Различие между лидером и менеджером
проводится по многим позициям (Таблица
1).
Таблица 1. Отличие менеджера
от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует только доводы |
Использует как доводы, так
и эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Очевидно, что на практике не
наблюдается идеального соблюдения этих
двух типов отношений управления. Исследования
показывают, что значительная группа менеджеров
во многом обладает лидерскими качествами.
Однако обратный вариант встречается
в реальной жизни реже.
Лидерство - это способность влиять на
индивидуумов и группы людей, чтобы побудить
их работать для достижения определенных
целей. Имеется множество средств, с помощью
которых можно оказывать влияние и вести
людей за собой. Например:
Подход с позиции личных качеств.
Согласно личностной теории лидерства,
лучшие из руководителей обладают определённым
набором общих для всех личных качеств.
Некоторые из этих изученных черт – это
уровень интеллекта, впечатляющая внешность,
честность, инициативность, социальное
и экономическое образование, уверенность
в себе. Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые
результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Учеными был сделан вывод, что «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Поведенческий подход. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.
Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер
задания, требования и воздействия среды,
а также имеющуюся у руководителя информацию.7
1.2. Теория лидерских
качеств
На протяжении многих лет учёные пытались
выделить основные особенности лидера.
Но в ходе своих исследований им не удавалось
выявить определённое количество черт
личности, их было слишком много или же
их определённое количество не подтверждалось
дальнейшей практикой.
Лидер должен обладать внутренней силой,
притягательностью (харизмой). К лидеру
должны тянуться. Лидер даёт людям веру,
надежду, импульс. И конечно, для того чтобы
определить цель для своих последователей,
лидер должен уметь мотивировать, уметь
доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь
создавать вокруг себя пространство, в
котором хотелось бы находиться, и будущее,
в которое хотелось попасть. Не просто
видеть цели и ставить их, но и обладать
способностью к видению.
И конечно, для современного
лидера просто необходимо знать тот мир,
который нас окружает, с его законами и
рамками. Он должен владеть необходимой
информацией, поскольку только человек,
обладающий достаточной информацией,
может быть лидером в современном мире
— мире информационных потоков и сумасшедших
скоростей, а также обладать навыками
системного мышления.
В общем виде модель лидерства
можно представить так:
Лидер формирует видение, ставит
цели, задачи. Лидер должен не только осознавать
это видение для себя, но и уметь мотивировать
людей на достижение целей, уметь объяснять,
почему это важно, зачем это нужно и что
это даст в будущем.
Лидер всегда находится в поле
системы: окружении и информации. Умение
управлять этим полем — один из важнейших
навыков лидера. Жить в невыдуманной реальности
и грезить только мечтами, а ещё и объективно
соизмерять свои идеи, планы, мысли с окружающей
реальностью. Уметь выделять из непрерывного
потока информации нужные сведения, распознавать
полезные сигналы и трансформировать
их в цели. Не ловить свой шанс, а методично
формировать для его появления все условия.
Само ядро лидерства, в первую
очередь, определяется лидером как человеком.
Но чтобы притягивать к себе людей, лидер
должен обладать харизмой. Такому лидеру
хотят подражать и следовать за ним. Его
сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность
является неотъемлемой составляющей настоящего
лидера.
Лидер должен транслировать
правильные убеждения и вдохновляющие
идеи. Это даёт окружающим пищу для размышления,
наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт
внутренний стержень, опору. Люди понимают,
что за словами и внешней оболочкой стоит
конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя
убежденность. Говоря языком психологии,
в этом состоит внутренняя выравненность
человека.
Наконец, лидер должен обладать
определенным набором качеств и умений,
которые позволяют ему расширять своё
поле влияния. На характеристиках и качествах
настоящего лидера строятся целые феноменологические
теории. Выделяют огромное число черт,
которые необходимы лидеру. В разных исследованиях
их насчитываются десятки, а то и сотни.8
Ключевые качества современного
лидера.
Видение. Настоящий лидер
должен уметь смотреть вперёд. Он должен
уметь предвидеть будущее и, исходя из
своего видения, направлять свою команду
вперёд к цели.
Мотивация. Лидер должен
уметь стимулировать себя и свою команду.
В любой, даже самой безвыходной ситуации
лидер верит в то, что выход существует.
Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать
других к действию.
Распознавание слабых сигналов
(чувствительность). Современный
мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен
к изменениям, происходящим во внешнем
мире, в его команде. Умение получать обратную
связь и быстро реагировать, упреждать
— значит быть на полшага впереди всех.
Гибкость в поведении. Лидер
должен уметь реагировать не только быстро,
но и обладать разными стратегиями поведения.
К каждому человеку должен быть свой подход,
важно его не только найти, но и провзаимодейтвовать
с ним, учитывая свои и его интересы, действовать
из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны
получают взаимную выгоду.
В дополнение ниже перечислен
список, на мой взгляд, наиболее важных
лидерских качеств: целеустремлённость,
внутренняя целостность, системность
мышления, любознательность, активность,
инициативность, желание большего, организованность,
последовательность, коммуникабельность,
создание доверия, самообладание, смелость,
умение говорить, убеждать, умение слышать
и слушать.
И, конечно, одной из важнейших
характеристик лидера может служить реализация
всех этих навыков и умений в поведении.
Любое слово должно воплощаться в действиях
и поступках. Если лидер много говорит
и мало делает, доверие к нему резко падает.
Как мы уже определили, один
из критериев, определяющих лидера, —
это наличие последователей или сплоченной
команды, способной поддержать лидера
в его устремлениях и начинаниях. Скажи,
кто твоя команда, кто те люди, которые
следуют за тобой, и я скажу, кто ты. Лидер
не может существовать без поддержки и
команды. Умение найти настоящую команду
и людей, на которых можно опереться, характеризует
настоящего лидера.
1.3. Образование формального
и неформального лидерства
Все организации и группы могут
быть разделены на два основных типа —
формальные и неформальные. Любая формальная
организация и группа — это институционально
устанавливаемая общность людей, объединенных
для достижения какой-либо цели.9 Неформальные группы образуются
в результате институционально нерегламентированной,
спонтанной активности людей, вступающих
между собой в регулярные взаимодействия.
Формальные группы — это группы, созданные
по воле руководства, а неформальные —
продукт стихийного взаимодействия людей
в ходе их повседневной жизни и деятельности.
Формальная организация создается по
заранее выработанному плану. Неформальная
организация является своеобразной реакцией
людей на их неудовлетворенные индивидуальные
потребности, в частности, потребности
в общении, в защите, в поддержке и т.п.
Основными причинами образования неформальных
групп являются следующие факторы:
потребность в социальной принадлежности;
Эти базовые психологические
потребности человека являются причинами
возникновения неформальных групп, через
которые они удовлетворяются. Эти группы
не устанавливаются директивно, а складываются
спонтанно — как естественный продукт
межличностных взаимодействий. Формальные
группы (организации) имеют противоположный
генезис — они навязываются, устанавливаются
исходя из тех или иных внешних требований,
прежде всего, — исходя из потребностей
организации определенной совместной
деятельности.
И формальные, и неформальные
группы должны быть по необходимости как-то
организованы, что и происходит в действительности.
Основным и относительно наиболее простым
способом такой организации является
выделение среди членов группы человека,
на которого возлагаются функции по ее
координации. Однако если в неформальных
группах этот человек выделяется самой
группой, делегируется ею в эту позицию,
то в формальных группах он, как правило,
ставится в эту позицию в силу внешних
причин. Поэтому для неформальной группы
характерно наличие неофициального лидера,
а для формальной — наличие лидера официального
— руководителя. Неформальное и формальное
лидерство — это достаточно разные по
своему возникновению и закономерностям
явления. Уяснение их сходства и различия
необходимо для понимания сути управленческой
деятельности.
Разделение формальных и неформальных
организаций (и групп), несмотря на его
очевидность, не является абсолютным.
Неформальные группы могут трансформироваться
в формальные и наоборот. И те и другие,
различаясь по механизмам возникновения,
имеют и важные черты общности — наличие
структуры, «ведущего» и «ведомых» членов,
множество общих социально-психологических
феноменов. И те и другие при условии их
достаточно большого объема, как правило,
дифференцируются на подгруппы. В формальных
организациях это, например, регламентирование
устанавливаемые подразделения, отделы.
Неформальные организации также разделяются
на подгруппы, группировки — так называемые
клики и подклики, между которыми устанавливаются
довольно сложные отношения.10 Наконец, наиболее важно то,
что любая формальная организация не исключает,
а наоборот, предполагает наличие внутри
себя ряда, а часто — многих неформальных
групп. Тем самым в структуре организаций,
особенно — крупных, тесно взаимодействуют
и как бы «накладываются» друг на друга
формальные и неформальные способы их
структурирования. Взаимодействие формальных
и неформальных групп внутри организаций
— одна из важнейших проблем и трудностей
управления; она будет рассмотрена ниже.
Здесь же следует отметить главное: наличие
двух типов организации групп — формальной
и неформальной является причиной двух
разных способов управления ими — механизмов
формального и неформального управления.
Это — и причина двух типов лидерства
— формального и неформального. Они могут
вступать в сложные отношения — или сочетаться,
или резко расходиться, или взаимодействовать.
1.3.1. Понятие «формальный
лидер»
Формальный лидер или руководитель
— это человек, который направляет работу
других и несет персональную ответственность
за ее результаты. Хороший менеджер вносит
порядок и последовательность в выполняемую
работу. Свое взаимодействие с подчиненными
он строит больше на фактах и в рамках
установленных целей. Руководители имеют
тенденцию занимать пассивную позицию
по отношению к целям. Чаще всего они по
необходимости ориентируются на кем-то
установленные цели и практически не используют
их для проведения изменений.
Официально назначенный руководитель
подразделения обладает преимуществами
в завоевании лидирующих позиций в группе,
поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится
лидером. Однако необходимо помнить, что
быть руководителем не означает автоматически
считаться лидером, так как лидерство
в значительной мере базируется на неформальной
основе.
Кроме того, поведение формального
руководителя зависит от того, стремится
ли он продвигаться выше по служебной
лестнице или удовлетворен своим настоящим
положением и особенно не стремится к
продвижению. В первом случае руководитель,
отождествляя себя с более крупными группами
организации, нежели с группой подчиненных,
может считать, что эмоциональная привязанность
к рабочей группе может стать тормозом
на его пути. Приверженность руководителя
своей группе может войти в противоречие
с его личными амбициями и оказаться в
конфликте с его приверженностью руководящей
группе организации. Во втором — он полностью
отождествляет себя со своими подчиненными
и стремится сделать все от него зависящее,
чтобы защитить их интересы.