Экологический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Coвременный тип эколого-экономического развития экономики области можно определить как техногенный. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на средствах производства, созданных без учета экологических ограничений. Его характерная черта - быстрое и истощительное использование невозобновимых видов природных ресурсов (полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, вода, леса и пр.) - со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………….3
Экономический механизм природопользования как часть общей системы управления экономикой в целом…………………………………………... 5
Экономический механизм природопользования как совокупность организационно-административных и экономических мер…………….. 7
Цель механизма управления природопользованием…………………….. 9
Основные принципы управления природопользованием………………. 11
Элементы механизма управления природопользованием………………..14
Экономическое стимулирование - составная часть механизма управления природопользованием……………………………………………………....17
Финансирование природоохранной деятельности………………………..21
Заключение………………………………………………………………… .23
Список используемых источников………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Эколог.менежмент.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение. …………………………………………………………………….3

Экономический механизм природопользования как часть общей системы управления экономикой в целом…………………………………………... 5

Экономический механизм природопользования как совокупность организационно-административных и экономических мер……………..  7

Цель механизма  управления природопользованием…………………….. 9

Основные принципы управления природопользованием………………. 11 

Элементы механизма  управления природопользованием………………..14 

Экономическое стимулирование - составная часть  механизма управления природопользованием……………………………………………………....17 

Финансирование природоохранной деятельности………………………..21 

Заключение………………………………………………………………… .23 

Список используемых источников………………………………………...24   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

Coвременный тип эколого-экономического развития экономики области можно определить как техногенный. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на средствах производства, созданных без учета экологических ограничений. Его характерная черта - быстрое и истощительное использование невозобновимых видов природных ресурсов (полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, вода, леса и пр.) - со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления.

Но есть различные модели техногенного типа развития и немало концепций и  теорий по этому поводу. С позиций  эколого-экономической политики можно  выделить три обобщенные модели техногенного типа развития: фронтальной экономики, экономического развития с учетом охраны окружающей среды и, наконец, модель устойчивого развития, концепцию которой принял Казахстан.

До самого последнего периода основное внимание в экономической теории и на практике уделялось двум факторам экономического роста - труду и капиталу. Природные  ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению  к возможностям их восстановления и  запасам не рассматривался в числе  параметров, определяющих развитие.

Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической  деградацией и экономическим  развитием, состоянием трудовых ресурсов и качеством жизни населения. Специалист в области системного анализа К. Боудинг назвал такую модель "фронтальной экономикой". Целевая функция этой экономики известна с детских лет нескольким советским поколениям: "Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача".

Модель  фронтальной экономики, игнорирующей экологические последствия, характерна для двух технологических укладов - доиндустриального с его натуральным хозяйством и индустриального с рыночной системой хозяйства.

Постиндустриальная  рыночно-регулируемая экономика избирает экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды.

И лишь следующий этап развития, с информационным технологическим укладом (ноосфера), с рыночно-плановым механизмом в экономике, соответствует типу устойчивого социально-экономического и экологического развития.

К третьему, высшему на сегодня, варианту экономического развития, постиндустриальному, относят  высокоразвитые страны мира (Япония, Германия, Канада и др.). В рамках концепции  охраны окружающей среды этим странам удалось добиться определенной экологической стабилизации. Хотя и тут во главу угла по-прежнему ставят интересы экономики, но учет экологического фактора уже признается необходимым: потому что деградация природной среды весьма существенно замедляет экономический рост.

Существенным  недостатком нашего природохранительного законодательства долгие годы являлось отсутствие экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной среды. При отсутствии такого механизма все законодательство по охране природы носило декларативный характер. Эколого-экономический подход к охране окружающей среды, оформившийся за последние годы, позволил начать формирование такого механизма. Первым официальным результатом было создание «Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству» загрязнением окружающей среды, утверждение "Временных методических рекомендаций по определению платежей за загрязнение природной среды" (№ 02- 08187, 1986г).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономический механизм природопользования как часть общей системы управления экономикой в целом  

Хотим мы этого или не хотим, но мы - часть  природы. Мы вынуждены пользоваться разнообразными природными ресурсами. Ресурсы ограничены. Поэтому установить принципы рационального природопользования весьма важно. Основное - это обеспечение  экологической безопасности населения.

А что  это такое - "экологическая безопасность"? Понятие "экологическая безопасность" очень емкое. Оно предусматривает  и анализ потребностей человека в  природных ресурсах, и выяснение  возможностей природы по удовлетворению этих потребностей.

Но мало найти оптимальное сочетание  потребностей человека и возможностей природы. Надо еще суметь перейти  от нынешнего далеко не идеального состояния к этому оптимальному сочетанию. Для этого разработаны  различные механизмы управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды. Под словами "механизм управления" понимают совокупность тех или иных методов управления экономикой в целом и природопользованием как материальной основой экономики.

Метод управления - это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др. Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры (экологическую милицию, налоговую полицию и др.). Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, на сознательность, основанную на экологической грамотности граждан, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления экологической безопасностью, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование, основанное на принципах "устойчивого развития".

Экономический механизм природопользования является частью общей системы управления экономикой в целом. На различных уровнях управления он имеет свои особенности. Можно выделить макроуровень, т е. управление в рамках всей экономики, и мезоуровень, касающийся отдельных ее секторов, отраслей, например, нефтедобычи. На уровне конкретных предприятий-природопользователей инструменты экономического механизма, вполне естественно, носят более специальный характер, приспособленный к особенностям этих предприятий.

Целесообразно выделить понятие "экологопользование". Так называют природопользование, организованное на основе экологической теории. Очевидно, не всякое природопользование по тем или иным причинам является экологопользованием. На современном этапе развития производительных сил надежное обеспечение экологической безопасности невозможно без постоянной опоры на экологическую теорию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономический механизм природопользования как совокупность организационно-административных и экономических мер  

Экономический механизм природопользования можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления - это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления природопользованием. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты.

Концепция экономического механизма, выбор конкретных мер зависят от решения вопроса о целях развития экономики конкретного сектора народного хозяйства или региона.

Пусть установлено, что производство в  агропромышленном комплексе (АПК), несмотря на резкое снижение его объема в  последние годы, излишне велико для  данной области, а дефицит продовольствия объясняется не недостаточным объемом  производства, а отсталостью в  сфере хранения и перерабатывающей промышленности. Тогда целью управления природопользованием в данной области  должно стать сокращение природного базиса сельского хозяйства, т.е. сокращение объема используемых в сельском хозяйстве  природных ресурсов. При этом меры экономического воздействия будут включать, например, установление высокой арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения для торможения вовлечения новых земель в хозяйственной оборот, установление повышенных налогов на дополнительное освоение земель, увеличение штрафов за нерациональное использование земель, стимулирование различными способами консервации деградированных участков, и др. Все эти меры направлены на сокращение сельскохозяйственного производства и снятие сельскохозяйственной нагрузки с окружающей природной среды. Одновременно, очевидно, следует бороться с отсталостью в сфере хранения произведенного продовольствия и в сфере перерабатывающей промышленности. Необходимо создание благоприятных условий для совершенствования технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, развития соответствующей отрасли народного хозяйства.

Если  же целью развития АПК на определенный период считать всемерное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, то меры экономического воздействия, наоборот, не только не должны препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений, а всемерно стимулировать их. Считается, что  проводимые в 1990-х годах в России аграрная и земельная реформы  направлены на природоемкий вариант функционирования агропромышленного комплекса. Повышения экологической безопасности при этом ожидать нельзя. Реально за эти годы экологическая безопасность на селе упала вместе с сокращением производства сельхозпродукции (в среднем на 30-40%).

Механизм  управления природопользованием, в  том числе экономический механизм, должны быть согласован как по вертикали, так и по горизонтали. Меры воздействия, принимаемые на различных уровнях управления, на различных стадиях технологической цепочки - от изъятия природных ресурсов до производства готовой продукции и ее реализации - не должны противоречить друг другу.

Механизм  управления природопользованием закреплен в нормах основополагающего закона "Об охране окружающей природной среды", в многочисленных подзаконных актах. Особенностью Закона "Об охране окружающей природной среды" является то, что в нем идет речь фактически о природопользовании, т.е. использовании природных ресурсов человеком. Такое использование предполагает, естественно охрану объекта использования, т.е. природной среды. Таким образом, в Законе речь идет отнюдь не только об охране окружающей природной среды. Отметим, что содержание норм, связанных с экономическим механизмом управления экологической безопасностью, шире названия соответствующего раздела Закона. В нем приводятся элементы не только экономического, но и организационно-административного механизма. К последнему относятся планирование, учет и социально-экономическая оценка ресурсов, регулируемое ценообразование, договоры и лицензии на комплексное природопользование, установление лимитов природопользования. Организационно-административные и экономические методы управления экономикой, ее материальной составляющей - природными ресурсами, а также охраной окружающей среды - используются одновременно, и их разделение носит условный характер, столь же условный, как и разделение экономики и менеджмента. Организационно-административные методы - это методы работы менеджеров (т.е. управляющих, руководителей), состоящих на службе в государственных структурах и органах местного самоуправления.  
 
 
 

Информация о работе Экологический менеджмент