Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием. Сущность: разработка, использование, усовершенствование производственных систем.
Увеличение производственной мощности возможно за счёт: ввода в действие новых и расширение действующих цехов; реконструкции; технического перевооружения производства; организационно-технических мероприятий; увеличение часов работы оборудования; изменение номенклатуры продукции или уменьшение трудоёмкости; использование технологического оборудования на условиях лизинга с возвратом в сроки, установленные лизинговым соглашением.
Для расчёта производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные: плановый фонд рабочего времени одного станка; количество машин; производительность оборудования; трудоёмкость производственной программы; достигнутый процент выполнения норм выработки.
Виды планирования производственных мощностей: долгосрочное; среднесрочное; краткосрочное.
Определяя производственные мощности своего предприятия, операционный менеджер должен учитывать как имеющиеся ресурсы, выход продукции, время.
Коэф. Использования производ.
Производственная мощность (М) предприятия (цеха) может быть определена по формуле: М = Тэ / t, где: Тэ – эффективный фонд времени работы предприятия (цеха), ч.; t – трудоемкость изготовления единицы продукции, ч.
При определении стратегии выбора производственной мощности необходимо сделать выбор по трем измерениям:1-размера запаса производственной мощности;2-времени и размера расширения;3. увязки решений по производственной мощности с другими принимаемыми решениями.
Цель стратегического планирования производственных мощностей заключается в обеспечении методов определения такого общего уровня мощности капиталоемких ресурсов — производственных помещений, оборудования и совокупного объема рабочей силы, который наилучшим образом поддерживал бы долговременную конкурентную стратегию компании. Выбранный уровень производственной мощности оказывает огромное влияние на способность фирмы реагировать на действия конкурентов, на структуру ее издержек, на политику управления запасами и на необходимость организации эффективной работы управленческого персонала и всего штата. Если мощность неадекватна, компания может потерять клиентов из-за медленного их обслуживания, либо позволив конкурентам выйти на рынок сбыта. Если производственная (или сервисная) мощность избыточна, вполне возможно, что компании, чтобы остаться в бизнесе и стимулировать спрос на свою продукцию, придется либо снизить цены на свою продукцию (или услуги), либо только частично использовать трудовые ресурсы, либо создавать чрезмерно большие товарно-материальные запасы, либо осваивать дополнительную, менее доходную продукцию.
Планирование загрузки мощностей: 1- Вопросы, связанные с повышением производственной мощности; 2-Определение потребности в производственной мощности; 3-Использование дерева решений для оценки альтернативных вариантов изменения мощности
Вопросы, связанные с повышением производственной мощности: Сохранение сбалансированности; Частота обновления производственных мощностей; Внешние источники увеличения производственных мощностей
Процедура определения потребности в производственной мощности: Использование методов прогнозирования и составление прогнозов объемов продаж; Вычисление потребности в оборудовании и рабочей силе; Составление плана загрузки оборудования и рабочей силы.
11.Факторы, определяющие производственную мощность
Производственная мощность – это показатель, отражающий максимальную способность предприятия по осуществлению выпуска товарной продукции в натуральных ил стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена, сутки, месяц, квартал, год).
Производственная мощность зависит от качественного и количественного состава всего наличного, закрепленного за предприятием оборудования, за исключением резервного, с учетом тех работ по модернизации, совершенствованию и пополнению оборудования, которые будут проведены в течение планового периода. Также от его производительности, уровня физического и морального износа.
На величину мощности
оказывают также влияние
Значительное влияние на величину мощности оказывает качество и состав сырья, а также своевременность поставок. Производственная мощность устанавливается исходя из того состава сырья и материалов, который определен нормальным технологическим процессом.
Величина производственной мощности зависит также от технологии производства и степени прогрессивности техники.
Оказывает большое влияние специализация предприятия. Производственную мощность следует устанавливать исходя из оптимальной для данного предприятия номенклатуры продукции, т.е. такой, которая наиболее полно и комплектно загружает весь состав имеющегося на предприятии оборудования.
Решающее влияние на величину производственной мощности оказывает уровень нормативов производительности оборудования, который принимается за основу при расчете мощности.
Важнейшим фактором является
уровень организации труда и
производства, обеспечение наиболее
благоприятных условий для
12.Пропускная
способность сервисного
Производственные мощности сервисных предприятий (= пропускная способность) – максимальное количество услуг, которое может предоставить организация при имеющихся основных ресурсах или максимальное количество клиентов.
Сервисные мощности намного больше зависят от времени и места расположения, они больше подвержены колебаниям спроса и их степень использования оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания.
Время. В отличие от товаров, услуги нельзя хранить для использования их в будущем. Необходимые мощности должны быть в наличии именно на тот момент времени, когда в них возникает необходимость. Так, например, пассажиру нельзя предоставить конкретное место в самолете, которое пустовало во время предыдущего полета, тем более, если текущий рейс переполнен. Пассажир не может приобрести место на рейс в определенный день и забрать его домой, чтобы использовать позднее.
Место расположения. Сервисные мощности должны быть расположены в непосредственной близости от клиентов. В производственной сфере товары могут производиться в одном месте, а потом доставляться в другое, где они и сбываются потребителям. Для сферы обслуживания характерно обратное.
Колебания спроса. Колебания спроса на услуги, а следовательно, и на потребности в сервисных мощностях в системе предоставления услуг намного сильнее, чем в производственной системе. Объясняется это тремя причинами. Во-первых, услуги не подлежат хранению - нельзя создать товарно-материальные запасы, чтобы их использовать впоследствии для сглаживания колебаний спроса. Во-вторых, клиенты взаимодействуют непосредственно с обслуживающей системой, и каждый из них зачастую имеет отличные от других потребности, разный уровень опыта взаимодействия с процессом обслуживания и может требовать разного количества контактов. Все это приводит к большим колебаниям времени обслуживания каждого потребителя услуг и таким образом вызывает большие колебания потребностей в сервисных мощностях. В-третьих, пропускная способность сервисного предприятия напрямую зависит от поведения клиента. Это означает, что самые разные факторы, способные повлиять на поведение клиента, начиная от погодных условий и заканчивая более значительными событиями, могут непосредственно изменить спрос на различные услуги.
13. Оборотные средства фирмы, их структура
Оборотные средства предприятия представляют
собой стоимостную оценку оборо
Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла.
Оборотные производственные фонды классифицируются по следующим элементам: производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП). Незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке. Расходы будущих периодов – это затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах.
Фонды обращения - это совокупность всех средств, функционирующих в сфере обращения. К фондам обращения относятся: готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия; продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; денежные средства (в кассе предприятия и на счетах в банке), а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность). Дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятий.
Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация).
Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости. Зависит от многих факторов, в том числе от специфики предприятия, характера продукции, условий снабжения и сбыта и т. д.
По источникам образования оборотные средства делятся на собственные и привлеченные (заемные). В различных странах между собственным и заемным капиталом используются различные соотношения (нормативы). В России применяют соотношение 50/50, в США – 60/40, а в Японии – 30/70.
14.Нематериальные активы фирмы.
Нематериальные активы - активы предприятия, не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные и технические ресурсы; репутация в финансовом мире; капитализированные права и привилегии; конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью; защита, обеспечиваемая страховкой; патенты и торговые марки, фирменные знаки; "ноу-хау" и другие виды интеллектуальной собственности; право на пользование.
При принятии активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:
К НА не относятся расходы по образованию организации, интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация и способность к труду (неотделимы от владельца).
Нематериальные активы весьма неоднородны по своему составу, по характеру использования или эксплуатации, по степени влияния на финансовое состояние предприятия и результаты хозяйственной деятельности, поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу и включению в экономический оборот.
В практической работе следует учитывать следующие принципы классификации и формирования нематериальных активов:
1.По степени участия
в производстве: функционирующие
(работающие) нематериальные активы,
использование которых
2.По степени отчуждения:
отчуждаемые - полностью передаваемые
при их продаже, передаче, аренде;
неотчуждаемые - остающиеся в
собственности предприятия-
3.По степени влияния
на финансовые результаты
4.По степени правовой
защищенности: защищаемые охранными
документами (авторскими
Информация о работе Лекции по "Производственному менеджменту"