Экологический менеджмент на предприятии на примере ОАО «Удмуртнефть»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, дипломная работа

Краткое описание

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют методические и нормативные материалы практического характера, касающиеся проблемы экологического менеджмента в нашей стране.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечественных специалистов в области экологического права.
Информационная база исследования включает данные об экологическом менеджменте в нашей стране, обобщенная информация о нормативных документах, регламентирующих проведение экологического менеджмента.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного правового анализа, право-статистического, сравнения и других.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО «УДМУРТНЕФТЬ» 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА 9
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» 16
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
2.1. СТАНДАРТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 22
2.2. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 35
2.3. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 39
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» 47
3.1. ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 47
3.2. ЭКО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 57
3.3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» 68
3.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95

Файлы: 1 файл

Экологический менеджмент на предприятии.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

Руководители предприятий  отечественной текстильной промышленности считают (сведения 2001-2003 гг.), что российский лен мог бы занять гораздо более  сильную позицию на международном рынке при условии распространения как собственно систем экологического менеджмента, так и экологической маркировки и маркетинга продукции из льна с использованием принципов жизненного цикла продукции.

Представители лидирующих машиностроительных компаний убедились в том, что не только европейский рынок склонен "диктовать" требования в отношении сертификации систем экологического менеджмента, но и рынки Китая (что неудивительно: в Китае, Гонконге и Макао вместе взятых более 1800 сертифицированных компаний), а также Казахстана и Монголии (не замеченных в табели о рангах) подают сигналы подобного интереса.

Свидетельство о том, что в компании внедрена действенная  система экологического менеджмента, способствует увеличению оценочной стоимости основных фондов предприятия. Продемонстрировать справедливость этого положения достаточно просто. Десятки российских компаний предпринимают попытки разработки совместных проектов с зарубежными партнерами. В ряду отраслей промышленности следует упомянуть нефтедобычу и нефтепереработку, производство химической продукции, выпуск автомобилей (в том числе, сборку иностранных моделей на отечественных площадках), производство оптических волокон, фармпрепаратов и др. Если в начале 90-х годов экологический аудит российских предприятий, предшествовавший решению о порядке инвестирования, был чем-то новым, не всегда понятным, то сегодня это - обычная практика.

Стандартные процедуры  аудита приняты многими банками, используются консультационными компаниями. В перечень непременных вопросов входят и те, которые напрямую относятся к системе экологического менеджмента. Ни знаменитые экологические паспорта, ни объемные тома проектов предельно-допустимых выбросов и сбросов не заменяют в этом случае упорядоченной документации (включая сертификат) и свидетельств действенности СЭМ. Результаты экологического аудита имеют серьезный вес при принятии решения о "взаимных долях".

В 1998-2000 годах в России получил развитие крупный международный  проект в автомобильной отрасли. Распределение вкладов партнеров (в числе которых был и Европейский банк реконструкции и развития), от которого естественным образом должно было зависеть и распределение будущей прибыли, отражало вклад российского производителя "в натуре" (здания, сооружения, коммуникации, труд проектировщиков и т.п.). Решение о снижении вклада отечественного партнера было принято с учетом результатов экологического аудита. Обидно то, что предприятие входило в число тех, кого международные доноры настойчиво пытались обучить принципам оценки воздействия на окружающую среду, экологического аудита, ISO 14000 и пр. Но материалы "дармовых" семинаров и стажировок так и остались не воспринятыми, не востребованными, по сути дела - проигнорированными руководством предприятия.

Внедрение системы экологического менеджмента способствует снижению затрат за счет более рационального использования энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия. До определенной степени эта возможность заучит как внутренняя, не имеющая прямого отношения к укреплению позиций компании на рынке, тем более - на международном рынке. Для более глубокого понимания значимости снижения затрат, обусловленных чрезмерным использованием ресурсов, рассмотрим показательный пример.

За счет снижения непроизводительных затрат, вызванных систематическими ошибками процедуры обращения с отходами, предприятие металлообработки достигло снижения себестоимости продукции соответствующего вида на примерно 5%. Отметим, что проблема была идентифицирована в ходе предварительной экологической оценки. Интересно, что вклад в себестоимость платежей за загрязнение окружающей среды и прочих затрат, связанных с обновлением природоохранной документации и т.п., не превышал 0,2 %, в то время, как руководство компании ставило перед отделом охраны окружающей среды задачу снижения платежей, но никоим образом не задачу идентификации нерационального использования ресурсов. Впрочем, это вполне объяснимо, если вновь обратиться к разделу, озаглавленному "Неоправданно узкое понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента".

С описанным примером связан еще один урок, извлеченный  совсем недавно во время проведения семинара, посвященного развитию системы сертификации СЭМ в России. Представители отдела, занятого развитием международного сотрудничества одной из крупных компаний Северо-западного региона России, охарактеризовали снижение себестоимости на 5 % как незначительное, затруднившись ответить на вопрос, какова доля заработной платы в структуре себестоимости продукции компании. Для справки отметим: на российских промышленных предприятиях вклад зарплаты в себестоимость продукции редко превышает 7-10 %. Но это уже вопрос упущенных возможностей не только поэтапного приближения к ресурсоемкости производства, характерной для лидирующих мировых компаний, но и просчетов в системе стимулирования персонала.

Системы экологического менеджмента могут обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду экономически эффективным образом, сочетая, таким образом, решение экономических и экологических задач.

Фактически, эта возможность  тесно связана с описанным  уже потенциалом положительного влияния, стимулирования развития систем менеджмента качества в результате (в ходе) развития систем экологического менеджмента.

Одним из характерных примеров в этом случае выступает опыт предприятия электротехнической отрасли. Поэтапный отказ от использования хлорсодержащих полимеров для выработки изоляции позволил резко сократить вероятность поступления персистентных органических загрязняющих веществ (ПОЗВ) в окружающую среду. Отметим, что затраты на производство изоляции, не содержащей поливинилхлорида, оказались ниже, чем предполагалось изначально в связи с доступностью отечественных полимеров соответствующего качества. Кроме того, прекратилась тяжба в природоохранительными органами, требовавшими организации неправдоподобно дорогих измерений концентраций ПОЗВ (один анализ обходится в 800-1000 долларов) в отходящих газах и установки очистного оборудования, близкого к таковому, разработанному для мусоросжигательных заводов.

Были решены и задачи повышения эффективности работы природоохранительных органов, которые, наконец, сфокусировали усилия на ликвидации несанкционированных свалок, где сгорает значительное количество отходов, содержащих хлорорганические соединения.

Развитие системы экологического менеджмента способствует укреплению систем менеджмента качества и создает  основу для последующего интегрирования систем менеджмента на предприятиях. В этой области в роли "идола" выступают, как это ни странно, компьютерные технологии. С чьей-то легкой руки в ряде наукоемких отраслей (включая оборонную, ядерную, химическую) принято считать, что для интеграции систем нужны прежде всего компьютерные программы. не дискутируя на эту тему, отметим, однако, что для основой интегрирования систем менеджмента на предприятии может и должна служить любая система, отвечающая принципам международных стандартов.

Фактически предыдущий пример уже выступает как иллюстрация  высказанного положения. Но наиболее весомо его подтверждает опыт 2000 года, когда предприятие, занятое металлообработкой предприняло попытку использования сертификации на соответствие требованиям ISO 14001 в маркетинговых целях. В результате предварительной экологической оценки (процедуры, в которой весьма значительную роль играет оценка сложившейся системы менеджмента на предприятии в целом) было установлено, что затраты только на сырье, необходимое для производства новой, по мечте производителя, экологически целесообразной продукции, выше отпускной цены этой продукции. Фактически, процесс консультирования руководства предприятия приобрел новый акцент: внимание было сосредоточено на основных принципах менеджмента, на усилении системы учета, на создании четкого материального, энергетического, водного баланса. Система менеджмента в целом, система менеджмента качества получили новый импульс, необходимый для их развития.

Интегрирование систем менеджмента имеет шансы, прежде всего, в тех компаниях, где руководство  воспринимает принцип Total Quality Management не как некий западный изыск, а как основу достижения успеха. Некоторые машиностроительные компании России уже заявили о включении экологически значимых целей и обязательств в пересмотренные политики в области качества, то свидетельствует о серьезном, обдуманном отношении к внедрению систем менеджмента и к поиску нового баланса в иерархии целей.

Внедрение и сертификации систем экологического менеджмента  повышают адаптивные возможности российских компаний, способствуя упрочению их рыночных позиций. Вероятно, эту позицию можно было бы разместить непосредственно после описания возможностей выхода на международные рынки. Однако, здесь речь пойдет в основном об адаптационных возможностях компаний, определяемых эффективностью учета в их стратегии требований внешней среды и отражения их путем совершенствования внутренней среды (включающей кадры, организацию управления, производство, финансы, маркетинг, организационную культуру).

Особенность сегодняшней  ситуации состоит в том, что экологические  требования (законодательные, нормативно-технические) и ожидания общества в целом и клиентов в частности из категории факторов среды косвенного воздействия (в ряде случаев не слишком действенных) переходят в категорию факторов внешней среды прямого воздействия, то есть влияющих на организацию непосредственно.

Гибкость, которую проявляют  российские компании, адаптируясь к  экологическим требованиям, может стать основой для успешного учета в будущем требований безопасности, которые, при всей болезненности темы, пока воспринимаются как вторичные в ряде случаев даже предприятиями, подотчетными Госгортехнадзору.

На самом деле, спонтанные протестные акции общественности (например, в 1995-1997 гг. в Южном федеральном  округе) не воспринимаются химическими компаниями России как сигнал необходимости учета принципов Responsible Care (Кодекса ответственности), требующего интегрирования целей обеспечения безопасности населения и открытости политики, процедур и результативности предприятия в этой области для заинтересованных сторон. В национальном контексте речь идет о неподготовленности населения к техногенным катастрофам и об увеличении потерь, в международном - об ослаблении не только рыночных, но и политических позиций. Подтверждением справедливости последнего положения может служить авария предприятия американской корпорации Union Carbide в Индии. О радиационной безопасности, обеспокоенности общественности, о Чернобыльской аварии писать не приходится.

Возможности облегчения применения нормативных требований, рационального сочетания методов административного регулирования и контроля с инициативной экологической деятельностью предприятий, улучшение отношений предприятий с органами государственной власти и управления, общественностью, компаниями-партнерами, потребителями и др., формирование благоприятного имиджа компаний в целом, привлечение более квалифицированной и сознательной рабочей во многом пересекаются с описанными уже шестью блоками потенциальных выгод.

 

Заключение

 

С тем, чтобы системы  экологического менеджмента были действительно  приняты руководителями российских предприятий и использованы наиболее результативных образом, принципы распространения СЭМ должны, прежде всего, отражать то обстоятельство, что эти системы выступают как действенный инструмент поступательного развития бизнеса. Рассмотрим эти принципы.

Значимость подходов экологического менеджмента для  решения внутренних задач предприятий. Как уже сказано, в современных российских условиях для многих предприятий и консультантов характерна ориентация на получение формального сертификата как на основной мотив внедрения СЭМ (аналогичная ситуация имеет место и в сфере менеджмента качества). Как правило, именно наличие такого сертификата рассматривается как конкурентное преимущество для работы на рынке, что в целом может быть вполне справедливо. В то же время, как показывает опыт, только ориентация на внутренние задачи предприятий позволяет обеспечить принятие подходов экологического менеджмента в долгосрочной перспективе. Кроме того, признание как самих этих подходов, так и соответствующих сертификатов со стороны различных секторов общества прямо зависит от того, способно ли применение подходов СЭМ привести к существенному снижению воздействия на окружающую среду. С другой стороны, распространение СЭМ в промышленном секторе будет зависеть от того, насколько успешно эти системы позволят сочетать решение экономических и экологических задач предприятий.

В связи с этим одна из основных задач состоит в том, чтобы продемонстрировать возможность реального снижения воздействия на окружающую среду экономически целесообразными методами в результате внедрения СЭМ; при этом в качестве основы используются различные модели подходов, внимание уделяется не столько соблюдению формальных требований определенных стандартов (таких, например, как ISO 14001) .

Важность социальных аспектов экологического менеджмента. В основу концепции экологического менеджмента положено представление о взаимодействии организации с окружающей средой, в которой она функционирует. При этом внимание уделяется не только окружающей природной среде или исключительно экономической (поставщики и потребители), но и социальной среде. Ее образуют заинтересованные стороны, представляющие различные сектора общества. Это, в частности, государственные органы, в компетенцию которых входит регулирование тех или иных аспектов деятельности предприятия, а также широкая общественность, в том числе местное население и неправительственные организации. Эффективное функционирование СЭМ требует взаимодействия с этими сторонами. Минимальный объем такого взаимодействия определен стандартами в области СЭМ. Так, согласно ISO 14001, необходима разработка и обеспечение доступности экологической политики организации, в то время как схема EMAS требует ежегодной публикации верифицируемой экологической отчетности.

Информация о работе Экологический менеджмент на предприятии на примере ОАО «Удмуртнефть»