Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием. Сущность: разработка, использование, усовершенствование производственных систем.
Структура показателей качества:
Классификационные показатели: Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
Оценочные показатели: Функциональные (пок-ли функц-й пригодности, надежности (безопасность, ремонтопригодность (способность восстанавливать исходное свойство, в первую очередь функциональное, после устранения выявленных дефектов.), долговечность (способность сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта), восстанавливаемость, сохраняемость), эргономичности продукции (способность продукции создавать ощущение удобства, комфорта и наиболее полного удовлетворения потребности в соответствие с антропометирическими, психологическими, психолого-физеологическими потребностями потребителя), эстетичности прод-и (художеств-я выразит-ть, рациональность формы, целостность композиции, совершенство произв-го исполнения)); Ресурсосберегающие ( технологичности (в сфере прим-я продукции и в сфере произв-ва) и ресурсопотребления); Природоохранные (безопасности (травмоопасность, взрывоопасность и т.д.) и экологичности (при произв-ве, монтаже, потреблении, эксплуатации, хранении и утилизации)
38.Стандартизация и сертификация продукции
Стандартизация продукции - деятельность по разработке и установлению норм, правил, характеристик (требований), как обязательных, так и рекомендуемых.
Объекты стандартизации: Продукция (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция) Работы (технологические процессы, процессы управления и произвдства) Услуги (материальные и нематериальные)
Цели стандартизации: безопасность продукции, работ, услуг; техническая и информационная совместимость; качество продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники, технологии: единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения ЧС; обороноспособность и мобилизационная готовность страны
Государственная система стандартизации Российской Федерации включает: комплекс основополагающих стандартов и Государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ. В ГОСТ и ГОСТ Р включают: обязательные требования к качеству продукции и её безопасности для человека и среды; обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости; обязательные методы контроля качества продукции; параметрические ряды и типовые конструкции; основные потребительские свойства, упаковка, маркировка; общепринятые термины и нормы.
Закон РФ «О стандартизации» устанавливает: Основные положения; Принципы; Понятия; Порядок организации работ в области стандартизации.
Закон РФ «О защите прав потребителей» возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по сертификации продукции, услуг, работ.
Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 90 стран, работает с 1946 года. Основная задача международной стандартизации: гармонизация системы стандартов страны и приведениё её к международной, повышение качества продукции страны, сотрудничество с другими странами, участие в международном разделении труда. В международных стандартах устанавливаются требования к безопасности продукции и её совместимости. Основной упор делается на установление единых методов испытаний продукции, маркировку и терминологию, т.к. это необходимо для обеспечения взаимопонимания изготовителя и потребителя, вне зависимости от страны их пребывания.
Сертификация – процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона дает письменную гарантию, что продукция, работа или услуга соответствует заданным требованиям международных или национальных стандартов.
Сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Существуют две формы сертифика
ПРЕИМУЩЕСТВА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: Конкурентные преимущества («Гарантии качества» подтверждены на международном уровне); Экономичность (Меньше ошибок, увеличение прибыли); Мотивация (Улучшение взаимоотношений и развитие духа партнерства у персонала); Доверие (Уменьшение числа внешних аудитов); Надежность (Возможное освобождение от упрека в виновности)
39.Стандарты ISO серии 9000 и зоны их применения.
International Organization for Standardization — ISO. С помощью стандартов ISO компанию, производящую какие-либо детали в Китае, можно сравнить с фирмой, выпускающей такие же детали в США.
ISO 9000 — это комплект стандартов,
разработанный Международной
Стандарты ISO 9000 состоят из пяти основных частей, пронумерованных с 9000 по 9004 Процессы охватывают диапазон от проектирования и разработки до фазы обслуживания продукции через фазы поставки, производства и установки.
ISO 9000 и 9004 содержат
только руководство по
Для того чтобы фирма получила наивысшую аккредитацию, т.е. по стандарту ISO 9001, необходимо приложить много усилий и затратить немалые средства. Кроме того, некоторые компании просто не нуждаются в таком высоком уровне аккредитации.
Стандарты ISO 9000 включают 20 основных элементов, определяющих характер функционирования системы и ее эффективность. Эти 20 элементов полностью отражены в стандарте ISO 9001 и частично в стандартах: ISO 9002 и 9003.
Стандарты ISO 9000 намеренно носят обобщенный характер. Каждая фирма трактует их требования с учетом особенностей своего конкретного бизнеса. С практической точки зрения стандарты ISO 9000 очень нужны компаниям, поскольку они обеспечивают структуру, с помощью которой фирмы могут оценивать свое текущее состояние и намечать уровень, которого они хотели бы достичь. Существует мнение, что стандарты ISO 9000 только указывают фирмам как "документировать свои действия, а затем действовать в соответствии с этой документацией". Это в определенной степени справедливо, однако стандарты ISO 9000 гораздо шире, поскольку они стимулируют постоянное улучшение и высокую степень осведомленности. Международная организация по стандартизации изначально подразумевала, что ISO 9000 будут более чем просто стандартами, поскольку с их помощью отображаются характеристики хорошо организованной производственной деятельности с использованием квалифицированного и высокомотивированного персонала. Эти стандарты предлагаются как новый подход, при котором фирмы, которые быстрее других реагируют на изменение ситуации в деловом мире, пользуются преимуществами лидеров, а те, которые запаздывают, могут лишиться своего дела.
Двадцать элементов ISO 9000. 1.Административная ответственность. 2. Система обеспечения качества. 3. Наблюдение за выполнением контрактов. 4. Контроль проекта. 5. Контроль документации 6. Закупки. 7. Материалы, поставляемые заказчиком. 8. Идентификация и отслеживаемость продукции.. 9. Контроль технологического процесса. 10. Контроль и тестирование. 11. Оборудование для проверки, измерения и тестирования. 12. Состояние проверки и тестирования. 13. Контроль продукции, не удовлетворяющей требованиям. 14. Корректирующие мероприятия 15. Управление товарно-материальными запасами, складское хранение, упаковка и доставка. 16. Отчетность. 17. Внутренние проверки качества. 18. Подготовка персонала. 19. Обслуживание. 20. Статистические методы.
40.Методы непрерывного повышения качества
Непрерывность улучшений качества представляет собой философию менеджмента, согласно которой совершенствование продукции и технологического процесса рассматривают как бесконечный процесс, в ходе которого очередные победы, чаще незначительные, достигаются
постоянно. Оно является неотъемлемой частью системы всеобщего управления качеством. В частности непрерывность улучшений (повышения) качества (Continuous Improvement — CI) представляет собой постоянный процесс совершенствования оборудования, материалов, использования рабочей силы и производственных методов с помощью практической реализации всех полезных предложений и идей. Зародившись в свое время в США, данная философия стала основой японского подхода к операционному процессу и в наши дни нередко противопоставляется традиционному западному подходу, который в основном характеризуется нацеленностью на масштабные технологические и теоретические нововведения, ведущие к значительным достижениям. Однако и на Западе отношение к этому вопросу меняется.
На данный момент философия непрерывного повышения качества уже давно взята на вооружение производственными предприятиями как в Японии, так и на Западе, но в наши дни она получила широкое распространение в сфере обслуживания.
Методы, используемые компаниями для непрерывного повышения качества, варьируются в диапазоне от предельно структурированных сложных программ, в которых широко применяются инструменты статистического контроля процесса (SPC), до простых предложений, вытекающих из тщательного анализа или применения "мозговой атаки".
Еще одним широко распространенным
инструментом является так называемый цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование—выполнение—
5W2H — аббревиатура от английских слов What (что), Why (зачем), Where (где), When (когда), Who (кто), How (как), How much (сколько).
Все методы непрерывного улучшения, в той или иной мере носят внутренний характер: они предназначены для улучшений с помощью подробного анализа текущих практических технологических процессов в масштабах одной компании. В ходе определения эталона аналитик выходит за рамки своего предприятия с тем, чтобы исследовать достижения конкурентов в своей отрасли промышленности и лидеров в других сферах. Основная задача определения эталона очень проста: следует только найти компании с наилучшими показателями эффективности и проанализировать, как можно использовать их опыт.
Чтобы отдельным специалистам или группам было легче генерировать новые идеи относительно непрерывного улучшения, разработали целый ряд основных рекомендаций. В соответствии с ними следует задаваться самыми разными вопросами и ставить их с любой точки зрения. На фазе выполнения цикла PDCA намеченные изменения воплощаются в жизнь. Специалисты, как правило, рекомендуют составлять для начала краткосрочный план и впоследствии документировать все его изменения. На этом этапе могут также пригодятся контрольные карты (Check Sheet). На фазе проверки проводится оценка данных, собранных во время реализации плана. Цель этого этапа заключается в том, чтобы убедиться, что фактические результаты соответствуют первоначально намеченному плану. На последней фазе, реакция, результаты улучшения формируются в новую стандартную процедуру и воспроизводятся во всех аналогичных процессах в масштабах всего предприятия.
41)Целью стратегического планирования
производственных мощностей является
определение такого общего уровня капиталоемких
ресурсов - производственных помещений,
оборудования и рабочей силы, который
наилучшим образом поддерживал бы конкурентоспособную
стратегию компании. Если мощностей недостаточно,
компания может потерять клиентов и рынок.
Если мощность избыточна, компании придется
устраивать распродажи избыточно произведенной
продукции, либо создавать чрезмерно большие
товарно-материальные запасы.
Коэффициент использования производственных
мощностей увязывает фактически используемые
мощности и оптимальные (проектные) производственные
мощности.
Крупные компании, имеющие большие производственные
мощности, обладают при прочих равных
условиях двумя важными преимуществами.
Во-первых, они могут воспользоваться
выгодами эффекта экономии, обусловленной
ростом масштаба производства, а во-вторых
– выпускать большие объемы продукции
за счет эффекта, описываемого кривой
роста производительности.
Эффект экономии, обусловленный ростом
масштаба производства возникает вследствие
того, что по мере увеличения объема выпускаемой
продукции, средние издержки на единицу
продукции сокращаются. Это снижение издержек
происходит из-за более низких удельных
затрат на единицу продукции при приобретении
и эксплуатации производственного оборудования,
из-за более низких удельных затрат на
единицу продукции в части инфраструктурных
и управленческих расходов.
Эффект, описываемый кривой роста производительности
(кривой накопления опыта) заключается
в том, что по мере увеличения объема продукции
в компании накапливается опыт наиболее
эффективных методов производства, благодаря
чему издержки производства сокращаются
(рис.1).
Информация о работе Лекции по "Производственному менеджменту"