Лекции по "Производственному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием. Сущность: разработка, использование, усовершенствование производственных систем.

Файлы: 1 файл

Шпоры по Производственному менеджменту.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Сущность системы КАНБАН. При помощи системы канбан регулируется количество выпускаемой на заводе продукции. Главное преимущество системы канбан заключается в предотвращении перепроизводства. Цель системы канбан — производить только необходимую продукцию в требуемом количестве и в нужное время.

На все производственные участки  завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих  деталей и узлов, которое действительно  необходимо для ритмичного выпуска  точно определенного объема продукции. Канбан система - система эффективной синхронизации многоэтапного производства и материально-технического обеспечения, осуществляемая с помощью карточек производственного заказа и карточек отбора (карточек канбан).

Канбан - карточка или табличка, прикрепляемая к контейнеру с материалами, которая координирует подачу и отгрузку материалов на производственной линии.

Канбан карточки прикрепляются  к комплектующим изделиям, поступающим  на конвейерную линию, и формирующих  своим обращением текущий производственный график адаптивного типа.

На карточке: наименование детали; номер детали; количество деталей; адрес получателя детали; адрес отправителя детали. Цвет карточки: Синий — производственный канбан (между производственной линией и зоной выдачи); красный — складской канбан (между складом и зоной выдачи); Зелёный — межцеховой канбан(между цехами, производствами заводами и.т.д.).

Cхема движения контейнеров с картами "канбан" – после завершения операций на предыдущем участке деталь с карточкой передается на промежуточный склад, откуда централизованно поступает на последующий участок обработки.

В системе канбан на предыдущих этапах производства выпускается ровно  столько деталей, сколько было изъято последующим процессом. Закончив один процесс, рабочие изымают детали у предыдущего процесса. Они берут столько, сколько нужно, и тогда, когда нужно. Сигналом для изъятия служит заказ потребителя. Такая система производства называется вытягивающей.

Правила системы «Канбан»

1.Последующий технологический этап должен «вытягивать» необходимые изделия с предшествующего этапа в необходимом количестве, в нужном месте и в строго установленное время.

2.На участке производства  выпускается такое количество  изделий, какое «вытягивается»  последующим участком.

3.Бракованная продукция никогда не должна поступать на последующие производственные участки.

4.Число карточек «Канбан»  должно быть минимальным.

5.Карточки «Канбан»  должны использоваться для приспособления  производства к небольшим колебаниям  спроса.

6.Производство продукции в больших количествах, чем указано в карточках, запрещается;

7.различные детали  должны изготавливаться в той  последовательности, в какой подавались  карточки.

Необходимые условия  для внедрения системы «Канбан»: сбалансированность производства; сокращение времени переналадки оборудования; автономный контроль качества продукции на рабочих местах.

Первый принцип —  бирка должна находиться в таре с  деталями или прикреплена к ним. Второй принцип — два канбана  на рабочем месте, то есть на одном  рабочем месте допускается иметь две нормы деталей. Этот принцип распространяется только на мелкие и средние детали, транспортировка которых осуществляется в специальной таре — данный принцип устанавливает время на транспортировку деталей. Третий принцип — отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), так как если бракованные детали будут попадать на конвейер, будет отсутствовать стабильная работа транспортировщика и работа конвейера. Четвертый принцип  — формирование новой схемы складского хозяйства:

  • склад должен быть один, максимально приближённый к конвейеру;
  • самообслуживание: транспортировщик движется по складу и сам собирает в тележку необходимые детали и сборочные единицы;
  • детали и КИ в нужном количестве должны быть подготовленные для транспортировщика работниками склада, одним из самых важных факторов является отсутствие пересчёта, либо скорый пересчёт (мерная, ячеистая тара).

 

31.Применение  JIT в сервисе

Многие  сервисные фирмы успешно используют систему ЛТ. Точно так же как  в производстве, применимость каждого метода и использование соответствующих компонентов ЛТ зависят от характеристики рынка данной фирмы, технологии производства и технологического оборудования, профессиональной подготовки работников и общей культуры фирмы. В этом смысле сервисные фирмы мало отличаются от производственных.

Примеры JIT: группы для решения орг. проблем, поощрение за аккуратное отношение к работе, повышение качества, упорядочение производственных потоков, пересмотр применяемого оборудования,  выравнивание загрузки мощностей, устранение ненужных видов деятельности, реорганизация обслуживающей инфраструктуры, внедрение «вытягивающего» (создающего среду для JIT) спроса, кооперация с партнерами.

Принципы успеха JIT: поддержка руководства, обязательность сотрудников, поощрение дисциплинированности.

1)Фирма Honeywell расширяет деятельность своих кружков качества, перенося опыт с производства в сервисные подразделения. Другие корпорации, причем совершенно разные, для улучшения,обслуживания используют похожие подходы. British Airways использовала кружки качества как основу своей стратегии для предоставления новых сервисных услуг.

2)Лидеры в сфере обслуживания, такие как McDonald's, Disneyland и Speedi-Lube, давно поняли важность аккуратного отношения к работе. Результатом их следования этому принципу является то, что быстрее протекают сервисные процессы, легче внести усовершенствование и потребители замечают, что качество обслуживания возрастает.

3)Повышение качества. Единственным рентабельным путем повышения качества является увеличение устойчивости производственного процесса. Высокое качество процесса обеспечивается непосредственно на месте выполнения технологической операции, что гарантирует постоянство и однородность выпускаемой продукции и услуг.

4)Упорядочение производственных потоков. Упорядочение потоков, основанное на

системе JIТ, может коренным образом улучшить выполнение процесса. Federal Express Corporation изменила схемы авиарейсов с "исходная точка—место назначения" на "исходная точка—узловой аэропорт", где груз перегружают на следующий самолет, направляющийся к месту назначения. Это было революцией в транспортной авиаиндустрии.

5.Устранение ненужных видов деятельности. Операция, не создающая стоимости, является кандидатом на ликвидацию. Операция, которая создает стоимость, может быть кандидатом на усовершенствование для обеспечения стабильности технологического процесса или снижения времени выполнения задачи.

6.Внедрение "вытягивающего" спроса. Вследствие специфического характера производства и потребления в сфере обслуживания для нормального функционирования сервисного бизнеса необходимо "вытягивание" спроса (реагирование на спрос). Поэтому многие сервисные фирмы переносят свои операции в "отдаленные точки" или места "контакта с потребителем".

7.Реорганизация производственной структуры. Применение системы JIT требует также реорганизации рабочей зоны. Часто производители осуществляют реорганизацию, создавая отдельные производственные ячейки для выпуска малых партий в соответствии с требованиями спроса. Большинство сервисных фирм отстают в этом вопросе от производственных предприятий. Пример. Некоторые больницы вместо обычных больничных процедур реорганизовали свои службы в рабочие группы, основанные на конкретной проблеме. Эти группы представляли микроклинику в составе больницы.

8.Кооперация  с поставщиками. Система JIT подталкивает к организации кооперации поставщиков и потребителей, работающих на взаимовыгодной основе в течение длительного времени. Вместе с этим фирмы в сфере услуг не придают особого значения сети поставщиков материалов, так как в сервисе большая часть расходов приходится на рабочую силу. Наряду с этим мелкие предприниматели поняли, что совместное сотрудничество необходимо не только с поставщиками, но и со всеми заинтересованными сторонами. Сейчас часто рассматривается возможность сотрудничества JIT-типа с организациями, временно оказывающими услуги, и с торговыми училищами для создания надежного источника новых, хорошо подготовленных работников.

 

32.Критерии, влияющие  на выбор места расположения предприятий

При размещении производственных и  сервисных объектов компании руководствуются  различными критериями, определяемыми  требованиями конкуренции.

Близость к потребителям. Близость к рынку приобрела особое значение из-за возросшей ответственности перед потребителем. Именно эта близость позволяет быстро поставлять товары. Основой для принятия решений по этому критерию служат данные о характере населения.

Деловой климат. Благоприятный для фирмы деловой климат может включать сопоставимую по масштабу предпринимательскую деятельность, присутствие компаний, работающих в той же отрасли, а в случае зарубежного размещения - присутствие других иностранных компаний. Кроме того, успех определяется наличием надлежащего законодательства в сфере бизнеса, поддержкой предпринимательской деятельности местными органами управления, предоставление субсидий, налоговых льгот и т.д.

Общие издержки. Цель размещения состоит в выборе места с самыми низкими общими издержками. В них включают региональные издержки и внутренние и внешние издержки распределения. Региональные затраты состоят из стоимости земли, сооружений, оплаты рабочей силы, налогов и знергетических затрат.

Инфраструктура. Жизненно необходимо наличие разветвленной транспортной системы (автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта), а также обеспечение потребностей в электроэнергии и телекоммуникациях.

Качество профессиональной подготовки рабочей силы. Образовательный и профессиональный уровни местных работников должны соответствовать требованиям компаний, причем даже еще важнее готовность и способность к обучению.

Поставщики. Наличие высокопрофессиональной и конкурентоспособной сети поставщиков. Близость предприятий главных поставщиков также позволяет использовать методы организации производства с неполной загрузкой производственной мощности.

Местонахождение других объектов компании. Расположение других предприятий или центров распределения этой же компании может повлиять на выбор местоположения нового отделения компании.

Зоны свободной торговли. Зоны иностранной торговли внутри страны, называемые зонами свободной торговли, - это обычно закрытые регионы (находящиеся под надзором таможенной службы), в которых товары иностранного производства продаются без обычных таможенных формальностей.

Политический риск. Быстро меняющиеся геополитические обстоятельства во многих странах предоставляют новые возможности. Но затянувшееся проведение реформ, наблюдающееся во многих странах, чрезвычайно затрудняет принятие решения в пользу размещения в этих регионах.

Государственные барьеры. В настоящее время во многих странах законодательно сняты барьеры на вход в отрасль и на размещение производств. Но, вместе с тем, при планировании размещения следует учитывать многие неюридические и культурные барьеры.

 

 

33.Методы размещения промышленных предприятий

Оценку альтернативных регионов, субрегионов  и отдельных населенных пунктов

 обычно называют  макроанализом. Оценку конкретных  участков в уже выбранном

 населенном пункте  называют микроанализом. При выполнении макроанализа используют

 фактор-рейтинговые  системы, метод линейного программирования  и метод центра

 тяжести. 

1.Фактор-рейтинговые системы. Наиболее  широко

 используемый общий  метод выбора места расположения, так как они обеспечивают

 механизм, позволяющий  объединить различные факторы  в легкодоступную форму.

 

Топливо в регионе (до 330); Наличие и надежность ист. Энергии (до 200); Трудовые ресурсы (до 100); Условия  жизни; Транспортировка; Климат; Поставщики и др.

По этим факторам нужно оценить в баллах каждое возможное место расположения,

 используя соответствующие  шкалы оценок, и затем найти  их суммы. После сравнения

 полученных сумм  для каждого участка по наибольшей  сумме баллов выбирается место

расположения производства.

 

Главная проблема - они не учитывают  широкий диапазон издержек, который может иметь место в

 пределах каждого  фактора. Для решения этой проблемы  предложено определять возможные  значения

 каждого фактора,  используя метод взвешенной шкалы,  основанный на диапазонах

Информация о работе Лекции по "Производственному менеджменту"