Социальный менеджмент предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в анализе теоретических, методологических, организационно-структурных и ценностно-нормативных основ формирования социального менеджмента предприятия. Эмпирической базой исследования являются: официальные документы Правительства РФ и статистические данные ООО «Зеро Макс».

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и значение социального менеджмента 5
2. Внешняя и внутренняя среда деятельности предприятия 13
3. Анализ социального менеджмента на предприятии 24
4. Направления совершенствования социального менеджмента 35
Заключение 35
Список использованной литературы 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

ООО Зеро Макс - социальный менеджмент - кооперативный - 2011.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

      Сегодня трудно найти наиболее популярный и  наименее понимаемый термин, чем менеджмент. С легкой руки американцев это  английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.

      Круг  рассматриваемых проблем в работе ограничивается интересами изучения такой разновидности менеджмента, как «социальный менеджмент». Термин «социальный» в названии данного типа менеджмента призван, во- первых, подчеркнуть дистанцированность от других типов менеджмента: производственного, финансового (видами которого являются банковский, биржевой и т.д.), коммерческого, маркетингового, международного менеджмента и т.п.

      Актуальность  темы исследования обуславливается  ситуацией, складывающейся в экономике в области организации работы с персоналом и требующей ее комплексного решения с позиции социальной философии, теории управления, экономической социологии, изучения являются взаимоотношений и поведения работников в различных сферах экономической жизни общества.

      Существенное  значение для разработки проблем  социального менеджмента имеют труды современных российских исследователей: О.С. Виханского, А.Л. Гапоненко, В.В. Гончарова, И.Н. Герчиковой, Э.М. Короткова, В.И. Кнорринга, З.П. Румянцевой, А.Г. Поршнева, А.И. Пригожина, Н.А. Саломатина, А.И. Наумова.

      Цель  работы состоит в анализе теоретических, методологических, организационно-структурных  и ценностно-нормативных основ  формирования социального менеджмента предприятия.

      Реализация этой цели обусловила необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:

    • раскрыть сущность и значение социального менеджмента;
    • представить внешнюю и внутреннюю среду деятельности предприятия;
    • провести анализ социального менеджмента на предприятии;
    • предложить направления совершенствования социального менеджмента.

      Объектом  данного исследования выступает  ООО «Зеро Макс».

      Предмет исследования - состояние и тенденции  развития социального менеджмента в российских организациях как практики социального управления, направленной на актуализацию человеческих ресурсов российских организаций, профессионального, интеллектуального, креативного потенциала сотрудников.

      Данная  работа базируется на фундаментальных  положениях классической социологической теории управления. Исследование развивает идеи, которые содержатся в работах российских исследователей Базарова Т.Ю., Бакировой Г. Х., Леоновой О.Ю. Резника С.Д. и др.

      Эмпирической  базой исследования являются: официальные  документы Правительства РФ и статистические данные ООО «Зеро Макс».

      Методологической  основой работы является диалектико-материалистический метод познания и основанные на нем  общенаучные и частные методы исследования, такие как исторический, логико-юридический, сравнительный  и статистический, анализ, а также методы наблюдения и моделирования.

      Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и  приложений.

1. Сущность и значение социального менеджмента

      Социальный  менеджмент — это один из элементов  сложной системы управления экономикой страны, который призван обеспечить эффективность развития экономики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результатов, постоянно решаются социальные проблемы [16. С. 89].

      Из  сложной системы социальных проблем  и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рассматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмента — это социальный механизм управления не всей экономикой, а лишь одной ее составляющей — производством. Конечно, успешное регулирование социальных процессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономическими процессами.

      Производственный  коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества  процессов социальной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, политические, нравственные, эстетические и т.д. Социальные явления проникают во все сферы деятельности производственного коллектива. И решение социальных проблем — мощный фактор успешного повышения эффективности производства.

      Важнейшая задача социального менеджмента  — создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем.

      Социальные  проблемы управления производством  изучены намного слабее, чем управление производством, поэтому методология и методика исследования этих проблем не разрабатывались. В последние годы наблюдается оживление, возникают новые научные направления в психологии управления и социологии трудового коллектива. Негативная сторона социологического исследования в данной области — это слабая связь изучаемых социологических проблем управления с состоянием экономики страны.

      Понятие управление прочно вошло в обиход ряда областей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Но смысл и значение его во многом определяются спецификой исследуемого объекта.

      Можно говорить об управлении техническими устройствами, машинами и механизмами, об управлении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведением людей.

      Это понятие применяется при характеристике социальных явлений и процессов, протекающих в коллективе.

      Чтобы сформулировать систему категорий  социального менеджмента, целесообразно основываться на категориях науки об управлении.

      Задача  управления заключается в том, чтобы стабилизировать систему, привести в соответствие с закономерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность [5. С. 101]. 

      При исследовании социальных проблем производства надо использовать и другие  науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, статистику, теорию информации и т.д.

      Чтобы охарактеризовать сущность социального  менеджмента, необходимы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес.

      Цель — запланированный результат деятельности людей в процессе производства и управления. Человек участвует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель выступает как функция потребности.

      Воля — это сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности, способность действовать в соответствии с наличным планом и преодолевать препятствия на пути достижения цели.

      Потребность выражает противоречие между необходимостью и возможностью реализации цели, детерминируя, таким образом, функционирование, развитие хозяйственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая форма деятельности, направленную на разрешение противоречий между организованными управленческими группами и объективно существующими предметами и явлениями, включенными в процесс функционирования производства в целях удовлетворения потребностей.

      По  содержанию можно выделить категории, которые сформулированы в науке управления  и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое положение субъектов, подразделение организационной структуры производства, устройство системы управления, управленческие воздействия на субъектов, экономические условия и результаты и т.д.

      По  содержанию все категории социального  менеджмента можно разделить на несколько групп [3. С. 7].

      Категории, характеризующие субъектов социального менеджмента.

      1. Субъекты социального управления. Это группы, которые занимают места в иерархии социально-экономических систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).

      Субъект — носитель собственных целей, потребностей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными позициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.

      Субъект социального менеджмента — это  личность, которая представляет совокупность потребностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразделением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.

      2. Кадры управления. Для социального менеджмента важна реальная субъективность, означающая не столько следование установленным функциям, сколько полноту реализации группового потенциала в процессе производства и возможность использования резервов.

      3. Иерархическое построение управленческих групп — совокупность субъектов социального механизма управления, упорядоченных относительно друг друга и занимающих определенный уровень в структуре иерархии управления производством, (т.е. высший, средний, низший), что придает им управленческий статус.

      4. Управленческое сознание субъектов. Сюда входят потребности, интересы и ориентация, которые лежат в основе их действий. Основой управленческого сознания является система ценностей управленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».

      Зная  характер ценностной ориентации, можно  составить приблизительное представление о том, как управленческие группы ведут себя в реальной ситуации и как они будут вести себя в будущем [11. С. 7].

      Мотивация — это проявление нормоценностного сознания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризует социальный уровень развитости руководителей, их отношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.

      5. Управленческая деятельность субъектов — поступки и действия по установленному регламенту, выполнение которых требуется от лиц, занимающих данное место в иерархии управления системы. Управленческая деятельность во всех сферах подчинена правовым и административным актам (должностные инструкции, положениях об отделах и др.).

      6. Управленческое поведение — действия и поступки в процессе управления производственным коллективом, осуществляемые на основе своего понимания долга, общественного, коллективного и личного интересов на базе нормативно-правовых актов управленческой деятельности хозяйственных систем. Управленческое поведение зависит и от стиля руководства.

      7. Взаимодействие управленческих групп — поведение всех участников процесса управления, которое взаимоориентировано на основе общности целей и интересов.

      Каждая управленческая группа имеет свой комплекс взаимодействий, но система их взаимодействия различается составом элементов и полномочиями внутри различных систем.

      Характер  их полномочий (прав) определяет ранг руководителя в системе управления.

      Управленческие  взаимодействия подразделяются на прямые и косвенные.

      Прямые  взаимодействия проявляются через  отношения руководителей и подчиненных; косвенные — это влияние результатов  труда одних групп на условия  и результаты труда других [7. С. 66].

      8. Должностное положение управленческих групп — это элемент в процессе управления, определяемый конкретными задачами, правами и обязанностями на основе функционального процесса разделения труда в системе управления.

      В социальном менеджменте должностное  положение более емко, оно отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризуется:

    • содержанием установленных и реально выполняемых обязанностей;
    • объемом прав, предоставленных этому субъекту;
    • ролевым поведением, которое должно осуществляться на этом должностном уровне, действиями и по ступками занимающих данную должность.

Информация о работе Социальный менеджмент предприятия