Лекции по "Производственному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием. Сущность: разработка, использование, усовершенствование производственных систем.

Файлы: 1 файл

Шпоры по Производственному менеджменту.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

1. Цели и  сущность производственного менеджмента

ПМ - деятельность, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги).

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием. Сущность: разработка, использование, усовершенствование производственных систем.

Цели: сокращение времени запуска новой продукции в производство, создание гибких производственных систем, управление производственными сетями, Разработка и внедрение новых технологических процессов, Достижение высокого качества продукции, Управление разнородной рабочей средой, Соблюдение экологических, этических и государственных ограничений

Основная цель дисциплины "Производственный менеджмент" - дать основополагающее представление  о принципах эффективного функционирования системы управления современным  производством, а также освоение технологии управления предприятием.

Объект - производство и производственные системы. Производство - целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного - изделия, продукта, материала, услуги. Производственные системы состоят из трудящихся, орудий и предметов труда а также других элементов, необходимых для функционирования системы при создании продукции или услуг. Элементами производственной системы являются работники и материальные объекты -технологические процессы, сырье, материалы и инструмент, технологическая оснастка, оборудование и т. д.

Т.о, производственная система  предполагает наличие внешней и  внутренней среды, а также обратной связи между ними. Внешняя среда: макро - (международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, культурная сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, транспорт и связь, и др.). Внутренняя - персонал; финансирование; производство; материалы; правовые документы; управленческие решения; здания; технологии и т.д.

Задачи ПМ: 1) постоянное внедрение в производство новых более совершенных изделий; 2) систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции; 3) повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию; 4) снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном освоении новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента.

 

2.Цели и  условия деятельности производственных  и сервисных организаций

Цель деятельности - это  желаемое состояние объекта управления через определенное время. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели устанавливаются на основе следующих принципов: конкретности и измеримости; достижимости и реальности; наличия сроков исполнения; эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Классификация: по охватываемой сфере (общая, частная цели); значению (главная, промежуточная, второстепенная);  количеству переменных (одно- и многоальтернативная).  Результативно-хозяйственные цели: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию; стремление к увеличению оборота; стремление к снижению расходов. Цели предприятия могут быть краткосрочными (не больше чем на квартал или год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (3-10 лет). 
 Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

3 фазы установления целей: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей (представляет собой дерево целей, схема в виде пирамиды) 3) установление индивидуальных целей. Этот м-д подразумевает стр-ризацию и выд-ние взаимосвязей м/у целями и средствами их достижения.

Конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, и деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Условия деятельности фирмы разделяются  на две большие части: внешние, на которые фирма не может оказывать существенное влияние и лишь должна их учитывать, и внутренние.

Анализ внешних условий  охватывает изменение вкусов потребителей и конъюнктуру рынка, наличие  рабочей силы, источники материальных ресурсов, жизненный цикл изделия (продукции, услуг), циклы деловой активности (воспроизводственный цикл, анализ налогообложения, контроль за ценами и др.).

Анализ внутренних факторов включает в себя: характеристики используемых технологий, оборудования, определение  качества товара (продукции, услуг) и  издержки производства. Данный анализ позволяет рассмотреть возможность достижения целей фирмы в зависимости от внутренних и внешних факторов. 

 

3.Проектирование продукции и услуг.

Проектирование – способы и  выбор технологии, на основе которой  организуется производство. В этом процессе задействованы три основные функции. Маркетинг отвечает за предложение идей новых видов продукции и за сбор информации о технических характеристиках имеющихся на рынке товаров. Разработчики продукции несут ответственность за обоснованность технической концепции продукции и совершенство окончательного проекта. Производство отвечает за выбор или модификацию технологических процессов, предназначаемых для выпуска выбранной или разработанной новой продукции.

Процесс разработки. На первых двух фазах — разработка концепции и планирование продукции — проводится комплексный анализ информации о возможностях рынка сбыта, условиях конкуренции, технических возможностях и требованиях к новому товару. На основе такого анализа определяется структура нового продукта (учитывается рыночная концепция, емкость рынка, инвестиции и финансы). Также компании обычно стараются получить подтверждение правильности новой концепции, прибегая к пробной продаже этой продукции на небольших рынках. Такое тестирование может предусматривать изготовление опытных моделей и обсуждение их качеств с потенциальными потребителями.

После одобрения проекта - фаза инженерной разработки. Основная задача - конструирование, проектирование и изготовление действующих  опытных образцов, а также разработка инструментов и оборудования. Основу детальной инженерной разработки составляет цикл "проектирование—модель—тестирование». Завершается "сдачей проекта", которая означает, что данная модель отвечает всем предъявляемым к ней требованиям.

Фаза экспериментального производства. Изготавливается опытная партия продукции и проверяется способность новых или модифицированных производственных процессов выпускать продукцию в коммерческом объеме.

Заключительная фаза - наращивание  производства и достижение проектной мощности. Производство начинается с выпуска незначительных объемов; затем выпуск постепенно увеличивается.

В последнее время для ускорения  процесса разработки новой продукции  широко используют метод совместного  проектирования. Преимущества-сокращение сроков реализации проекта и производственных расходов.

Существует много факторов, отличающих процесс разработки услуг от разработки продукции. Во-первых, процесс и продукт  должны разрабатываться одновременно (процесс является продуктом). Во-вторых, хотя оборудование и программное обеспечение для поддержки проектирования сервиснойсферы  можно защитить патентами и авторскими правами, в самом процессе обслуживания отсутствует юридическая защита, доступная в сфере производства товаров. В-третьих, пакет услуг, в отличие от пакета товаров, поддающегося точному определению, содержит только основной результат процесса разработки. В-четвертых, многие элементы пакета услуг зачастую определяются уровнем подготовки, которую служащие проходят перед тем, как они становятся частью сервисной организации. В-пятых, многие сервисные предприятия способны радикально изменить предложение своих услуг практически за один день.

 

4. Производственная система, основные элементы

Производственная  система - это система организации промышленного производства.

Производство в широком смысле слова - это выпуск товаров, переработка  сырья и оказание связанным с  этим процессом услуг (последнее  иногда называется операциями). Производство - это любой процесс превращения  совокупности ресурсов в продукцию определенного качества и состава.

Элементы производственной системы: производственный процесс, ресурсы  и продукция.

1.Процесс производства — последовательность действий и операций по преобразованию сырья и материалов в товары и услуги. В основе совершенствования процесса производства лежит процесс изменения средств производства, который проходит следующие последовательные стадии: механизация - частичное использование машин для работы ранее выполняемой людьми; более высокая стадия‚- автоматизация; это полная передача механических операций машинам, приводящая к минимальному участию человека в производственном процессе; стандартизация - единообразие товаров, деталей и операций по их изготовлению, делающее людей и детали взаимозаменяемыми (массовое производство ); компьютеризация производственных процессов от стадии разработки до управления производственным процессом; в результате создаются возможности для гибкой переналадки станков для выпуска разнообразной по ассортименту продукции.

2. Ресурсы. Материалы и сырье. Современная тенденция: переход от дешевых простых природных ресурсов к синтетическим специализированным ресурсам.

Содержание изменений‚ которым подвергается сырье в  результате воздействия: целенаправленное изменение физических и химических свойств предметов труда; сборка или разъединение деталей или других предметов; подготовка предмета к другой технологической операции, транспортировке, контрольной операции или хранению; планирование, калькуляция, сообщение или получение информации‚ проектирование.

Труд - технологическая характеристика труда‚ как элемента производственной операции. То есть речь идет о содержании труда, степени равномерности, ритмичности, роли в выполнении операции (место работника в производстве).

3. Продукция -это результат деятельности фирмы или производственного подразделения (желаемого состава и вида).

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции производственный процесс может быть сложным и простым. Простой процесс предполагает выпуск одного продукта или услуги; сложный - предполагает использование различных ресурсов и выпуск широкой номенклатуры продукции.

Т.о, производственная система  предполагает наличие внешней и  внутренней среды, обратной связи. Внешняя  среда: макро - (политическая, экономическая, соц-демографическая, правовая, экологическая, культурная сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, транспорт и связь, и др.). Внутренняя - персонал; финансирование; производство; материалы; правовые документы; управленческие решения; здания; технологии и т.д.

 

5. Производственный процесс, понятие и виды производственного процесса.

Производственный процесс - совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия. 5 составляющих процесса: персонал, среда, технология, материалы, оборудование.

Виды: основные - непосредственно связанны с превращением исходного сырья или материалов в готовую продукцию (зерна в муку, сахарной свеклы в сахар). Совокупность этих процессов на предприятии образует основное производство. Добавляют продукту ценность. Результат получает потребитель.

Вспомогательные – технически обслуживают основные процессы, оказывают им определенные услуги: снабжение энергией, производство инструмента и приспособлений, выполнение ремонтных работ. Добавляют продукту стоимость, результат получает основной процесс.

Обслуживающие - осуществляют материальное обслуживание основного и вспомогательного производств. Прием, размещение, хранение сырья, материалов, готовой продукции, топлива, их транспортировкой от мест хранения к местам потребления и т. п.

Управленческие, в которых разрабатываются и принимаются решения, производятся регулирование и координация хода производства, контроль за точностью реализации программы, анализ и учет проведенной работы; эти процессы часто переплетаются с ходом производственных процессов.

Все процессы подразделяются на стадии, а стадии – на операции. Стадия производства – технологически законченная часть производственного процесса, характеризующаяся такими изменениями предмета труда, которые обуславливают переход его в другое качественное состояние (очистка сахарной свеклы, упаковка продукции). Каждая стадия объединяет операции, технологически родственные между собой, или операции определенного целевого назначения.

Производственная  операция – это часть процесса труда или производства, выполняемая одним или группой рабочих на отдельном месте, одним и тем же предметом труда, с помощью одних и тех же средств труда.

Информация о работе Лекции по "Производственному менеджменту"