Экологический менеджмент на предприятии на примере ОАО «Удмуртнефть»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, дипломная работа

Краткое описание

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют методические и нормативные материалы практического характера, касающиеся проблемы экологического менеджмента в нашей стране.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечественных специалистов в области экологического права.
Информационная база исследования включает данные об экологическом менеджменте в нашей стране, обобщенная информация о нормативных документах, регламентирующих проведение экологического менеджмента.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного правового анализа, право-статистического, сравнения и других.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО «УДМУРТНЕФТЬ» 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА 9
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» 16
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
2.1. СТАНДАРТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 22
2.2. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 35
2.3. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 39
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» 47
3.1. ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 47
3.2. ЭКО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 57
3.3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» 68
3.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95

Файлы: 1 файл

Экологический менеджмент на предприятии.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

Зарегистрированные данные должны актуализироваться, как это  необходимо для системы и ОАО «Удмуртнефть», с тем чтобы продемонстрировать соответствие требованиям настоящего стандарта.

ОАО «Удмуртнефть» устанавливает и поддерживает в рабочем состоянии программу(ы) и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых для того, чтобы:

а) определить:

  • соответствует ли система управления окружающей средой запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой, в том числе требованиям настоящего стандарта,
  • должным ли образом система управления окружающей средой реализуется и поддерживается в рабочем состоянии,

б) предоставить информацию о результатах аудита руководству.

Программа аудита для ОАО «Удмуртнефть», включая любой график, основана на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Для того чтобы быть исчерпывающими, процедуры аудита должны охватывать область распространения аудита, частоту и методологию его проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрированию результатов.

Высшее руководство  ОАО «Удмуртнефть» анализирует  систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить её постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должен документально оформляться.

Анализ со стороны  руководства должен проводиться  для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.

3.4. Совершенствование системы экологического  менеджмента

 

Разработка и выпуск международных стандартов, определяющих требования к системам менеджмента организаций, открыли новый этап в глобализации экономики. Фактически, в 90-е годы XX века, добровольные по своей сути, на практике стандарты стали принципиально новым инструментом конкурентной борьбы на международной арене. Получилось так, что добровольность внедрения современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами относится к добровольному решению предпринимателей принять современные правила игры и развивать бизнес в ужесточающихся условиях или действовать по остаточному принципу, панически отыскивая сегменты рынка, где системы менеджмента пока еще не являются обязательным условием достижения успеха. Таким образом, внедрение (и в большинстве случаев - с последующей сертификации) систем менеджмента, отвечающих международным требованиям, для российских компаний выступает в качестве индикатора выбора стратегии долгосрочного развития бизнеса, а значит, и рационального развития национальной экономики в целом.

В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., подчеркнуто, что экологический менеджмент следует отнести к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства; одновременно он выступает в качестве одной из доминант устойчивого развития.

Опыт внедрения систем менеджмента качества в России убедительно  указывает на то, что существует определенная "национальная" лаг-фаза, то есть период времени, характеризующийся кажущимся отсутствием интереса, развития, свидетельств внедрения и сертификации. Период этот чрезвычайно важен: именно в это время происходит накопление сведений о зарубежном опыте, создание системы мотивации, формирование типичных подходов к последующему внедрению систем.

Тем не менее, шаг за шагом  системы менеджмента качества и  экологического менеджмента получают все большее распространение, хотя в контексте международной статистики это должно звучать по-другому, а именно "некоторое распространение". Интересно, что единственный в России регистр сертификации систем экологического менеджмента в России создан общественной организацией (РОО "Эколайн") и поддерживается ее специалистами на добровольной основе. В Регистре размещается информация о российских организациях, сертифицированных на соответствие стандарту ISO 14001 "Environmental management systems - Specification with guidance for use" (ГОСТ Р ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению"). В настоящее время в регистр занесено 40 организаций, еще семи направлены запросы. До лидеров внедрения СЭМ России очень далеко.

Можно строить предположения  относительно полноты регистра, действенности сертифицированных систем, сопоставимости сертификатов системы ГОСТ Р ИСО 14001 и ISO 14001, таких особенностей, как сертификация головного офиса компании и т.п. Однозначным остается то обстоятельство, что сертифицированных систем экологического менеджмента в России на порядок меньше, чем сертифицированных систем менеджмента качества (что в целом отражает мировую динамику внедрения систем менеджмента).

Несмотря на добровольность стандартов, в мире число сертифицирующихся организаций растет экспоненциально, и, по словам председателя Технического комитета ISO/TC 207, занятого разработкой стандартов ISO серии 14000, через 8-10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство независимой "третьей стороны" о том, что их системы экологического менеджмента соответствуют этому стандарту. Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

Практический опыт, накопленный  в последние 4-5 лет, позволяет указать  на основные проблемы, замедляющие  распространение подходов СЭМ на российских предприятиях. Отметим, что существуют как отраслевые, так и региональные особенности проявления этих проблем, но в целом их можно отнести к трем категориям.

Низкий уровень общего менеджмента на предприятиях. Система  экологического менеджмента тесно связана с системой менеджмента организации в целом и должна быть ее составной частью. Международные стандарты подразумевают, что внедрение СЭМ осуществляется в определенном организационном контексте. Предполагается, что определена миссия организации, формируется иерархия целей и задач, осуществляется систематическое планирование, разрабатываются и фиксируются процедуры. В то же время, для большинства российских предприятий многие из перечисленных понятий являются новыми и непривычными. Кроме того, для российской промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, в первую очередь, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формализованном подходе к его обучению.

Такая ситуация, безусловно, создает трудности для внедрения СЭМ на предприятиях. В то же время, именно с этим связан значительный потенциал для снижения воздействия на окружающую среду с использованием организационных и малозатратных мероприятий. Например, разработка и соблюдение специальных процедур обращения с опасными веществами реально приводит к предотвращению или сокращению воздействия таковых на окружающую среду и персонал предприятия, а в ряде случаев способствует снижению себестоимости продукции. Кроме того, внедрение СЭМ предоставляет предприятию возможность на примере решения природоохранных проблем опробовать современные подходы к менеджменту, закладывая базу для создания системы менеджмента качества, отвечающей принципам, заложенным в стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000, а также повысить эффективность системы менеджмента в целом.

Неоправданно узкое  понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента. В большинстве случаев  экологическая (природоохранная) деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая по принципу "на конце трубы". Безусловно, внедрение и эксплуатация средозащитной техники является неотъемлемой частью экологической деятельности, однако во многих случаях превентивный подход, основанный на систематическом анализе производственного процесса как единого целого, может привести к гораздо более продуктивным решениям. Так, оптимизация существующих технологических процессов, сокращение потерь могут потребовать относительно небольших затрат, приведя в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению экономического эффекта.

Создание СЭМ во многих случаях также первоначально  рассматривается как реорганизация  работы отдела по охране окружающей среды. В то же время, создание эффективной СЭМ требует принципиального решения высшего руководства о важности такой системы для предприятия, его дальнейшего участия в ее внедрении, а также, в той или иной степени, развития системы менеджмента в целом. Кроме того, необходимо вовлечение всего персонала в экологическую деятельность организации, инвестиции в его развитие.

Недопонимание характера  стандартов в области СЭМ. Определенные трудности представляет понимание  самой природы добровольных стандартов и их соотношения с методами государственного регулирования. Характерным для российских условий является стремление рассматривать их как обязательные, чему в немалой степени способствует позиция (а вернее, отсутствие четкой позиции Министерства природных ресурсов и его региональных органов). То есть, руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ISO серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. Поэтому значительное внимание приходится не только распространению сведений о принципах и конкретных элементах СЭМ, но и разъяснению их добровольного характера. При этом отмечается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий помимо решения прочих задач эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

Отсутствие международно-признанной системы сертификации СЭМ в России

Как следует из мировой  статистики, после официальной публикации международного стандарта ИСО 14001 в мире широко развернулись работы по сертификации/ регистрации СЭМ. Во многих странах были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов.

Госстандартом России зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом сертификации которых являются СЭМ (или системы управления окружающей средой, согласно ГОСТ Р ИСО 14001-98). Одна из проблем, с которой столкнулись органы по сертификации этих систем, это признание выдаваемых ими сертификатов органами по сертификации других систем, в частности, зарубежными органами по сертификации и, соответственно, зарубежными потребителями. Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб российской экономике, поскольку на российском рынке развертывают свою деятельность зарубежные органы по сертификации, оказывая сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. С другой стороны, в целом ряде случаев российские организации, предлагающие услуги сертификации СЭМ, не имеют необходимого опыта и навыков, не соблюдают международные требования к сертификации, а качество их услуг вызывает явные сомнения.

Таким образом, актуальность создания системы аккредитации органов  по сертификации СЭМ, которая смогла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, постоянно возрастает.

Мировая практика, так  же как и накопленный за последние 5-7 лет российский опыт, показывают, что применение подходов систем экологического менеджмента (СЭМ) позволяет организациям совмещать достижение целей основной производственной и природоохранной деятельности, обеспечивая тем самым экономически эффективное снижение и предотвращение воздействия на окружающую среду. В национальном и региональном масштабах распространение подходов СЭМ способствует устойчивому развитию общества, позволяя гармонично сочетать экономический рост с сохранением благоприятной окружающей среды. Это делает подходы СЭМ, позволяющие снизить воздействие на окружающую среду, прежде всего, за счет использования организационных и малозатратных мероприятий, особенно актуальными в современных российских условиях.

Учитывая то, что первые стандарты ISO серии 14000 были выпущены только в 1996 году, десятки стран мира еще  не вошли в список активных "пользователей" их принципов, следует ли говорить об упущенных возможностях? Или мы пока лишь не полностью используем открывающиеся возможности? Ответ прост и зависит от того, к какому ряду стран мы причисляем Россию, на каком месте видим ее в контексте развития международного рынка.

Попытаемся коротко  описать характер упускаемых отечественными организациями выгод, не раскрывая имен компаний, что вполне объяснимо: важны не сами факты, а их типичность, возможность принять превентивные меры, не ожидая эпидемии просчетов.

Сертификация на соответствие требованиям ISO 14001 становится все более явным условием продвижения продукции и услуг на международных рынках. Только за последние пять лет справедливость этого положения испытали на себе компании многих отраслей отечественной экономики. Некоторые догадки можно строить, рассматривая приведенный Регистр сертифицированных компаний. Есть и конкретные примеры.

В 2002 году отечественная  компания проиграла тендер на разработку нефтяных месторождений в Юго-Восточной Азии; одной из основных причин стало отсутствие свидетельства формальной сертификации или даже самодекларации внедрения СЭМ.

Предприятия химической промышленности России, занимавшие традиционно сильную позицию на международном рынке, упустили серьезный контракт со странами Средиземноморской Европы в 1999 году, когда на переговорах пытались демонстрировать соответствие требованиям в отношении остаточных количеств примесей в продукции вместо соответствия требованиям ISO 14001. Конфуз был тем обиднее, что руководство делегации не прислушалось к мнению представителей компаний, знакомых с принципами СЭМ.

Информация о работе Экологический менеджмент на предприятии на примере ОАО «Удмуртнефть»