15-17
1.3.1. Понятие «формальный лидер»…………………………………17-18
1.3.2. Понятие «неформальный лидер»………………………………18-21
1.3.3. Различия неформально лидерства
и формального
руководства…………………………………………………………………...21-23
1.3.4. Сосуществование формального
и неформального лидеров………………………………………………………………………..23-25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И
ИСЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РАБОЧИХ
2.1. Общая характеристика
администрации Темрюкского городского
поселения Темрюкского района……………….……26-29
2.2. Оценка психологического климата
в организации………………..29 -31
2.3. Исследование лидерских
качеств в администрации отдела по финансам
и бюджету.………………………………………………………..31-34
2.4. Характеристика лидерских
качеств руководителя…………………35-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37-38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………..39-40
Приложение 1………………………………………………………………...41-47
Приложение 2………………………………………………………………...48-51
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы
«Лидерство в коллективе. Проблема взаимоотношений
формально и неформального лидера». По
моему мнению, эта тема весьма актуальна
в современном мире. Современная теория
менеджмента уделяет повышенное внимание
вопросам лидерства. Множество авторов
исследуют данную тему, ей посвящено большое
количество научных трудов и статей.
Интерес к лидерству возник
еще в глубокой древности. Феномен лидерства
на протяжении веков волновал сознание
многих исследователей. В начале двадцатого
столетия началось изучение управления.
Руководство и лидерство стали объектом
исследования. В 30-50 годах был предпринят
ряд крупномасштабных исследований на
системной основе.
Начиная с 70-х годов интерес
к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем свидетельствует появление
работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера,
Б. Келлермана, Дж. Пейджа. Наиболее активные
исследования проводились и проводятся
в США, где практически возникла теория
лидерства.
До недавнего времени в нашей
стране не было условий для формирования
лидеров и спроса на них, а, следовательно,
не было исследования проблем, связанных
с лидерством. В связи с этим большинство
работ в области исследования лидерства
принадлежит западным ученым, но в настоящее
время появляются труды российских ученых,
затрагивающие проблемы лидерства. Например,
книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель”
об элементах психологии менеджмента
в повседневной работе руководителя и
лидера в организации.1
Искусству руководства нет
замены. Система управления не может создавать
руководителей. Однако она может создать
условия, при которых способность быть
руководителем проявляется или будет
подавлена.
Лидерство и руководство —
основополагающие понятия, с которыми
связано эффективное управление организацией.
Руководство — это формальная властная
позиция, не зависящая от личностных качеств.
Это право, дарованное положением, занимаемым
на служебной лестнице. Лидерство же — комплексное понятие,
включающее в себя эффективное осуществление
реального влияния на людей, независимо
от иерархического статуса. Таким образом,
всякий лидер может руководить, но далеко
не всякий руководитель является лидером.
Социологи установили, что неформальные
лидеры — это члены коллектива, занимающие
отнюдь не руководящую должность, но благодаря
определенным качествам в сочетании с
жизненным опытом и поведением имеют на
окружающих влияние, большее, чем непосредственный
руководитель. На самом деле, то, что было
описано в примере — лишь одна из сторон
медали. Задача руководителя — направить
авторитет такого лидера в нужное русло.
Правильно наладив с ним отношения, руководитель
получит незаменимого сотрудника, который
сможет четко следить за настроением всего
коллектива. С другой стороны, именно через
него можно легко и безболезненно доносить
до сотрудников все решения руководства.
Анализ природы лидерства
показывает, что оно проистекает из определенных
потребностей людей и их объединений,
которые и призваны удовлетворять лидеры.
Более детально природу лидерства раскрывают
его различные теории. Теория черт объясняет
феномен лидерства выдающимися качествами
человека, такими как ум, воля, целеустремленность,
организаторские способности, компетентность
и др. Согласно концепциям харизматического
лидерства последователи испытывают вдохновение
от лидера и стремятся во всем ему подражать.
Актуальность данной
темы состоит в том, что в современном
мире существует огромное количество
различных компаний, фирм, которые нуждаются
не только в четкой иерархии управления,
но и в хороших лидерах, способных в дальнейшем
вывести эти организации на новый уровень,
внести какие-нибудь изменения.
Объектом исследования является исполнительно - распорядительный
орган муниципального образования - администрация
Темрюкского городского поселения Темрюкского
района.
Предметом исследования
является – лидерские качества и их
влияния на эффективность работы трудового
коллектива администрации Темрюкского
городского поселения Темрюкского района,
а именно отдела по финансам и бюджету.
Целью курсовой работы является изучение лидерства
и руководства, их взаимоотношения в коллективе,
а так же показать и наглядно продемонстрировать
важную роль лидерства в организации.
Задачи:
- ознакомиться с понятием лидерства в коллективе;
- изучить сущность формального и неформального лидерства;
- определить роль лидера и руководителя
в организации;
- изучить проблему управления неформальным лидерством
и способы его сосуществования
с руководством;
- Рассмотреть проблему лидерства
на примере администрации.
Значимость лидерства для руководства организацией
поднимает вопрос о влиянии на данное
явление. Лидерством необходимо управлять
(насколько это возможно), т. е. Выделять
лидеров, развивать конструктивных и устранять
деструктивных лидеров. Важная роль отводится
лидеру в создании и управлении организационной
культурой. В зависимости от типа организационной
культуры лидер выполняет различные функции.
Для раскрытия всех этих задач
использовалась не только учебная литература,
электронные ресурсы, но и некоторые документы
администрации Темрюкского городского
поселения Темрюкского района. Так же
были проведены исследования с заместителем
главы отдела по финансам и бюджету, и
его сотрудниками.
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО
И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1.Понятие лидерства
и лидерского стиля
Тема лидерства является ключевой
для многих сфер жизни человека: бизнеса,
политики, спорта. По разным определениям
лидерство — это способ влияния и управления.
Для многих лидер — это предводитель,
вперёд смотрящий, руководящий людьми
и двигающий к цели.
Вообще слово лидерство (leadership)
произошло от английского глагола «lead»,
что значит «вести», т.е. ведущий или идущий
впереди.2
Лидер – член организации, обладающий
высоким личным статусом, оказывающий
сильное влияние на мнение и поведение
окружающих его людей, членов какого-либо
предприятия, организации и выполняющий
комплекс функций.
Если понятие лидерства уходит
своими корнями в ведение, значит, есть,
собственно, ведущий, то есть лидер, и есть
ведомые — те, кто следует за лидером.
Легко согласиться, что настоящий лидер
должен иметь последователей. Тогда лидерство
можно оценивать наличием самих последователей
или командой, идущей за ним.
На сегодняшний день нет ни
одной теории или подхода, который объединял
бы все исследования и отражал бы общее
видение феномена лидерства и фигуры лидера.
Точно так же нет и общего взгляда на формулировку
лидерства:
Лидерство – это способность
оказывать воздействие на людей с целью
достижения намеченных целей.3
Лидерство – это управление
взаимоотношениями между руководителями
и последователями, основанные на эффективном
для данной
ситуации сочетании различных
источников власти и направленные на побуждение
людей к достижению целей.
Руководство – это социальный
феномен; руководитель призван осуществлять
регулирование социальных отношений.
Задача руководителя — направить авторитет
такого лидера в нужное русло. Правильно
наладив с ним отношения, руководитель
получит незаменимого сотрудника, который
сможет четко следить за настроением всего
коллектива. С другой стороны, именно через
него можно легко и безболезненно доносить
до сотрудников все решения руководства.
Благодаря лидерству руководитель осуществляет
процесс влияния на подчиненных. Роль
лидера в менеджменте уникальна. Идея
лидерства пронизывает всю систему менеджмента:
от планирования до контроля. Только настоящий
лидер может эффективно управлять людьми,
сплачивать коллектив, направлять его
на решение стоящих задач.
Лидер может быть назначен официально,
а может и не занимать никакого официального
положения, но фактически руководить коллективом
в силу своих организаторских способностей.
Руководитель назначен официально, извне,
а лидер выдвигается “снизу”. Таким образом,
лидер ведет сотрудника или группу сотрудников
к определенной цели. В деловой сфере и
в организациях лидерство часто противопоставляется
менеджменту. Менеджмент обычно определяют,
как «умение выполнить задачу посредствам
других людей». Лидерство же
определяют, как «умение сделать так, чтобы
другие люди захотели выполнить задачу». Следовательно,
лидерство тесно связано с созданием мотивации
и влиянием на других людей.
Лидеру присущи следующие психологические
качества: уверенность в себе, острый и
гибкий ум, компетентность как доскональное
знание своего дела, сильная воля, умение
понять особенности психологии людей,
организаторские способности.
Лидерские качества могут быть
либо врожденными, либо воспитанными.
Для того чтобы человек проявил
себя как лидер, ему прежде всего необходима
ситуация, в которой он сможет реализоваться
соответствующим образом.
Власть лидера обеспечивается
хорошим знанием людей, т.е. настоящий
лидер - это хороший психолог. Он прекрасно
чувствует моральный настрой собеседника,
будь то единомышленник или оппонент,
и умело ведет беседу в официальных и неофициальных
условиях. Всякий лидер - это руководитель,
но не всякий руководитель - лидер. У лидера
всегда есть подчиненные (последователи)
которые выполняют его поручения.
Для того чтобы стать лидером,
помимо таланта необходимо уделять много
времени своему развитию - как профессиональному,
так и личностному. Лидерство - это талант,
без развития он угасает, как и все другие
способности. Настоящим лидером человек
становится к 30-35 годам, когда он набирается
жизненного опыта.
В социально-психологической
литературе можно встретить два психологических
типа лидеров: «игроки» и «открытые».
«Игроки» внешне выглядят эффектными,
надежными, гибкими. Они умеют “пускать
пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют
позиции, следуя исключительно своим интересам.
На деле они не умеют работать с полной
отдачей, плохо справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь
заметны, но они последовательны. Берутся
за любые трудные дела, стремятся добросовестно
во все вникнуть, чем завоевывают доверие
и уважение на долгое время. Они тоже гибки
и действуют с учетом обстоятельств, но
живут не сегодняшним днем, а устремлены
в будущее. Власть в их руках остается
надолго. Именно они являются истинными
лидерами, обладающими непререкаемым
авторитетом у своих подчиненных.4
Лидером не рождаются, лидером
становятся. Согласно современным исследованиям,
лидерский потенциал есть у каждого —
вопрос в том, каким образом его можно
развивать и до каких пределов. Вообще
говоря, существуют лидеры совершенно
разных форматов. А рост лидера может проходить
в несколько этапов, в зависимости от компетенций
и масштабов лидерства. Вот эти ступени
лидерского роста:
1. Внутреннее лидерство.
Это базовый этап развития лидерской компетенции.
Предпосылки для возникновения и развития
лидерства. Человек должен в первую очередь
уметь руководить собой. Уметь мотивировать
и настраивать себя на работу. Брать ответственность
за свои поступки и держать ситуацию под
контролем.
2. Ситуативное или контекстуальное
лидерство (микролидерство). Проявляется,
когда человек берет на себя роль лидера
в зависимости от сложившейся ситуации.
На нём временная ответственность за происходящее.
Чаще всего такие лидеры мотивируется
необходимостью, чем возможностью. Например,
в экстремальной ситуации, когда сам контекст
диктует необходимость появления лидерских
качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность
ситуации спадает, человек снимает с себя
лидерскую роль и возвращается к повседневным
занятиям.
3. Командное или тактическое
лидерство (макролидерство). Лидер руководит
своей командой. Является её вдохновителем.
Берет инициативу в свои руки на протяжении
большого промежутка времени. Отвечает
за свою команду и её членов. Ставит цели
и стремится к их достижению.
4. Системное или стратегическое
лидерство (металидерство). Лидер руководит
всей системой в целом. Это лидер лидеров.
То есть он руководит руководителями-лидерами.
Ставит стратегические цели, формирует
видение компании, определяет далеко идущие
планы и перспективы развития. Он даже
не мотивирует, он вдохновляет.5
Быть менеджером и быть лидером
в организации – это не одно и то же. Менеджер
в своем влиянии на работу подчиненных
и построении отношений с ними, прежде
всего, использует и полагается на должностную
основу власти и источники, ее питающие.
Как говорят, «лидер – это не управление.
Управление концентрирует внимание на
том, чтобы люди делали вещи правильно,
а лидерство – на том, чтобы люди делали
правильные вещи».6