Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Положения об организации включает следующие разделы: общие положения; основные задачи; функции; права и обязанности; руководство; взаимоотношения и связи; контроль, проверка и ревизия деятельности; реорганизация и ликвидация. Положения об организации утверждаются вышестоящей организацией.
Положение о подразделении является документом, определяющим баланс функции, прав, обязанностей и ответственности коллектива подразделения и его руководителя.
Положение о подразделении включает следующие разделы:
Общие положения: полное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение; чем оно руководствуется в своей деятельности; кем возглавляется и кому подчиняется; порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения; наличие у подразделения печати;
Основные задачи: перечень основных направлений деятельности подразделения;
Функции: виды работ, выполняемых подразделением для решения поставленных перед ним задач;
Права и обязанности: права, которыми наделяется подразделение в лице его руководителя и возложенные на него обязанности;
Ответственность: виды дисциплинарной, административной, уголовной (при необходимости) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения им своих обязанностей;
Взаимоотношения: перечень подразделений и организаций, взаимодействующих с подразделением, с указанием на информацию, получаемою и представляемою подразделением, периодичность и сроки ее представления, порядок рассмотрения разногласий.
Положение о структурном подразделении согласовывается с юристом, подписывается руководителями подразделения и организации.
Положение о персонале включает следующие разделы: общие положения, прием на работу, права и обязанности работников и администрации, рабочее время и время отдыха, отпуска, командирование, временное откомандирование и перевод на новое место работы, заработная плата, социальное страхование и компенсации, меры поощрения и дисциплинарные меры, освобождение от работы, рассмотрение трудовых споров. Этот документ особенно необходим в организациях, где нет коллективного договора.
Договор (контракт) – документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений (характера сделки, условий и сроков постановки, транспортировки, оплаты, гарантий и т.д.).
Штатное расписание — документ, содержащий перечень должностей сотрудников организации, учреждения, фирмы; сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы (в государственных учреждениях — с указанием разряда по единой тарифной сетке). Штатное расписание оформляется на бланке, подписывается заместителем руководителя и согласовывается с главным бухгалтером.
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Документ. Реквизиты документа
Документ представляет собой результат отображения фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Документ может быть создан посредством письма, графика, рисунка, фотографии, звуко и видеозаписи; может изготовляться на бумаге, фотопленке и
т. д.
Среди различных систем документации особое место занимает Унифицированная система организационно-
В организационно-
Для выработки правильного решения в процессе управления необходимо, чтобы ИНФОРМАЦИЯ, содержащаяся в документе была ПОЛНОЙ (т. е. достаточной для принятия решения), ДОСТАТОЧНОЙ (соответствующей объективному состоянию дел) и ОПЕРАТИВНОЙ (своевременно переданной). В организации должен быть установлен единый порядок составления документов и работы с ними.
Этот порядок закрепляется Инструкцией о делопроизводстве организации, подготовленной в соответствии с законодательством РФ и ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-
При подготовке и оформлении организационно-
Документ имеет юридическую силу при наличии реквизитов, обязательных в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 для данного вида документа.
Реквизит – это обязательный элемент конкретного вида документа. При формировании управленческих документов на них проставляются стандартные надписи (подпись, гриф утверждения, виды согласования и т.д.), которые и называются реквизитами и от правильного оформления которых зависит юридическая сила документа. Каждый документ имеет свой индивидуальный набор реквизитов. Одни реквизиты обязательны для каждого документа, независимо от его вида, другие – обязательны только для отдельных видов документов. Общее число реквизитов, встречающихся при оформлении и обработке управленческих документов – 29.
Организационные документы
К организационным документам относятся: устав, правила внутреннего распорядка, положения об организации, структурном подразделении, персонале, договор, штатное расписание, должностная инструкция. Эти документы содержат правила и нормы, определяющие статус организации, ее компетенцию, деятельность ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность. Положения, изложенные в них, являются обязательными для исполнения.
Организационные документы проходят обязательные процедуры утверждения (вышестоящей организации, руководителем данной организации, руководителем структурного подразделения или распорядительным документом) и согласования (визирования) со всеми заинтересованными лицами, подразделениями, юристом. Датой организационного документа является дата его утверждения.
Устав – документ, регулирующий взаимоотношения граждан, организаций, учреждений с другими организациями, обществами и гражданами в сфере государственной или хозяйственной деятельности. Структура устава и его содержание определяются разработчиком и включают следующие разделы: общие положения (описание целей и задач организации); организационное единство (перечень структурных подразделений и их взаимосвязь); регламент деятельности (формы управления, права и обязанности должностных лиц); финансово-материальная база (источники финансовых ресурсов и порядок распоряжения средствами); отчетная и ревизионная деятельность; порядок ликвидации и ответственность за дела организации. В устав могут включаться и другие разделы в соответствии со спецификой деятельности организации и решения ее учредителей. Уставы организации подлежат утверждению вышестоящими органами власти или учредителями, заверяются печатью регистрирующего органа.
Правила внутреннего распорядка включает следующие разделы: общие положения, порядок приема, перевода и увольнения работников, основные обязанности работников, основные обязанности администрации, рабочее время и его использование, поощрения за успехи в работе, взыскания за нарушения трудовой дисциплины, внутриобъектный режим, организацию работы.
Положение — документ, определяющий задачи, обязанности, права, ответственность и порядок работы организации, учреждения, предприятия или его подразделений. Различают положения об организации, о структурных подразделениях, положение о персонале.
Положения об организации включает следующие разделы: общие положения; основные задачи; функции; права и обязанности; руководство; взаимоотношения и связи; контроль, проверка и ревизия деятельности; реорганизация и ликвидация. Положения об организации утверждаются вышестоящей организацией.
Положение о подразделении является документом, определяющим баланс функции, прав, обязанностей и ответственности коллектива подразделения и его руководителя.
Положение о подразделении включает следующие разделы:
Общие положения: полное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение; чем оно руководствуется в своей деятельности; кем возглавляется и кому подчиняется; порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения; наличие у подразделения печати;
Основные задачи: перечень основных направлений деятельности подразделения;
Функции: виды работ, выполняемых подразделением для решения поставленных перед ним задач;
Права и обязанности: права, которыми наделяется подразделение в лице его руководителя и возложенные на него обязанности;
Ответственность: виды дисциплинарной, административной, уголовной (при необходимости) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения им своих обязанностей;
Взаимоотношения: перечень подразделений и организаций, взаимодействующих с подразделением, с указанием на информацию, получаемою и представляемою подразделением, периодичность и сроки ее представления, порядок рассмотрения разногласий.
Положение о структурном подразделении согласовывается с юристом, подписывается руководителями подразделения и организации.
Положение о персонале включает следующие разделы: общие положения, прием на работу, права и обязанности работников и администрации, рабочее время и время отдыха, отпуска, командирование, временное откомандирование и перевод на новое место работы, заработная плата, социальное страхование и компенсации, меры поощрения и дисциплинарные меры, освобождение от работы, рассмотрение трудовых споров. Этот документ особенно необходим в организациях, где нет коллективного договора.
Договор (контракт) – документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений (характера сделки, условий и сроков постановки, транспортировки, оплаты, гарантий и т.д.).
РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Распорядительными документами являются: постановления, указания, приказы, решения, распоряжения. Эти документы носят административный характер; играют важную роль в управлении организацией, предприятием, учреждением; обращены к нижестоящим или подчиненным лицам или организациям.
Постановление издается высшими органами государственной власти, комитетами и комиссиями, образуемыми при органах власти.
Указание – распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов. Право издания указаний внутри организации, учреждения предоставляется руководителям и их заместителям.
Приказ – основной распорядительный документ, издаваемый руководителем организации, учреждения для решения каких-либо производственных задач.
Различают приказы по основной деятельности (приказы по организации работы, финансированию, планированию отчетности, снабжению и другим производственным вопросам) и ПРИКАЗЫ по личному составу: регулируют прием, увольнение работников, присвоение разрядов, вынесение взысканий или объявление поощрений.
Приказы по основной деятельности организации хранятся постоянно, приказы по личному составу — 5 лет.
Изменения, дополнения, отмена приказа производятся только приказом.
Подготовка приказа включает следующие стадии: изучение существа вопроса и сбор необходимых сведений; подготовка проекта приказа; согласование проекта; подписание приказа руководителем; доведение его содержания до сведения исполнителей. Проекты приказов готовятся специалистами по поручению руководителя. Приказы оформляются на бланке для внутренних документов.
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части указываются основания для издания приказа (нормативные документы государственных органов: решения совета директоров; производственная необходимость и др.), например: «Об организации отдела маркетинга». Если причина издания приказа не нуждается в разъяснении, то констатирующую часть опускают.
Распорядительная часть приказа начинается словами «ПРИКАЗЫВАЮ». В ней пишут: «кому» (исполнителю или структурному подразделению), «что сделать» (указывают конкретную работу) и «до какого числа» (срок ее окончания).
Если поручений несколько, то текст приказа делится на пункты, каждый из которых начинается с красной строки. В последнем пункте указывается лицо или структурное подразделение, которое осуществляет контроль за исполнением приказа в целом.
В случае необходимости в приказе перечисляются ранее изданные документы (приказы, решения), которые данным приказом отменяются. Приказы регистрируются канцелярией организации в книге регистрации приказов (на звание, номер, дата) в день их подписания.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
Штатное расписание — документ, содержащий перечень должностей сотрудников организации, учреждения, фирмы; сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы (в государственных учреждениях — с указанием разряда по единой тарифной сетке). Штатное расписание оформляется на бланке, подписывается заместителем руководителя и согласовывается с главным бухгалтером. Штатное расписание утверждается руководителем организации. В грифе утверждения указывается общая штатная численность и месячный фонд заработной платы, на грифе утверждения ставится гербовая печать или печать организации. Текст штатного расписания составляется в табличной форме. В заголовке к тексту указывается год, на который составляется штатное расписание. Ответственность за подготовку штатного расписания несет отдел кадров организации.