Лекции по "Производственному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием. Сущность: разработка, использование, усовершенствование производственных систем.

Файлы: 1 файл

Шпоры по Производственному менеджменту.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

5.По степени вложения  индивидуального труда работников данного предприятия: единоличные -  разработаны лично работниками или учредителями предприятия; паевые - разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях; приобретенные со стороны - получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

 

15.Сущность  издержек производства, их виды

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятие  несет определенные виды расходов, связанные с использованием средств  труда, предметов труда, рабочей силы, капитала, а также с  осуществлением обязательных платежей государству. Если суммарные затраты (издержки) оказываются ниже доходов от реализации продукции предприятия, оно имеет положительный результат своей деятельности, называемый прибылью.

Издержки - это денежное выражение ценности экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении экономическим субъектом каких-либо действий. Выделяют издержки производства и издержки обращения.

Издержки производства – это стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для его деятельности.

Издержки обращения возникают в сфере обращения.

Существуют бухгалтерский  и экономический способ расчета  издержек. При бухгалтерском способе  издержки рассчитываются как произведение фактической цены ресурса на количество затрачиваемого ресурса. При использовании экономического способа оценки издержек учитывается ценность других благ, которые можно было бы произвести при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов.

По периодичности возникновения  производственные издержки делятся  на текущие и единовременные. Текущие  издержки предприятия обеспечивают текущую деятельность хозяйствующего субъекта и возобновляются при каждом производственном процессе. Текущие издержки предприятия называют расходами, связанными с производством и реализацией. Единовременные издержки осуществляются периодически. Например, при производстве продукции  затраты на приобретение станка осуществляются не ежемесячно, а раз в несколько лет.

По экономической роли в процессе производства текущие  издержки делят  на основные и накладные. Основные издержки – издержки, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции (все затраты, включаемые в состав технологической себестоимости). Накладные  издержки – издержки, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Предельные издержки – это прирост издержек при увеличении производства на единицу продукции.

По методу отнесения  затрат на производство конкретного  продукта  выделяют прямые и косвенные затраты . Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида  продукции. Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем.

По отношению к объему производства продукции затраты  подразделяются на переменные и постоянные. Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации.

 

16.Восемь принципов  стандартов ISO

Восемь принципов менеджмента  качества - это основные принципы стандартов ISO, являющимися на сегодня базовыми стандартами систем менеджмента. Высшее руководство организации должно внедрять эти стандарты, контролировать и анализировать их действие, принимая во внимание при внедрении или актуализации системы менеджмента концепцию и методологию, вытекающие из вышеперечисленных принципов.

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Выгоды: повышенная доля на рынке за счет гибкой и быстрой реакции на рыночные возможности; более результативное использование ресурсов организации; повышенная приверженность потребителей.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Выгоды: работники будут понимать цели и задачи организации и будут мотивированы на их достижения; различные виды деятельности оцениваются, выстраиваются и осуществляются единообразным способом; неэффективные коммуникации сведены к минимуму.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. Выгоды: мотивированные, преданные и вовлеченные работники; творческий подход; Работники становятся ответственными.Стандарт ISO устанавливает требование компетентности персонала всех уровней. Необходимо удостовериться, что квалификация каждого работника достаточна для эффективного выполнения им своих обязанностей.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Выгоды: снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов; улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. Выгоды: способность фокусировать усилия на ключевых процессах; эффективная устойчивая организация

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Однако прежде чем приступать к действиям по улучшению, необходимо на момент начала работы выполнить измерения в данной области, чтобы была информация для сравнения результатов проведенного улучшения. Если нет уверенности, что планируемое улучшение принесет пользу организации, его не следует проводить.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Выгоды: обоснованные решения; повышенная способность анализировать, подвергать сомнению и изменять мнения и решения.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Выгоды: гибкость и быстрота совместной реакции на меняющийся рынок или потребности и ожидания потребителей; оптимизация затрат и ресурсов.

Эти восемь принципов  менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента  качества, входящих в семейство ИСО 9000.

 

17.Выборочное  наблюдение за трудовым процессом.

Если работу выполняют редко или она требует продолжительного времени, то применяют выборочное наблюдение за трудовым процессом. Как предполагает само название, метод состоит в исследовании части, или выборки, какой-либо рабочей деятельности. В основе этого наблюдения лежит идея о том, что отобранная в случайном порядке некоторая часть единиц может представлять всю изучаемую совокупность явления по интересующим признакам.

Выборочное наблюдение имеет ряд преимуществ перед сплошным:

1.Так как обследуется  часть единиц совокупности, ошибок регистрации будет меньше, следовательно, информация будет более достоверной;

2.Выборочное наблюдение позволяет собрать более полную информацию за более сжатые сроки при меньших трудовых и денежных затратах;

3.При изучении некоторых явлений невозможно провести сплошное наблюдение.

Выборочное наблюдение за трудовым процессом используют:

1.Для определения коэффициента  простоя, который служит для  определения

 процента рабочего  времени, эффективно используемого  персоналом или оборудованием.

2.Для измерения производительности, которая необходима для разработки  норм

выработки рабочих. Если длительность выполнения работы связана  с количеством

выпускаемой продукции, то разрабатывают норму выработки.

3.Для определения нормативов  времени, необходимых для расчета норм времени

 выполнения операций.

5 этапов. 1. Установить  конкретный вид деятельности, который  будет главной целью изучения. 2. Предварительно оценить время  изучаемой деятельности в процентах  к общему времени (например, оборудование  работает 80% от основного времени). 3. Установить желаемую точность результатов исследования. 4. Определить конкретное время проведения каждого наблюдения.

5. В период изучения  повторно вычислить требуемый  размер выборки в двух или

трех интервалах, используя собранные до этого данные. Отрегулировать при необходимости количество наблюдений.

 

18.Обновление  процесса и всеобщее управление  качеством.

Стремление стимулировать  производство товаров, не имеющих конкурентов  на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление  качеством.

Total Quality Management - философия управления успешно стартовала много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград, которые присуждаются компаниям, демонстрирующим наивысшее качество производимой продукции.

Главная идея TQM состоит  в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации в целом, включая работу персонала. Постоянное одновременное усовершенствование этих трех составляющих - продукции, организации, персонала - позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется достижением удовлетворенности клиентов, улучшением финансовых результатов и ростом удовлетворенности служащих своей работой в компании.

TQM включает два механизма: Quality Assurance и Quality Improvements. Первый поддерживает необходимое качество и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в данном товаре или услуге. Второй предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий. Два механизма - обеспечение гарантированного уровня качества (QA) и его повышение (QI) - позволяют постоянно совершенствовать, развивать бизнес.

Глобальный экономический спад 90-х годов привел к тому, что  для поддержания своей способности  выживать в жестокой конкурентной борьбе компаниям пришлось внедрять различные нововведения, направленные на совершенствование процессов управления производством. Основой концепции управления качеством является постепенное и непрерывное улучшение  управляемых процессов. В отличие от него, обновление бизнес-процесса означает радикальное единовременное изменение процесса путем его полной модернизации. Его характерная особенность заключается в том, что все этапы бизнес-процесса предприятия рассматриваются и анализируются в принципиально новом свете: за этим анализом следует отказ от операций, которые не создают прибавочной стоимости, а затем полная компьютеризация оставшихся этапов для достижения намеченных результатов.

Обновление бизнес-процесса заключается в достижении значительного  улучшения технологических процессов для удовлетворения запросов современного потребителя в отношении качества, скорости и частоты внедрения нововведений, индивидуализации и обслуживания .

План обновления процесса. Этап 1. Изложение доводов акции. Этап 2. Выявление процесса, подлежащего обновлению. Этап 3. Оценка возможностей обновления. Этап 4. Анализ существующего процесса. Этап 5. Разработка проекта нового процесса. Этап 6. Внедрение обновленного процесса.

 

19.Эффективные  методы организации производственного процесса.

Применяемые методы организации производственного  процесса можно разделить на три  вида: поточные; партионные; единичные.

Поточный метод  характеризуется: глубоким расчленением производственного процесса на операции; четкой специализацией рабочих мест на выполнении определенных операций; параллельным выполнением операций на всех рабочих местах; расположением оборудования по ходу технологического процесса; высоким уровнем непрерывности производственного процесса, достигаемым обеспечением равенства или кратности продолжительности операций такту потока.

Такт - промежуток времени между  запуском (или выпуском) двух смежных  изделий на поточной линии.

Основной структурной единицей поточного производства является поточная линия. Поточная линия представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса, предназначенных для выполнения закрепленных за ним операций и связанных между собой специальными видами межоперационных транспортных средств. В условиях потока наиболее часто применяются разнообразные приводные транспортные средства - конвейеры.

Информация о работе Лекции по "Производственному менеджменту"