Экологический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Coвременный тип эколого-экономического развития экономики области можно определить как техногенный. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на средствах производства, созданных без учета экологических ограничений. Его характерная черта - быстрое и истощительное использование невозобновимых видов природных ресурсов (полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, вода, леса и пр.) - со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………….3
Экономический механизм природопользования как часть общей системы управления экономикой в целом…………………………………………... 5
Экономический механизм природопользования как совокупность организационно-административных и экономических мер…………….. 7
Цель механизма управления природопользованием…………………….. 9
Основные принципы управления природопользованием………………. 11
Элементы механизма управления природопользованием………………..14
Экономическое стимулирование - составная часть механизма управления природопользованием……………………………………………………....17
Финансирование природоохранной деятельности………………………..21
Заключение………………………………………………………………… .23
Список используемых источников………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Эколог.менежмент.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

В России, как ни в одной другой стране, имеются природные условия для  производства экологически чистой продукции, особенно в местах, удаленных от промышленных центров. Фактически такая  продукция, т.е. практически с нулевым  содержанием нитратов, пестицидов, радионуклидов, широко производится, в  особенности на приусадебных и садово-огородных  участках, но пока реализуется на общих  основаниях или же потребляется в натуральных хозяйствах. После дефолта 1998 г. количество импортных продуктов заметно сократилось, соответственно возросло количество отечественных, как правило, изготовленных по гораздо более экологически чистым технологиям, чем импортные.

Большинство из рассмотренных выше видов экономического стимулирования показали свою эффективность  во многих странах. Наиболее эффективным  средством стимулирования считаются  налоги. Причем экологические ("зеленые") налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты  природных ресурсов. Они способствуют тому, что экологический ущерб  компенсирует в основном сам загрязнитель, а не все общество. Разумеется, повышая  цены, производитель перекладывает  уплату налога на покупателя. Но, поскольку  повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции  бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т.е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.

Вместе  с тем оценка экономико-правовой экологической ситуации в целом  не является оптимистической. Можно  сделать вывод, что целостной  системы льгот, взаимоувязанных  экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных  ресурсов, в России пока не существует. Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Финансирование природоохранной  деятельности  

Совершенно  очевидно, что для успешного функционирования механизма управления природопользованием  необходимо прежде всего финансирование, т.е. обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников.

В последние  годы на средства федерального бюджета  осуществлялись только природоохранные  мероприятия, включенные в состав государственных  программ. Для этих нужд выделялись суммы, составлявшие не более 1% от всех федеральных расходов, что явно недостаточно даже для текущей борьбы с загрязнением окружающей среды.

В настоящее  время основными источниками  финансирования капитального строительства  в природоохранной сфере являются средства предприятий и организаций  всех форм собственности, а также  средства муниципальных бюджетов (т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и экологических фондов.

Фонды - это некоммерческие организации, аккумулирующие (т.е. собирающие) денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо заранее заданной цели

Цель  создания экологических фондов - формирование независимого от государственного бюджета  централизованного источника финансирования природоохранных нужд, дополняющего государственные затраты.

Как вытекает из сказанного выше, экологические  фонды теоретически могут служить  одним из основным источников финансирования экологических программ в ситуациях, когда государство по тем или иным причинам уклоняется от активного участия в обеспечении экологической безопасности и охране окружающей природной среды.

За счет каких средств формируются экологические фонды? На их счета поступают платежи за загрязнение природной среды. Этот поток платежей делится на две части. Один - выплаты в пределах нормативов, установленных природопользователям экологическими органами. Эти выплаты поступают регулярно. Второй - плата сверх нормативов. Обычно она связана с какими-либо происшествиями, приведшими к сверхплановым сбросам или выбросам экологически вредных веществ, когда выновные не собираются дожидаться решений судов.

На счета  экологических фондов поступают  средства средства за размещение отходов. Другой источник - суммы, получаемые по искам о возмещении вреда, взысканные судами и арбитражными судами за экологические правонарушения, а также в виде штрафов за подобные правонарушения. Некоторый доход дает реализация конфискованных орудий охоты и рыболовства. 

Экологические фонды получают дополнительный доход  от разрешенной законодательством  коммерческой деятельности, например, в виде дивидендов на принадлежащие  им акции, процентов по их вкладам  в банки; в виде доходов от издательской деятельности фондов. Наконец, нельзя забывать о добровольных отчислениях  предприятий и организаций и  взносах граждан, в том числе  и иностранных.

Нормативы распределения средств экологических  фондов различных уровней установлены  законом: 60% средств направляется на финансирование природоохранных мероприятий  местного (городского, районного) значения, 30% - на природоохранные мероприятия  республиканского, краевого, областного значения и 10% - на мероприятия федерального и межрегионального значения.

Расширяется круг регионов РК, в которые вкладывались средства Федерального экологического фонда на природоохранные цели.

Средства  экологических фондов предназначены  для финансирования воспроизводства  природных ресурсов, научных исследований, финансовой поддержки строительства  очистных сооружений, внедрения экологически чистых технологий, возмещения ущерба гражданам за причинение вреда здоровью, для экологического воспитания и  образования. Однако законом не предусмотрено соотношение этих затрат, что служит поводом для возникновения дискуссий по проблемам расходования средств.

В целом  доля средств экологических фондов в капитальных вложениях остается пока незначительной. Например, в последние  годы в сельском хозяйстве она составляла по РК в общей сумме капитальных вложений на природоохранные цели 5 - 8%.

Налоги, различные платежи и сборы, с  одной стороны, и финансирование природоохранной деятельности, с  другой стороны, тесно связаны между  собой. Правила налогообложения, уплаты платежей и сборов устанавливаются  органами власти различных уровней  управления с помощью соответствующих  нормативно-правовых документов. Налоги, платежи и сборы перечисляются  природопользователями на соответствующие бюджетные счета, а доходы бюджетов различных уровней используются для финансирования природоохранных мероприятий.   
 
 
 
 
 
 

Заключение   

При разработке концепции экономического и социального  развития нашей страны основное внимание должно быть направлено на необходимость  совершенствования экономического механизма регулирования природопользования, базирующегося на введении платности пользования природными ресурсами.

Система платежей за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, растительный и животный мир, рекреационные и другие ресурсы), составляющая основу экономического механизма природопользования, подразделяется на следующие платежи: за право пользования природными ресурсами; за охрану и воспроизводство природных ресурсов; за нерациональное использование природных ресурсов. Введение механизма платности природных ресурсов позволяет повысить уровень комплексного использования природных ресурсов и создать серьезный источник финансирования региональных природоохранных и социально-экономических программ.

Разумеется, регулирование природопользования требует проведения большой учетной  работы. Прежде всего, необходимо установить объективную ценность природных  ресурсов, соответствующую современной  политической и экономической реальности. Все виды природных ресурсов должны пройти инвентаризацию, бонитировку, кадастровую  оценку и войти в состав фонда  региональной собственности. Кадастровую  оценку природных ресурсов необходимо проводить на основе системного подхода. При этом ценность ресурсов рассматривается  с различных точек зрения: экономической, социальной, экологической, национально-региональной, политической. Такая оценка природных  ресурсов позволяет произвести денежную оценку ресурсов в рыночных ценах  и создать надежную информационную базу для освоения ресурсов.

Для реализации задачи по установлению нормативов платежей за использование природных ресурсов необходима также разработка большого числа различных нормативно-методических документов, правил, инструкций, положений  и т.д. Ныне их разработка идет полностью  централизованно.

Однако, можно сделать вывод, что целостной системы льгот, взаимоувязанных экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных ресурсов, в России пока не существует. Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы  

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", 1991

 

Временная типовая  методика определения экономической  эффективности осуществления природоохранных  мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству. - М.: Экономика, 1986 

Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. - М.: Изд-во ТЕИС, 1997. 

Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. - М.: ЮНИТИ, 1998. 

Голуб А.А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. - М.: 1998. 

Орлов А.И Эконометрика: Учеб. для вузов. - М.: Экзамен, 2004. - 576 с. 

Экологическое право./ Под ред. Бринчука М.М.- М.: Юристъ,  

Информация о работе Экологический менеджмент