Экологический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Coвременный тип эколого-экономического развития экономики области можно определить как техногенный. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на средствах производства, созданных без учета экологических ограничений. Его характерная черта - быстрое и истощительное использование невозобновимых видов природных ресурсов (полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, вода, леса и пр.) - со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………….3
Экономический механизм природопользования как часть общей системы управления экономикой в целом…………………………………………... 5
Экономический механизм природопользования как совокупность организационно-административных и экономических мер…………….. 7
Цель механизма управления природопользованием…………………….. 9
Основные принципы управления природопользованием………………. 11
Элементы механизма управления природопользованием………………..14
Экономическое стимулирование - составная часть механизма управления природопользованием……………………………………………………....17
Финансирование природоохранной деятельности………………………..21
Заключение………………………………………………………………… .23
Список используемых источников………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Эколог.менежмент.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

3. Цель механизма  управления природопользованием  

Целью механизма управления природопользованием  и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических  интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

Элементы  механизма управления природопользованием  и обеспечения экологической  безопасности стали развиваться с 60-х годов двадцатого столетия. До этого времени проблемы охраны окружающей среды решались преимущественно на основе административно-правовых методов, путем запретов, ограничений, мер административного и уголовного наказания. Анализ многолетней практики применения административных и правовых мер показал, что использование только прямых методов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения не всегда эффективно, так как зачастую не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому был сделан вывод о необходимости использования также и экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности, т.е. на косвенном государственном управлении экономикой.

Экономический механизм неразрывно связан с организационно-правовым, дополняет его и способствует выполнению экологических требований природопользования, закрепленных в правовых нормах. В частности, правовые нормы закона "Об охране окружающей природной среды" закрепляют основы экономического механизма и являются в данном случае правовой формой для экономического содержания.

Среди специалистов сложилось мнение, что  охрана природной среды не является отдельным видом деятельности, а  представляет собой составную часть  природопользования в процессе общественного  производства. Говоря словами одного из персонажей И.С. Тургенева: "Природа  не храм, а мастерская, и человек  в ней работник". Ясно, что ни один работник не будет захламлять свое рабочее место.

В каждой стране как хозяйственная, так и  нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная и др.) деятельность общества сознательно управляются. Что имеется  в виду под термином "управление"? Управление - процесс воздействия  субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние  или поддержания в установленном  режиме.

Обсудим понятия субъектов и объектов управления применительно к природопользованию и природоохранной деятельности.

Субъектами  управления природопользованием, в  том числе и природоохранной  деятельностью, выступают государственные  органы общей компетенции, кроме  того - специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, а также органы местного самоуправления. На уровне предприятий субъектами управления являются подразделения и службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники. Эти органы имеют различную компетенцию и особенности деятельности, но используют все рассмотренные выше методы управления в той или иной степени, в том числе и экономические методы, образующие в целом механизм управления экологической безопасностью.

К государственным  органам общей компетенции относятся  Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные  органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды  наряду с множеством других направлений  работы.

К государственным  органам специальной компетенции  относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции  подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные  природоохранные органы выполняют  все экологические задачи или  отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной  среды).

К охране природной среды имеют отношение  многие министерства и ведомства.

Объектами управления являются все природопользователи, как юридические, так и физические лица, независимо от характера и направлений их деятельности. Связи и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны природной среды строятся двумя способами: на основе правил и процедур, зафиксированных в действующих нормативно-правовых актах, и на основе договоров между конкретными субъектами и объектами управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные принципы  управления природопользованием  

Принципы  управления природопользованием, прежде всего принципы построения экономического механизма использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов - это исходные начала, определяющие рассматриваемую деятельность. Как уже отмечалось, практика выработала такие принципы экономического механизма управления природопользованием и экологической безопасностью, как платность, научная обоснованность, экономическая ответственность. В нашей стране пробивают себе дорогу и такие принципы, как комплексность и хозяйственный расчет.

Принцип платности пользования  природными ресурсами. Основным принципом экономического механизма природопользования и экологической безопасности является платность. Он означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. Ни один природный ресурс - недра, земля, леса, реки - не может предоставляться кому бы то ни было в пользование бесплатно.

Принцип платности пользования природными ресурсами применялся не всегда. Как  известно, в 1917 г Декретом о земле  в России была отменена частная собственность  на землю и другие природные ресурсы. В стране законодательно был закреплен  принцип бесплатного использования природных ресурсов. Он означал, что колхозам, государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам земля и другие природные ресурсы предоставлялась государством в бесплатное и бессрочное пользование. Это решение в дальнейшем явилось одной из причин возникновения экологических и экономических проблем.

Бесплатность  пользования природными ресурсами  способствовала развитию отношения  к ним как к даровому благу. Ущерб, причиняемый земле, не учитывался при технико-экономических обоснованиях экологических проектов. Например, при строительстве каскада равнинных гидроэлектростанций на Волге было создано множество водохранилищ. При их строительстве затопили, т. е. вывели из сельскохозяйственного оборота, миллионы гектаров ценных сельскохозяйственных угодий, в том числе и пойменных земель, наиболее плодородных. Эти потери земель сельскохозяйственного назначения не имели экономичесской оценки (в денежных единицах) и фактически не учитывались при принятии решении о строительстве касауада ГЭС.

Бесплатность  пользования ресурсами не воспитывала  бережного отношения к природе. Она надолго задержала проведение экономических исследований по определению  стоимостной оценки природных ресурсов. Разумеется, она не привела и к  улучшению экологической ситуации в стране.

Земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве, до сих пор  зачастую учитывается на балансах сельскохозяйственных предприятий только в гектарах, без  стоимостной оценки. Следовательно, имеет место неполный учет основных средств, участвующих в производстве, а поэтому, например, недостоверно исчисляется  показатель рентабельности. Нет возможности  производить амортизационные отчисления, предназначенные для восстановления плодородия земли как части основных фондов сельскохозяйственных предприятий.

В основе принципа платности лежит экономическая (стоимостная) оценка природных ресурсов. Более пятнадцати лет назад появились предложения оценивать земельные угодия в денежной (стоимостной) форме. Природные земельные фонды участвуют в процессе производства наряду с другими средствами производства - материально-техническими и трудовыми. Денежная оценка земли позволяет сопоставить ее роль в производстве с ролью других видов ресурсов. Как следствие, удается препятствовать необоснованному отводу ценных земель для несельскохозяйственных целей, а также более точно определять ущерб, причиняемый земельным угодьям при их нерациональном использовании.

Установление  платы за пользование землей и  другими природными ресурсами, т.е. утверждение принципа платности, последовало  за отменой исключительной государственной  собственности на землю. Земля стала  рассматриваться как один из видов  имущества. Некоторые ее категории  были превращена в объект аренды, купли-продажи и других гражданско-правовых сделок. В частности, с 1 января 1992 г. введен в действие Закон "О плате за землю". Очередной шаг сделан в новом варианте Земельного кодекса, принятом в 2001 г.

Из документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро в 1992 г., видно, что мировое сообщество, как и наша страна, идет к введению системы цен за право пользования всеми видами природных ресурсов с учетом ущерба, наносимого окружающей природной среде с учетом интересов будущих поколений.

Установление  платности пользования природными ресурсами направлено на решение  важных социальных, экономических и  экологических задач повышения  заинтересованности в эффективном  использовании природных ресурсов, формирования дополнительных финансовых источников для воспроизводства  ограниченных ресурсов окружающей природной  среды.

Принцип научной o6ocнованности управления экологической безопасностью и охраны окружающей среды означает разумное, основанное на научных исследованиях сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Строгая научная обоснованность требуется при совместном использовании различных составляющих экономического механизма. Остро стоят проблемы научности экономической оценки природных ресурсов и ценообразования, а также расчетов экономического ущерба, причиняемого среде. Необходимы научные рекомендации при определении оптимального сочетания затрат на обеспечение экологической безопасности и охрану природной среды из различных источников - бюджетных, собственных средств предприятий, средств экологических фондов, других каналов.

Законодательное установление принципа научной обоснованности природопользования, к сожалению, недостаточно для его реального воплощения в жизнь. Оно во многом зависит  как от исполнительской дисциплины аппарата государственного и мунициапального управления, так и от степени развития экологической науки, а также и от экономической стабильности в стране.

Принцип экономической ответственности находит свое выражение в обязанности природопользователей возмещать ущерб, причиняемый природной среде, здоровью людей и имуществу физических и юридических лиц в результате совершения экологических правонарушений.

Принцип комплексности (другими словами, системности, всестороннего охвата ситуации) означает, в частности, стремление к многоцелевому использованию ресурсов, развитию малоотходных и безотходных производств, глубокой переработке сырья. Этому принципу должны соответствовать все элементы механизма управления экологической безопасностью. Именно отсутствие комплексности является одной из причин несовершенства такого механизма в реальных ситуациях.

Принцип хозяйственного расчета требует увязки экологизации производства на каждом конкретном предприятии с его экономической эффективностью, прибыльностью. Этот принцип должен стать основополагающим при формировании системы управления всей производственной сферы, так как он отвечает интересам хозяйствующих объектов и общества в целом. Нет проблем с выполнением экологических требований тогда, когда их выполнять выгодно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Элементы механизма  управления природопользованием  

Механизм  управления природопользованием и  охраной природной среды в  России включает ряд элементов, основными  из которых являются:   

- платежи  за использование природных ресурсов;    

- платежи  за загрязнение окружающей природной  среды;   

- платежи  за размещение экологически вредных  веществ;   

- система  правового и организационного  обеспечения экономического стимулирования  и экономической ответственности;     

- система  экологических фондов;    

- система  экологического страхования.    

Информация о работе Экологический менеджмент